Дирижер каменной музыки

Если архитектура – это музыка в камне, то у нее обязательно должен быть свой дирижер, умеющий придать нужное звучание своему творению.  Александр Баландин из этой когорты.

Известный в Курске и за его пределами архитектор, автор множества воплощенных проектов и некоторого количества нереализованных, – ну, как и положено каждой творческой личности. Создатель, в течение восемнадцати лет генеральный директор и главный архитектор проектной фирмы «Графит». Председатель правления Курской организации Союза архитекторов России. Человек общественно активный и отстаивающий свою позицию, невзирая на лица, особенно если это касается интересов Курска. И в ближайшем будущем – юбиляр: 19 октября Александру Николаевичу исполняется 60 лет. Отличный повод вспомнить былое и порадоваться настоящему, которое выстроено собственными руками, умом и талантом.

В судьбе Александра Баландина каким-то образом соединились без всякой диалектической борьбы разного рода противоположности. Например, сам он по рождению – южанин, появился на свет в Крыму, в курортном городе Саки. Между тем его отец Николай Александрович – уроженец Русского Севера, Архангельской области. Мама Людмила Родионовна тоже в общем-то из северных краев, из Перми.

Будучи «певцом» урбанистических пейзажей по профессии, в душе Александр Николаевич – восторженный поклонник уголков природы, нетронутых цивилизацией. Это наследие детства, когда отца, военнослужащего, направили в поселок Вожаель (Коми АССР). Расположенный на берегу небольшой таежной реки Весляны, которая раза в два больше Сейма, среди леса, полного грибов и ягод, Вожаель на всю жизнь поселил в сердце будущего архитектора особую любовь к лесу. Как, впрочем, Крым – к морю.

В юности Баландин-младший чуть было не пошел по стопам отца – решил стать военным, танкистом. Но не прошел медкомиссию по зрению. Тогда он поступил в Ухтинский индустриальный институт на геологический факультет. Родители были не в восторге от его выбора, но решению сына не препятствовали. Он сам его изменил, побывав после первого курса на практике на Северном Урале. В результате бросил институт и решил пойти в армию, чтобы подумать над своей дальнейшей судьбой.

В военкомате очень удивились, когда Баландин сам явился с просьбой вручить повестку. В учебке он окончил школу младших командиров для РВСН и был отправлен служить в город Ужур Красноярского края. Вот там, во время надоевшего до чертиков рисования стенгазет ему и пришла счастливая мысль пойти учиться на архитектора. После демобилизации поступил на архитектурный факультет Воронежского инженерно-строительного института. И этим определил свою судьбу – как профессиональную, так и личную. Потому что здесь училась Наталья Хайлина, ставшая вскоре Баландиной.

Студенческая семья быстро разрослась – родилась дочь Анна. Тем не менее молодые мама и папа свои дипломы защитили на «отлично» и отправились по распределению в Курск. Первое место работы – управление по делам строительства и архитектуры. Первое жилье после месяца пребывания в гостинице – комната в общежитии. Первая работа – проектирование малых архитектурных форм, паспорта отделки зданий, размещение гаражей для инвалидов. Места для творчества, конечно, она оставляла слишком мало. Александр Баландин мечтал о большой архитектуре. Поэтому в 1985 году ушел в Институт «Курскгражданпроект», в группу Ивана Брагина.

– Иван Львович воспитал многих архитекторов, в том числе и меня. Несмотря на то что он мой однокашник и на три года младше меня, я считаю его своим учителем. Благодаря ему и Евгению Борисовичу Красникову я вошел в большую архитектуру, – говорит Александр Николаевич.

Первым его серьезным объектом был жилой 9-12-13-этажный дом на пересечении улиц Союзной и 8 Марта. С этой работой Баландина приняли в Союз архитекторов. Потом по его предложению удачный проект применили на Майском бульваре, адаптировав к типовым панельным постройкам. Дальше были проекты застроек на пересечении улиц Станционной и Цюрупы, на южной стороне улицы Интернациональной, которую не удалось закончить из-за нагрянувшей перестройки.

– В конце 80-х под эгидой Союза архитекторов появилась система «Архпроект». Она дала возможность архитекторам подрабатывать. Мы в вместе с Игорем Юрьевичем Ендржеевским в ее рамках сделали несколько проектов. Один из них – 4-этажный жилой дом на Нижней Луговой – получил поощрительную премию на смотре в Уфе, – вспоминает Баландин. – А затем мы создали свое предприятие. Сначала ТОО «Арикон-Т», затем, в январе 1993-года, – «Графит».

Первое время фирма размещалась в арендованном помещении в Доме быта на Московской площади, а в ее штате было четыре человека: директор, бухгалтер, секретарь и оформитель. Остальные проектировщики работали по трудовому соглашению. Проекты были небольшими: гараж, склад, киоск... Потом здание Россельхозбанка на пересечении улиц Радищева и Почтовой; 10-этажный жилой дом для малосемейных на улице Серегина; казначейство на Горького, 8 … И много других ярких проектов. В том числе небезызвестная 10-я «Европа» на Карла Маркса, за исключением фасада, выполненного в Воронеже.

Сейчас «Графит» имеет собственное помещение площадью около 400 квадратных метров на улице Карла Маркса, 15 и штат около 50 человек. Бухгалтерией, кстати, занимается дочь Анна – она окончила финансово-экономический институт и уже подарила родителям двух внуков. А вот супруга Александра Баландина Наталья перешла от архитектуры к иконописи, окончив иконописную школу.

Между тем в багаже «Графита» появились не только жилые и общественные здания, но и промышленные. Например, проект реконструкции локомотивного депо на станциях Льгов, Фаянсовая (Смоленская область), Курск; новые корпуса кондитерского комбината на улице Магистральной. География деятельности фирмы разрослась невероятно: Орловская, Брянская, Белгородская, Тульская, Рязанская, Тверская, Московская области. Недавно присоединился Санкт-Петербург – любимый город архитектора Баландина: «Графит» проектирует там школу. Вообще, свой 20-летний юбилей предприятие встречает с немалым количеством грамот и дипломов за свои работы.

А вместе с ним – и ее основатель, который еще является и председателем правления Курской организации Союза архитекторов России, членом градостроительного совета города Курска. И во всех своих ипостасях Александр Николаевич болеет душой за архитектурный облик Курска, сохранение его своеобразия и культурного наследия.

– Самый больной вопрос – это курский Кремль, – считает он. – Я вхожу в рабочую группу по использованию высвобождающихся объектов историко-культурной значимости. Мы предлагаем провести творческий конкурс проектов застройки территории электроаппаратного завода и Полугоры. Эту же идею отстаивает и курское отделение Союза архитекторов. В областной администрации нас поддержали. Так что, надеюсь, появится на конкурсной основе интересный проект историко-культурного характера, который будет реализован. Ведь до 1000-летия Курска совсем немного времени. Готовиться надо уже сейчас!

Елена БАЙБАКОВА



< Вернуться к содержанию

красная площадь # 04-2013

Комментарии пользователей



Последний комментарий