Формула чести Ивана Безуглов

Нынешней осенью исполнилось ровно 22 года с того момента, как в результате распада СССР прекратила свое существование Западная группа войск. Самые боеспособные, подготовленные полки и дивизии покидали Германию. В течение четырех лет с мест дислокации советских войск были вывезены сотни тысяч единиц боевой техники и материально-технических средств.

Замполиту дивизиона тогда еще майору Ивану Безуглову выпала миссия сопровождать 15 вагонов взрывчатки.  Дорога домой была долгой и трудной: из Ростока до Клайпеды – на пароме, а дальше до Перми – по железке. Перевозка взрывоопасного груза требовала повышенных мер предосторожности и строжайшей дисциплины личного состава. Ответственность за выполнение операции – огромнейшая. А в голове проносились мысли одна мрачнее другой.

После семи лет войсковой службы в разных точках Советского Союза Иван Александрович возвращался совсем в другую страну: дестабилизация политической обстановки, экономический кризис, нападки на армию со стороны СМИ. Оплеванная и униженная, она должна была доказывать обществу свое право на существование. Тягостный процесс обустройства ­вой­ск, выводимых из Европы, ситуация финансовой, экономической и прочей безысходности породили массовый уход дееспособных офицерских кадров. С упразднением института замполитов вынуждены были покинуть армию многие политработники.

Перед тяжелым выбором оказался и полковник Безуглов. За те часы раздумий, которые терзали в пути на родину, в голове пронеслась вся его жизнь.

Родился Иван 13 ноября 1962 года в городе Курске. Ребенком он был любознательным, рано научился читать и в школу пошел в шесть лет. Учился хорошо, активно занимался спортом, отдавая предпочтение дзюдо. Читал запоем книги, воспевавшие революционную романтику, мужество и героизм советских людей. Глубокий след в сознании мальчика оставил фильм «Офицеры». Его любимыми героями стали офицеры, которые пронесли свою дружбу через гражданскую и Великую Отечественную войны, дослужились до генеральских званий и сохранили преданность профессии «защищать Родину». Под влиянием фильма и созрело решение стать военным. Когда Ивану исполнилось 16 лет, подал заявление в военное училище, но получил отказ: не достиг 17-летнего возраста. Написал рапорт на имя министра обороны. В военном ведомстве оценили настойчивость парня и дали «добро».



В Новосибирском высшем военно-политическом училище он был самым юным курсантом. Учеба, политическая подготовка укрепляли дух, физкультура закаляла тело. Готовность честно исполнять свой долг, «прежде думать о Родине, а потом о себе» стали жизненными принципами Безуглова.

По окончании училища его направляют в передвижную ракетно-техническую базу Туркестанского военного округа. Лейтенант Безуглов подает рапорт с просьбой направить его в Афганистан, где уже шла война. Но в ответ: замполиты здесь нужны не меньше, чем в Афганистане.

Туркменский город Небит-Даг, где располагалась военная база, стал для молодого офицера в прямом и переносном смысле горячей точкой. Жара под 50 градусов, раскаленные от солнца и простирающиеся до горизонта пески, напоминающие пейзаж в фильме «Кин-дза-дза!» И с утра до вечера изнуряющая физподготовка. Афганская граница рядом, солдаты и офицеры должны быть готовы к тому, что в любой момент – приказ, и вперед! Нервы напряжены. Но замполит не имеет права выдавать свое внутреннее состояние. Его задача укреплять боевой дух солдат, вселять уверенность в своих силах и готовность проявить мужество в трудную минуту. Комсомольские собрания, боевые листки, наглядная агитация – все это было. Однако не только в этом видел он смысл политической работы. Важно было знать, что у солдата на душе творится. Но, поди, узнай, когда у тебя в роте полный интернационал, в основном казахи, туркмены, меньше русских и украинцев. И каждого надо понять, к каждому подобрать свой ключик.

 Замполиту Безуглову это удавалось, ему доверяли. В любых ситуациях он оставался честным и открытым перед своими подчиненными, никогда не оскорблял их национальных и религиозных чувств. И не позволял делать это другим. Однажды к Ивану Александровичу обратился рядовой Слухинский. Сослуживцы посмеивались над парнем за то, что он был глубоко верующим человеком, утром и перед сном шептал молитвы. Словом, оказался не таким, как все. Дело дошло даже до рукоприкладства. Замполит взял паренька под защиту, а инициаторов травли – под особый контроль, используя меры дисциплинарного и воспитательного характера. Инцидент был исчерпан. А авторитет Безуглова вырос. Пресекая неуставные взаимоотношения, он подавал личный пример взаимного уважения и доверия между начальником и подчиненными, создавал в роте атмосферу товарищеской взаимопомощи. Для него это значило не меньше, чем верность присяге и составляло его понимание офицерской чести.

