Зинаида ИЛЬИНА: Люблю историю до самозабвения

Зинаида Дмитриевна Ильина, заведующая кафедрой истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, доктор исторических наук, профессор. Сфера научных интересов: отечественная история, история и культура России и курского края, история Русской православной церкви, историко-политические и историко-правовые аспекты взаимоотношений власти и духовной сферы. Автор около 200 опубликованных научных и учебно-методических работ. Редактор многочисленных научных изданий, в том числе краеведческой направленности.  Проводит большую общественную работу. Награждена памятной медалью Союза женщин России, золотой медалью Российского фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность», медалью «Подвижнику просвещения» общества «Знание» России. Имеет многочисленные грамоты Министерства образования и науки РФ, областного комитета образования и науки, сельхозакадемии, Курской областной Думы, Общественной палаты Курской области.

Имея такой послужной список, Зинаида Дмитриевна Ильина о себе говорит неохотно. Главное в жизни, считает она, – ее учителя, ученики и, разумеется, история, которую любит до самозабвения.

– Мне кажется, что я родилась историком, – призналась Зинаида Дмитриевна. – Дома было много книг. Так было принято не только в нашей семье. Большой слой общества был жадным до чтения, знаний. Особое место в домашней библиотеке занимали книги о городах, в которых побывали отец или его знакомые. Дедушка, крестьянин с четырьмя классами образования, постоянно читал книги, газеты, подчеркивал интересные мысли, выводы. Поэтому книга всегда была и осталась для меня главной ценностью. С этого все и началось.

В детстве считала себя великим историком. Это было ложное представление, но оно давало спокойствие: я знаю, где живу. А в пятом классе 25-й курской школы встретилась с Анной Павловной Ивановой, яркой личностью, которая отличалась глубиной преподавания. Она пробудила у меня вкус к истории других стран, к познанию нового, к исследованию. Поэтому в Курский педагогический институт на историко-педагогический факультет поступила легко. Там своя школа, замечательные и требовательные преподаватели. Так что к моему становлению как историка приложили руки многие. С благодарностью вспоминаю преподавателей вуза Елену Элиодоровну Матва, Эльвиру Александровну Жирову, Петра Ивановича Острикова, Алексея Сергеевича Чернышева, Иосифа Семеновича Полонского, Евгения Алексеевича Шанина – руководителя дипломной работы, позже – декана.

– Вам удалось сказать свое слово в истории, воскликнуть: «Эврика»?

– Думаю, да. Кропотливая и длительная по времени работа над избранной темой с архивными документами, которые до тебя никто не читал, полна неожиданностей. Хотя стороннему наблюдателю такие открытия не всегда интересны и понятны. Историку сделать открытие сложно, ведь по его выводу о конкретном событии или фактах целой эпохи может существовать и существует множество противоположных точек зрения. Принято говорить: «Внес вклад в историческую науку, разработав такую-то проблему». Да и подготовка исторического исследования – процесс длительный. Так, в Курске научная школа по истории отечественной культуры и политики была заложена Павлом Ивановичем Кабановым, профессором, доктором исторических наук. Развил ее Василий Николаевич Барсуков. Без этих людей я не смогла бы пойти дальше.

В аспирантуру поступила, пройдя комсомольскую и партийную школу, проработав инструктором, секретарем райкома партии. Мне хотелось понять, что же произошло в пере–строечные годы, почему стали возможны события, которые в конечном итоге привели к распаду большой страны. Работая над кандидатской, а затем и докторской диссертациями, изучала материалы партийно-государственных структур, общественных организаций и учреждений культуры Центрально-Черноземного региона и пришла к выводу, что одна из причин состоит в том, что городское население стало утрачивать национальную самобытность, традиции. Влияние западной культуры, а иногда и бескультурья надломило нашу страну. А путь выживания возможен только при восстановлении этого процесса. Определенные действия уже предпринимаются, в частности, по восстановлению семьи, потому что носителями культуры являются дедушки и бабушки. Мы на кафедре предлагаем студентам составить свои родословные. Сначала они не очень охотно относятся к заданию. Потом увлекаются. У одних получается развесистое генеалогическое дерево, у других – хиленькое. Процесс восстановления, к сожалению, идет фрагментарно, мы продолжаем терять национальную идентичность, наш язык изобилует иностранными заимствованиями. Самая большая проблема – мы себя считаем хуже живущих на Западе. Многие студенты стыдятся того, что они родом из деревни. Чувство достоинства утрачиваем. Чтобы переломить ситуацию, привлекаем студентов к изучению культурно-исторического наследия России и курского края, в том числе и в научно-исследовательских кружках. Вы бы видели, с каким упоением они играют на жалейках, народных инструментах, исполняют старинные русские песни! Я не говорю, что цивилизация не должна развиваться, но мы должны двигаться вперед, сохраняя особенности своей культуры. А мы делаем крен на экономический рост без учета территориальных, национальных особенностей. Политику нельзя строить на общем подходе, следует учитывать социальные, национальные, территориальные и психологические различия.



– А кто вас слышит? Обращает ли общество внимание на ваши выводы?

– Помимо учебной аудитории, где я излагаю свои мысли, два созыва была членом Общественной палаты Курской области. Пишу научные статьи, монографии. К сожалению, как и у других курских исследователей, они выходят маленьким тиражом, не продаются. Общественное сознание поверхностно воспринимает результаты научных исследований. Недавно, например, отпраздновали 980-летие Курска. Когда в городе появились щиты с изображениями памятников культуры и истории, я обрадовалась. И ждала, что горожанам подробно расскажут, что первое упоминание о городе встречается в «Житии Феодосия Печерского», написанном его учеником летописцем Нестором. О нем мало кто знает. В храмах дважды в год совершают богослужение преподобному Феодосию Печерскому, основателю общежительного монашества на Руси. В городе же нет ни одного памятника. Есть лишь на улице Сонина памятная плита, посвященная ему и установленная по просьбе краеведов, историков. Был еще источник на улице Нижней Набережной. По преданию из него Феодосий, когда был юношей, брал воду для выпечки просфор, которые отдавал в храм. В годы советской власти родник забетонировали, поставили забор ТЭЦ-4. На нем активисты установили скромный информационный стенд с изображением часовни над источником, который до революции назывался Святым колодцем. Но у стены ставят машины. Место зарастает, хотя существует план благоустройства этой уникальной территории. Раскрытие значимости личности Феодосия Печерского, который внес огромный вклад в развитие образования, культуры, миротворчества, обогатило бы нашу область, город знанием духовных основ родного государства.

– Значит, надежда на аспирантов, студентов…

– Поэтому я и преподаю дисциплину «Культура и история курского края». Мотивирую это тем, что будущие экономисты и финансисты являются проводниками государственной политики. И смогут направить ее на сохранение культурного наследия, что будет во благо материальной составляющей за счет привлечения туристов и повышения духовного уровня. В этом смысле у нас громадные перспективы, ведь имена многих наших земляков составляют гордость российского и мирового уровней.

– Вы возглавляете научную школу «Государственная политика и культурно-историческое наследие России и курского края». Насколько высока ее роль?

– На соискание ученой степени кандидата исторических наук защитили диссертации 17 человек, доктора наук – 1. Направления исследований самые разные. Все чаще приходят аспиранты, которые интересуются проблемами возрождения православия, которое я рассматриваю как часть культурно-исторического наследия России. Региональная история, культура многому учат. Мы удивляемся тому, какие пласты находятся при ближнем рассмотрении фактуры, которая не видна, если ее рассматривать с высоты. Это как если смотреть на земной шар из космоса: видны континенты, океаны, а когда спустишься ниже, можешь разглядеть каждого человека, особенности рельефа местности.

Перспективы у научной школы большие. Недавно начали включать в работу районные архивы. Это настоящий кладезь. Наши ученые при подготовке диссертаций используют в качестве исторического источника не только фонды государственных и ведомственных архивов, но и свидетельства очевидцев (этот метод популярен последние десятилетия во всем мире и получил название oral history – устная история). Студенты подключаются к сбору воспоминаний ветеранов войны. Некоторые опубликованы, а 11 работ отправлены в Москву, они войдут в многотомную историю Великой Отечественной войны. Собираем материал о восприятии православия и церкви в советский период. Восстановление культурного наследия – это повышение самосознания нации, ее значимости. По большому счету в истории государства, в его прошлом содержатся ростки будущего.

Галина ЧЕМОДУРОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий