Благодаря выставке у посетителей есть уникальная возможность увидеть, каким был музей 110 лет назад. Об этом свидетельствуют документы и фотографии, на которых зафиксированы предметы, состоявшие на музейном учете. Некоторые из них сохранились и по сей день, а некоторые утрачены безвозвратно, ведь курянам пришлось пережить и революцию, и гражданскую войну, и фашистскую оккупацию.
Экспозиция музея включала следующие разделы: военные маневры, церковный, исторические древности, нумизматический, этнографический и кустарный. В выставочных витринах, каждая из которых символизирует собой раздел музея, представлены некоторые предметы из старых собраний.
О военных маневрах 1902 г., которые стали поводом для учреждения музея, рассказывают фотографии, на которых запечатлены моменты пребывания Николая II в Курске. Они являются частью альбома темно-зеленой кожи с золотым обрезом и дарственной надписью: «Всеподданейшее подношение Его Величеству Уездного члена Окружного Суда, Надворного Советника Абрамовича». Этот курянин сделал императору подарок – несколько десятков запечатленных исторических мгновений.
В церковном отделе можно увидеть рукописную книгу XVIII в. «Летопись келейная Димитрия Ростовского», которую при создании музея передала братия мужского монастыря Молченской Софрониевой пустыни. А курский чиновник А.Н. Лагофет подарил «Евангелие» 1575 г. издания, украшенное красочными миниатюрами.
Самым крупным в дореволюционном музее был отдел исторических древностей, где собраны предметы старины: посуда, мебель, оружие, картины. Например, председатель Курской губернской ученой архивной комиссии А.Н. Кобылин подарил ларец-подголовник. Такие ларцы служили дорожными сундучками и предназначались для перевозки и хранения денег, ценных бумаг, небольших дорогих вещей. Они имелись у каждого зажиточного человека и бытовали на Руси до середины XVIII в. Особенно широко пользовались ими торговые люди, часто совершавшие далекие поездки. Дорожные сундучки были сделаны из дуба и окованы металлом. Чтобы ценности, хранящиеся в них, не попали в чужие руки, ларцы запирали на замок и клали на ночь под голову.
В нумизматическом отделе представлены не только монеты и боны, но и медали, жетоны, должностные знаки. Так как все они выпускались по единому образцу, сейчас невозможно установить, какие именно экспонаты находились в коллекции старого музея.
Этнографический отдел – это предметы быта русского и других народов. Помещиком Н.П. Соколовым из с. Меньшиково Дмитриевского уезда был подарен южнорусский и украинский музыкальный инструмент слепцов-нищих – лира. Музыкант одной рукой нажимал на клавиши, а другой крутил рукоятку, приводившую в движение колёсико, обработанное канифолью, которое терлось о струну и заставляло ее звучать.
В кустарном отделе собирали предметы крестьянских промыслов, которыми славилась Курская губерния. При создании музея поступил глиняный сосуд «Баран-водолей» – редкий образец народного декоративно-прикладного искусства. Уроженец д. Семеновки Льговского уезда Н.Д. Бартрам передал музею коллекцию женских головных уборов. Николай Дмитриевич родился в семье художника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У себя на родине организовал учебную мастерскую по изготовлению деревянных игрушек и стал большим коллекционером. В 1918 г. в Москве он создал Музей игрушки, бессменным директором которого оставался до конца жизни. В настоящее время часть головных уборов из коллекции Н.Д. Бартрама реставрирована.
Создание курского музея проходило на фоне обыденной жизни курян, основные стороны которой отображены в экспозиции выставки. Курск 110 лет назад был центром губернии со множеством административных учреждений. Для образного представления этой темы организаторы выставки использовали широкие возможности инсталляции: пространственная композиция переносит нас в кабинет чиновника Х класса, где деловую атмосферу передает сопутствующий антураж: стол под зеленым сукном, казенное кресло с курским гербом, чернильный прибор, телефонный аппарат, тома «Свода законов Российской империи».
С инсталляцией перекликается еще один метод художественного решения экспозиции выставки – отдельное место занимает интерьер фотоателье: комната с типичной домашней обстановкой (стол, стулья, шкаф) и тут же мастерская фотографа (на треноге большой фотоаппарат-«гармошка» с черной тканью, под которой таинственно «колдовал» фотограф, «задник» с видом античных развалин, мраморная колонна). Выставленные в витрине фотокамеры с выдвижными объективами, журналы «Фотограф» и «Фотограф-любитель», фотографии курян, ажурные фоторамки дополняют представление о развитии фотодела.
Как характеристика эпохи на выставке представлен обзор социально-экономического состояния города. В разделе «Промышленность и транспорт» можно увидеть крышку канализационного люка, изготовленную на курском чугунолитейном заводе Мертенса. Кстати, использовалась она по назначению до 1990-х гг. Здесь же – этикетки продукции курских предприятий (вино «Столовое» винокуренного завода Новосильцева и Тахтамирова, наливки «Вишневая» и «Смородиновая» водочного завода Худокормова), красочные акварели краеведа И.И. Ликоренко с видами предприятий, фрагмент рельса с клеймом «1902 г. МВР жд», топор для обтесывания шпал, железнодорожный билет с правом бесплатного проезда.
В разделе «Финансы» – портрет курского купца А.И. Филипцова, передавшего свой капитал на создание городского общественного банка, бронзовая табличка «Ссуды», столовая тарелка с клеймом «Курское коммерческое собрание», фарфоровая бутыль в виде завязанного мешка с текстом-каламбуром «Мой текущий счет», билеты государственных займов и ассигнации того времени.
Торговую сферу тех лет характеризуют безмены, гири, весы различной конструкции, мерка для жидкостей, жестяные коробки и конфетные фантики курских кондитерских фабрик «Восторг» и «Эсперанс», аптечные склянки с сигнатурой Георгиевской аптеки, рекламные объявления.
А в разделе «Образование» собраны почтовые карточки с видами учебных заведений старого Курска, классный журнал с выставленными оценками и заданиями на дом, ученический билет, книги «Заграничная экскурсия группы курских реалистов в Константинополь и Афины», «Экскурсия курских гимназистов по Уралу», «Сборник трудов учащихся Курской губернии», похвальные листы, аттестаты об окончании учебных заведений.
Ну и, наконец, композиционная доминанта выставочного зала: на фоне «воздушного» баннера с видом городского парка садовая скамейка на вычурных чугунных литых ножках под фонарем с тусклым светом и афишная тумба с объявлениями концертов местных и заезжих мастеров сцены.
Остается добавить, что презентация выставки состоялась при большом стечении гостей. Рассказ экскурсовода сопровождался звукорядом – строевыми командами под военный марш и перезвоном церковных колоколов, театрализованными действами – раздачей трактирщиком конфет, завернутых в копии дореволюционных фантиков, и романтическим танцем под звуки «Курского вальса», написанного в Курске капельмейстером В.А. Копчинским сто с лишним лет назад и возвращенного таким образом из небытия. Эмоциональное воздействие от увиденного дополнялось возможностью сфотографироваться в специально пошитых для выставки костюмах «под старину» в фотоателье на скамейке в городском саду, на приеме в кабинете чиновника…
Выставка значительно обогатила музей новыми возможностями, расширила диапазон активного воздействия на посетителей. Об этом говорят их отзывы, оставленные в журнале: «Интересно! Познавательно! Красочно!», «Восхищены прекрасно организованной экспозицией. Много интересного о жизни родного города в былые времена», «Я ощутила себя жительницей Курска минувшего века».
Игорь ПЛАКСИН,
заместитель директора по научной работе
Курского областного краеведческого музея,
кандидат исторических наук