Чьи имена прославили наш край

Усадьба Верховый Белый Колодезь (ныне с. Белый Колодезь Колпнянского района Орловской обл.) связана с жизнью и творчеством ярких личностей - участника  Отечественной войны  1812 г. Григория Ефимовича Шварца (1790-1873) и его сына Вячеслава Григорьевича Шварца (1838-1869) - вы­дающегося художника, мастера  исторической живопи­си.

Семья Шварцев жила на Кавказе, в Москве и затем в Белом Колодезе. Здесь в усадебном доме находилась коллек­ция картин западноевропейских художников, которую собирал глава семейства Г.Е. Шварц.

За свою недолгую жизнь художник В.Г. Шварц создал ряд про­изведений, принесших ему прижизненную славу. Его жизнь и творчество оказались неразрывно связанны­ми с родным краем. В Курской областной картинной галерее хранятся со­рок этюдов, подготовительных работ к картинам, кото­рые он выполнял на родине.

Последние годы жизни художник жил поперемен­но в Петербурге, в Курске и в Белом Колодезе. В этот период он был избран гласным Курского земс­кого собрания и предводителем дворянства Щигровского уезда.

После смерти брата и родителей усадьбу на­следует и управляет ею до революции 1917 года Евгений Григорьевич Шварц (1843-1932), действительный статский советник, камергер Высочайшего Двора, владелец одной из значительных коллекций рус­ского искусства. При нем усадьба получила своё на­ибольшее развитие. К началу 1880-х годов она стала видным образцовым имением, с парадной частью (главным домом, церковью-усыпальни­цей, парком и прудами), развитым жилым комп­лексом (домом управляющего, домами для слу­жащих и рабочих имения), административным центром (конторой), хозяйственно-промышлен­ным комплексом (винным и конным заводами, молочной фермой, скотным двором, овчарней, железнодорожным вокзалом, вспомогательными хозпостройками, полями, садовыми плантациями, теплицей, оранжереей).

Когда-то главный дом своей крупномаштабностью создавал центральную зону в ком­позиции ансамбля, однако с его исчезновением стала ощутима планировочная равнозначность сооружений. Уцелевшие документы, к сожалению, не дают полного представления об архитектуре и объ­ёмно-планировочном решении утраченного главного дома, однако являются ценными сви­детельствами, по которым можно представить фрагментарную реконструкцию здания.

Двухэтажный каменный барский дом неод­нократно перестраивался и к 1902 году имел П-образный план с угловой ротондой (возмож­но, с бельведером) в юго-восточной части зда­ния. Приземистый нижний этаж являлся как бы постаментом для более высокого второго этажа, в котором располагались основные парадные комнаты.

В 1875 г. был выполнен «Проект академика Александра Дмитриевича Литовченко на балкон в с. Верховом Белом Колодезе». Возможно, в западной (парковой) части дома предполага­лось устройство протяжённого кованого балкона, стоящего на изящных чугунных колонках открытой террасы. Судя по акварельному эскизу, дом был из красного кирпича с белыми наличниками окон и дверных проёмов. Можно представить, насколь­ко выигрышно читался красный фасад с акцента­ми побеленных деталей на фоне густой зелени парка летом и сколь ярко выделялся среди зимнего уса­дебного ландшафта.



В 1902 году был предпринят капитальный ремонт здания. По документам предполагалось выполнить «замену и ремонт пола, стропильных конструкций, кровли и отливов, установку чугун­ных печей, замену печного кафеля в зале и боль­шой гостиной, устройство водопровода, увеличе­ние оконных проёмов со вставкой новых оконных створчатых рам». Специально для ремонта была куплена дубовая роща в даче Охотникова.

Сегодня парк и большие сады образуют густой зелёный массив, среди которого расположены бывшие усадебные постройки, которые можно датировать третьей четвертью XIX века: вокзал, церковь-усыпальница, хозяйственные и служебные здания. Они выполнены в «кирпичном стиле» элементами позднего классицизма.

Наиболее парадной выглядит планировка око­ло вокзала, который предназначался когда-то для намечаемого строительства узкоколейки. Идея въезда в усадьбу по железной дороге так и не осуществилась, и вокзал использовался для других целей. Две идущие с запада дороги об­ходят его с севера и юга, сливаясь перед его главным восточным фасадом, образуя основную улицу-перспективу усадьбы. В её начале распо­ложен скотный двор, далее находится обширное пространство с поставленной в глубине парадной конюшней. Отсюда раньше был подъезд к главно­му дому. Рядом по обе стороны дороги поставлены жилые корпуса. На краю усадьбы дорога проходит по плотине между прудов, около которых за­метны руины винного завода.

В глубине парка среди густой зелени находи­тся Троицкая церковь  – мавзолей Шварцев, законченная к 1875 году. Она была приписной к Спасскому храму села Спасского (Полозово). Небольшой мавзолей выполнен в открытом кирпиче с элементами русского стиля. Он имеет форму куба, к которому примыкают полукруглая апсида с востока и более поздний притвор с запада. Меж мавзолеем и главным домом прямоугольником посажены липы. Переход от открытого пространства главного дома к сумраку густых аллей у мавзолея создавал эмоциональный эффект уединённости, что соответствовало назначению здания.

В здании – два этажа. В нижнем был фамильный склеп, куда ведёт лестница с одной его стороны. Сохранившийся эскиз резного деревянного иконостаса, выполненный А.Д. Литовченко для нижнего этажа усыпальницы, перекликается с архитектурой здания.

В последние годы интерес к персоне В.Г. Шварца возрастает. Память о художнике увековечена стараниями курянина Виктора Леонидовича Истомина. На его средства установлен поклонный крест у храма-усыпальницы Шварцев. В курской общеобразовательной школе № 18 (предположительно расположенной на месте городской усадьбы Шварцев) открыта памятная доска и установлен бюст Вячеславу Шварцу (скульптор Святослав Владимирович Третьяков).

Елена ХОЛОДОВА
Фото автора, 2005 г.


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий