Птенцы гнезда Михаила Скрыпова

В текущем году,   пятого октября,  Михаилу Григорьевичу Скрыпову исполнилось бы 75 лет.   Юбилей, вероятно,  широко  отмечался, если бы  6 октября 2010 года талантливый тренер и педагог не ушел от нас.

Вряд ли в Курской области найдется человек, который бы никогда не слышал имя Скрыпова, почетного председателя Федерации дзюдо Курской области, заслуженного тренера СССР и РСФСР, заслуженного работника физической культуры и спорта РСФСР, мастера спорта, почетного «динамовца» СССР. Международная федерация дзюдо присвоила ему 7-й дан. В областной номинации он признан лучшим тренером ХХ века. Награжден двумя орденами «Знак Почета» и четырьмя медалями.

Михаил Григорьевич создал в Курске школу дзюдо и подготовил целую плеяду спортсменов, которые стали чемпионами России, Европы, мира, Олимпийских игр. Сам он с соревнований разного уровня привозил медали всех достоинств, в том числе олимпийскую золотую. Его ученик Николай Солодухин стал лучшим дзюдоистом страны в ХХ столетии. Олимпийский чемпион, дважды чемпион мира, чемпион Европы, Спартакиады народов СССР – таких наград никто из советских дзюдоистов не имел.

В его бытность куряне с чемпионата СССР привозили две-три медали, а с молодежных и юношеских первенств – и того больше. Но шло время. Школа Михаила Григорьевича уже не гремит на российском уровне. В этом году проходила Спартакиада школьников России. Борцы нашей области не заняли ни одного призового места. Приехали… И я захотел понять, почему это произошло и можно ли «вылечить» наше дзюдо? И вот мы вместе с мастером спорта международного класса, победителем первенства Европы среди молодежи, ныне предпринимателем Владимиром Снеговым вспоминаем, как создавалась школа дзюдо в Курске.

– Я сам наблюдал, в каких условиях поначалу Михаил Григорьевич работал с ребятами: теснотища была неимоверная, и приемы самбо отрабатывали осторожно, чтобы не пораниться о стены. Позже он перепрофилировал секцию самбо в дзюдо и воспитал столько спортсменов, сколько иной команде тренеров не под силу. Он доказал, что люди наши талантливы, надо только их открывать и бережно растить. Вот и тебя, Володя, можно назвать «птенцом гнезда Скрыпова». Снеговых в его команде было трое – ты, двоюродный брат Алексей и однофамилец Юрий. У тебя фигура богатырская. Ты выступал в тяжелой весовой категории (свыше 95 кг). Когда простился с большим спортом... Ай, что я сказал! Не простился, ты и сейчас в нем, разве лишь на татами не выходит борец Снеговой-предприниматель. А помнишь, как начинал?



– Меня привлек старший брат Алексей. Жили мы на Магистральном проезде, и оттуда ездили на стадион «Динамо». В ту пору с окраины многие ребят занимались борьбой. Вася Губанов, Саша Шуров, Юрий Снеговой, Юрий Милостной стали знаменитостями. А Виктор Васильев приезжал аж из деревни под Курском. У нас было огромное желание научиться защищаться от нападений, затем – выиграть чемпионат области, России, Европы. Тренировались с таким старанием! Я попал к тренеру Леониду Еремину. Тогда уже можно было говорить о школе Скрыпова, а не о секции. Михаил Григорьевич думал о разветвленной сети секций, школ. Для этого нужны были тренеры. Где их взять? Воспитать. Вот он и присматривался к тем, у кого проявлялись педагогические задатки. Доверял им проведение тренировок. И люди росли как спортсмены и как наставники. Благодаря ему стали настоящими тренерами Леонид Еремин, братья Карповы, Семен Хайчук и другие. Они замечали талантливого мальчишку, растили его и передавали для «доводки» Михаилу Григорьевичу. И ничего зазорного в этом не находили, потому что болели за общее дело.

Бывший тогда начальником областного УМВД и председателем спорт­общества «Динамо» Вячеслав Кириллович Панкин оказывал громадную помощь в деле развития дзюдо. За высокие успехи ребятам давали квартиры, помогали с учебой. Наших парней приглашали в Москву, Киев, Ленинград, Питер, Челябинск. Никто не уехал. Всем было комфортно дома.

– Володя, а как сложился твой спортивный путь?

– Тренировался, участвовал в состязаниях в различных городах страны, Европы. Были и громкие победы. Но замучили травмы. Надо было думать, как жить дальше. Кстати, Скрыпов постоянно нас настраивал на учебу в вузе или техникуме. И почти половина, как вы говорите, его «птенцов», училась в СХИ, пединституте, техникумах. Среди его учеников — с десяток кандидатов наук, есть и доктор, немало депутатов разных уровней. Я окончил Курский сельскохозяйственный, тогда еще институт. Потом – Орловское училище правительственной связи. Призвали меня в армию. Окончание службы совпало с перестройкой. В то время многие пробовали свои силы в предпринимательстве. Рискнул и я. Школа дзюдо уже не была такой сильной, как раньше: все перестраивалось, переделывалось…

 А у меня была мечта – создать в уютном местечке спортивную школу-интернат, где бы ребята, подающие большие и не очень надежды, могли бы жить, учиться, много тренироваться, особенно на каникулах. Мечту осуществил. В Мокве, на живописном берегу Сейма, среди соснового леса построил спортивно-оздоровительный клуб «Олимпиец». Здесь имеется гостиница, столовая, большой спортзал. Строим еще один, где можно играть в футбол, баскетбол, волейбол, а также открытое футбольное поле. Райский уголок для спортсменов. В России таких немного. Наш – лучший в ЦФО. Сразу после открытия комплекса в нем учились и тренировались 70 подростков и юношей. Они показывали хорошие результаты. Мы уступили Московской области всего лишь пол-очка.

– А что сейчас?

– Условия есть, а детей нет, потому что прекратилось финансирование. У меня средств не хватает, я предприниматель средней руки, не нефтяной магнат.



– И какая картина в области?

– Противоречивая. Тренеров много – человек 80. О таком количестве Скрыпов и не мечтал. Под дзюдо построили спортивный комплекс «Динамо». Появились хорошие залы не только в Курске, но и в Судже, Мантурово, Понырях, Тиму. А результатов нет. На российском уровне мы уже не «засвечиваемся». На спартакиаде школьников никто из курян не вышел в финал. Учтите, раньше мы входили в Южный округ, где борьба является национальным видом спорта, и мы там выделялись. Сейчас представляем ЦФО, где в некоторых областях дзюдо развито мало, и то мы в провале.

– В чем причина?

– В отсутствии системы, разработанной Скрыповым. Многие тренеры не ставят перед собой больших целей. Считают, что достаточно отвлечения детей от улицы. Некоторые за 10 лет не подготовили ни одного мастера спорта. И с них нет спроса. Если появляется перспективный дзюдоист, норовят отправить его в Москву. И сильные спортсмены стремятся уехать за пределы области.

При Скрыпове были созданы спортивные классы в 28-й курской школе и первом интернате. Ребята учебу совмещали с усиленными тренировками. Сейчас есть «Олимпиец», но его база не используется. Спортивное общество «Динамо» практически не занимается развитием спорта. Когда-то у нас были сильные спорт­смены-велосипедисты, легкоатлеты, лыжники. На весь мир гремели имена дзюдоистов. Сейчас ничего нет.

 – Повода для оптимизма не осталось?

 – Ну почему же? Работает Леонид Еремин, заслуженный тренер России, Александр Сивцев, Зураб Курасбедиани, Станислав Барзыкин, Роман Федосов. Появляются перспективные ребята. Нужно только изменить отношение к этому виду спорта со стороны областного комитета по физкультуре и спорту. Необходимо создать такую обстановку в области, чтобы дарования не покидали ее. Следует восстановить преемственность в работе с детьми: появился талант – либо сам доводи его до чемпионского звания, либо передай опытному тренеру. Так будет создано основание пирамиды, на вершину которой непременно поднимутся куряне.

Василий ВОРОБЬЕВ


< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2013

Комментарии пользователей



Последний комментарий