Потом была Германия, где он прослужил пять лет и еще острее почувствовал любовь к своему Отечеству, готовность приносить больше пользы. Но вдруг оказалось, что «воспитательные» структуры стали лишними в командной иерархии. И вот теперь, возвращаясь на родину на пике карьеры, вдруг усомнился: а стоит ли тогда вообще продолжать службу в армии. Нахлынувшие сомнения стали не столько овладевать разумом, сколько расслаблять его. А что может быть опаснее для офицера духовной расслабленности? Прочь, прочь обиду! Ты – офицер, а потому твоя судьба не может быть отделима от интересов страны, которой ты присягал на верность. Да, она стала теперь другой, а значит, и армия, и твоя жизнь тоже должны стать другими.

С этими мыслями Иван Александрович вернулся в родной Курск. Следуя уставу, явился в военкомат. Облвоенком генерал Клыков внимательно ознакомился с его личным делом. В ходе беседы опытный военный и хороший психолог Виктор Иванович сразу рассмотрел в Безуглове толкового офицера с потенциалом руководителя и для начала предложил должность начальника отделения Обоянского райвоенкомата. Но вскоре последовали новые назначения: сначала в Центральный округ, а затем в Сеймский. Как говорит Иван Александрович, генерал дал ему путевку в новую жизнь.

Работа в военкомате по сравнению с войсковой службой поначалу показалась тихой заводью. Но по мере того, как начал входить в курс дела, понял: скучать здесь не придется. Сразу определил приоритеты. Одна из главных задач – подготовка молодежи к воинской службе. А проблем здесь за 90-е и так называемые нулевые годы накопилось немало. Почти полностью была разрушена существовавшая ранее целостная система вневойсковой подготовки молодежи, начальную военную подготовку в школах заменили аморфным курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В итоге выпускники школ или техникумов морально и психологически не были готовы к службе в Вооруженных Силах. События в Чечне, где пацанам, впервые увидевшим автомат, пришлось восстанавливать законность и порядок, показали, что необходимо внедрять и углублять подготовку к военной службе. И военкоматы Курской области совместно с органами власти, учебными заведениями шаг за шагом начали восстанавливать то, что было утеряно за последние годы.



С Иваном Александровичем ­Безугловым – теперь уже начальником отдела военного комиссариата Курской области по Сеймскому округу (так теперь называется должность райвоенкома) – мы встретились в разгар осеннего призыва.

– По итогам весеннего призыва Сеймский округ уже в третий раз занял первое место. А как проходит осенний призыв, с планом набора справляетесь?

– Так точно! Действующий в области комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе и военно-патриотическому воспитанию молодежи дает положительные результаты. При поддержке администрации Курской области, областной Думы во всех школах в курс ОБЖ введен раздел «Основы военной службы», что позволило усилить практическую сторону обучения, придать ему патриотическую направленность. Это весьма важно в работе со школьниками. Молодежь, к сожалению, оказалась сегодня в плену нездорового прагматизма, стремления к быстрому обогащению. А такие ценности, как патриотизм, воинский долг отошли далеко на задний план. Не все нынешние парни стремятся стать настоящими мужчинами, предпочитают жить под родительским крылом. К тому же некоторые родители, особенно мамы, потворствуют им в этом, оказывая тем самым своим чадам медвежью услугу. А надо бы иметь в виду, что на рынке труда востребованы лишь те, кто прошел службу в армии. «Уклонисту» закрыта дорога, к примеру, в органы государственной власти, к выборным должностям, в другие структуры.

– Армия и флот оснащаются сегодня высокотехнологичной техникой, управлять которой могут только высококвалифицированные кадры. А каков образовательный уровень нынешнего призывника?

– Качественный состав военнослужащих в последние годы заметно меняется в лучшую сторону. Сегодня 25 процентов новобранцев имеют высшее образование, 60 процентов – среднее и начальное профессиональное. Они вполне могут овладевать современными технологиями военного дела.

– Иван Александрович, расскажите о своей семье.

– Семья – это мой надежный тыл. Женился я в 1984 году, когда служил в Туркменистане. Приехал в отпуск и расписался с Леночкой, с ней мы были знакомы со школьных времен. Она – выпускница политехнического института, не задумываясь, поехала вместе со мной и стойко переносила все тяготы и лишения военной службы, бытовую неустроенность. Через два года родилась дочка Катюша. Мечтала стать медиком, поступила в Курский медицинский университет, с отличием окончила его и сейчас работает кардиологом в городской больнице №1. Сын Александр учится в девятом классе, тоже отличник, занимается спортом – айкидо.

– В армию пойдет?

– Конечно! Ведь первое в жизни – честно служить отчизне.

– В ноябре вам исполнится 50 лет, выходит, вы ровесник Сеймского округа. Что бы вы хотели пожелать землякам?

– У Сеймского округа богатое прош­лое. Здесь живут ветераны, которые стояли у истоков создания промышленных предприятий, обустраивали поселки Волокно, РТИ, КЗТЗ. Я желаю им всем доброго здоровья и долголетия, чтобы о них не забывали родные предприятия. А тем, кто пришел на смену старшему поколению, желаю уверенности в завтрашнем дне, счастья и благополучия их семьям.

Валентина АЛЕКСЕЕВА


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 05-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий