Оплот Московского царства

Судьбе было угодно, чтобы в круговороте событий, от исхода которых зависело сохранение единства и развитие государства, куряне издревле играли заметную роль. Так, 400 лет назад, в 1612 году наши предки героически выдержали осаду курской крепости польско-литовскими войсками, которые состояли из действовавших на Северской земле отрядов казаков и польских наместников. Они приводили русские города к присяге королевичу Владиславу, призванному Московской боярской думой на царство. А фактически действовали в интересах короля Сигизмунда III, который намеревался поставить под свой контроль всю Россию или в крайнем случае Северщину…

О том, как это было, рассказал кандидат исторических наук, автор более 50 научных работ, в том числе и касающихся военно-политической истории России в XVII веке, главный хранитель Курского государственного областного музея археологии Александр Васильевич ЗОРИН.

– Период российской истории с конца XVI – начала XVII века, так называемое Смутное время, довольно подробно освещен в учебниках: стихийные бедствия, Лжедмитрий I, Тушинский вор, польско-шведская aинтервенция, политический, экономический, государственный и социальный кризисы. Но признаюсь, что наиболее интересные и запоминающиеся детали я почерпнула из вашей статьи «Оплот Московского царства», которая опубликована в книге «Очерки истории курского края». Не припомню, чтобы в учебниках говорилось, например, о том, что самозваный царевич Дмитрий после поражения от войск правительства Бориса Годунова 21 января 1605 года покинул свое разбитое вой­ско и скрытно бежал в Рыльск.

– Когда царские воеводы подступили к Рыльску (вероятно, в двадцатых числах января), их главного противника там уже не было. Его прибежищем стал Путивль. Оттуда самозванец послал на помощь рылянам 2500 ратников, и они сумели войти в город на глазах осаждающих. Горожане стойко оборонялись, потому что знали: пощады им не будет. Армия Бориса Годунова две недели стояла у стен небольшого порубежного города и вынуждена была снять осаду. У самозванца же была ставка в каменной крепости Путивля. «Дмитрий, – писал историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Николай Иванович Костомаров, – приказал привезти из Курска чудотворную икону Божией Матери, которая славилась знамениями и исцелениями. Духовенство обнесло ее по городской стене в торжественной процессии». Икону «царевич» поместил в своих покоях и, возможно, ее заступничеству приписывал разоблачение проникших в город лазутчиков Годунова, которым было поручено отравить претендента на престол. А когда Лжедмитрий I занял престол в Москве, икону установили в Успенском соборе.

– О Лжедмитрии мы заговорили не случайно. Его царствование было ознаменовано ориентацией на Польшу. Новый самозванец, вошедший в историю под прозвищем Тушинский вор, подтвердил обещания, которые давал своим сторонникам его погибший предшественник.

– Более того, в 1608 году Лжедмитрий II подписал новую жалованную грамоту Юрию Мнишеку на владение Северской землей, то есть ему передавались Смоленск, Чернигов, Брянск, Курск, Рыльск и многие другие города.

Дальнейшие события Смутного времени также не оставили в стороне курский край, особенно после того, как в пределы царства вторглись вой­ска Речи Посполитой. Катастрофическим для порубежья стал 1612 год, когда лубенский урядник князь Семен Лыко совершил опустошительный рейд, начав с погрома окрестностей Рыльска. Затем взял приступом и сжег Белгород. Тогда же польские войска, состоявшие в основном из черкас, подступили под стены Курска, который в то время относился к городам, поддерживавшим земское ополчение Минина и Пожарского. От Совета Всей Земли был прислан сюда воевода Ю.И. Татищев, прежде являвшийся одним из приближенных Лжедмитрия II. Горожане отказались присягать королевичу Владиславу и оказывали сопротивление польско-казацким отрядам. Именно по этой причине в начале зимы 1612 года к Курску подошли войска Речи Посполитой.

Основным источником для описания осады служит «Повесть о граде Курске и иконе Знамение Божией Матери», составленная в 1660-х годах. Ее автор сообщает, что у города польско-казацкое войско появилось внезапно под вечер в среду и сразу же ринулось на приступ крепости с двух сторон. Гарнизон не имел достаточно сил, чтобы обеспечить оборону всего периметра укреплений большого острога. Поэтому воевода Юрий Игнатьевич Татищев решил отвести своих людей в малый острог, невзирая на его ветхость. В его стенах зияли проломы, которые пришлось наспех заделывать, разбирая на бревна ближайшие постройки.

Прикрывая отход, воевода организовал контратаку против наступающего противника. Враг, ворвавшийся в пылающий город, быстро смёл немногочисленные заслоны его защитников и затем устроил настоящую резню: «и велие между ими быст сражение и пролитие крови сюду и сюду, а наипаче на православных христиан и жен и детей велия в том времяни крови пролияся». Попытка с ходу захватить малый острог окончилась неудачно. После этого к осажденным пришел парламентер с предложением сдаться. На его угрожающую речь горожане и воевода ответили, что скорее погибнут, но города не сдадут.

Тогда в ночь с пятницы на субботу была предпринята попытка приступа. На этот раз удар был нанесен по Пятницким воротам. Видя подготовку к штурму и зная непрочность ворот, осажденные засыпали их наполовину землей. Сохраняя по приказу воеводы тишину и полное молчание, они ожидали неприятеля и условного сигнала открыть огонь. Когда штурмующие приблизились с тараном, их встретил мощный залп. По сведениям автора «Повести…», штурмующие потеряли до 9000 человек. Число явно преувеличено, однако, несомненно, что врагу нанесен серьезный урон. После этого противник долго не предпринимал активных действий, продолжая обстрел крепости.

Ожидая нового приступа и осознавая невозможность защищать полностью все участки, воевода приказал сжечь промежуток стены между Куровой и Меловой башнями. Автор «Повести…» объясняет это вмешательством Бо­­жи­ей Матери, которая передала совет поступить так через «некую жену» и белгородского пушкаря Ивана Москвитина. Женщине видение явилось во сне, а пушкарь увидел Пресвятую Богородицу ночью: она шествовала «по забралу града в изящном свете». Возможно, сам воевода прибег к авторитету Богородицы, чтобы ее именем освятить столь рискованный шаг. Так или иначе, но решение было принято. Осаждающие, видя огонь, ошибочно решили, что жители зажгли крепость и под прикрытием огня и дыма теперь спасаются бегством. Поэтому город был тотчас окружен конными и пешими воинами, чтобы ловить разбегающихся курян. Убедившись в ошибке, противник переменил планы и решил воспользоваться пожаром, чтобы внезапным ударом овладеть крепостью. Была предпринята атака со всех сторон. Главный удар наносился со стороны пожарища, где штурмующие и понесли наиболее тяжелые потери. Но приступ был отбит.

После этой неудачи нападающие перешли к классической блокаде, окружив город окопами и лишив горожан доступа к воде. Только обильные снегопады спасали от жажды. Однако воды все равно не хватало, к тому же стал иссякать запас пороха.  Осада продолжалась уже третью неделю. Куряне изнемогали от выпавших им лишений. Наконец на общем сходе они решили оставить крепость, пробиться через кольцо осады и укрыться в лесах за Тускарью. Была назначена и ночь для прорыва. Но накануне «спасского попа, что за речкою Куром [церковь], попадья» явилась во вражеский стан и раскрыла намерения курян. Польские гетманы планировали поставить на месте предполагаемого прорыва отряд конницы и одновременно начать общий штурм острога. Победа сама шла им в руки. Однако перебежчик из вражеского лагеря предостерёг горожан. И ночной штурм провалился, враг вновь отступил с большими потерями.

Через три недели осады неприятель принял решение отступить от «упрямой крепостцы». Но когда враги уже снимали лагерь и трубили войсковой сбор, к ним явился поп Спасской церкви, муж изменившей прежде попадьи. Он поведал гетману, что горожане, опасаясь повторения ночных приступов, с вечера до рассвета бдят на стенах, «а в день всегда без боязни от труда опочивают». Более того, изменник посоветовал приступать к городу со стороны Толкочеевских ворот – наиболее слабого участка обороны. Обнадёженный неприятель повторил штурм, но и эта попытка кончилась безрезультатно, хотя город был на грани падения.

Четырехнедельная осада, постоянные приступы и жажда довели горожан до полного изнеможения. И они стали обсуждать возможность сдачи крепости. Однако некий «муж благодати божий исполнен» сумел убедить горожан держаться до конца. Осаждающим в конце концов пришлось снять осаду и бесславно отступить от стен ветхой, но столь неприступной крепости.

Согласно обету, данному курянами во время осады, в городе была построена церковь, положившая начало Знаменскому мужскому монастырю, куда в 1618 году вернулась из Москвы Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

Оборона Курска не дала Сигизмунду III полностью овладеть южными областями русского государства. К осени 1612 года, когда развернулись решающие бои под Москвой, польско-казацким войскам удалось захватить Путивль, Новгород-Северский. Был выжжен Орел, уничтожен Белгород. Однако неудача под Курском помешала королю развить успех и способствовала победе второго ополчения в боях за Москву.

– Как долго после этого служилые люди курского края оставались надёжным щитом южных рубежей России?

– В 1613 году на Земском Соборе в Москве был избран новый царь – Михаил Федорович Романов. Смуты стали утихать. Но города курского края и сам Курск не раз подвергались осадам и штурмам, а округа их — разорению. И лишь после того, как в 1667 году между Речью Посполитой и Московским царством было заключено Андрусовское перемирие на 13 лет, в истории края наступила новая эпоха. Курские служилые люди еще ходили в походы против крымских татар, турок и мятежных казаков. Но бои велись далеко от Курска. Граница постепенно отдалялась от городов и сел курского края, а вместе с нею уходил в прошлое боевой быт порубежья. Потомки служилых людей становились крестьянами, купцами, ремесленниками, помещиками. Край обретал новое лицо.

 – Но это, как говорится, совсем другая история. Скажите, почему вы детально изучаете события местной истории?

– Потому что, как сказано в предисловии к сборнику «Очерки истории курского края», «…события местной истории кажутся подчас малозначащими, но ведь именно из этих местных деталей складывается затем общая впечатляющая картина истории всей страны. Без них она потускнеет, лишится многих своих оттенков и оригинальности».

 Интервью вела
Галина МАНУКОВСКАЯ



Историческая справка

Курск, основанный как крепость-форпост Киевской Руси на юго-восточных окраинах, одним из первых вставал на пути литовцев, поляков, крымских татар.

Дружины курского князя Олега участвовали в совместном походе против монголо-татарских полчищ и битве на Калке.

 Не прекращались и набеги на курские земли татар Крымской и Ногайской орды. Зимой 1614-1615 годов отряд ногайских татар напал на Рыльск, Курск и другие города.

Особый размах приобрела пограничная борьба в середине XVII в., когда крымские и ногайские татары совершили ряд нашествий на южное порубежье Московского царства.

Курская крепость в 1612 году выдержала осаду польско-казацкого войска.

Крепость как пограничный рубеж продолжала отражать набеги поляков и в 1616-1617 годах. Походы поляков на курские земли продолжались и в 30-е годы XVII столетия. В 1632 году нападению подверглись приграничные города Рыльск, Путивль, Брянск. А в 1634 году польские отряды вновь попытались захватить Рыльск, однако их атака была отбита.

В 1643 году Курск подвергся крымскому нашествию, в результате чего была полностью сожжена Ямская слобода. Через год татары разграбили Путивльский и Рыльский уезды. В 1645 году вновь была захвачена и разграблена Ямская слобода Курска, разграблена ногайцами Введенская церковь.

  Во время Отечественной войны 1812 года было образовано народное ополчение из 14 000 солдат и 300 драгунов.

 В Крымской войне 1853-1856 годов 16 дружин из Курской губернии участвовали в обороне Севастополя и приняли один из самых кровопролитных и тяжелых боев, о чем свидетельствуют мемориальные доски у часовни Святого Николая.

 Пятого июля 1943 года началась Курская битва, ставшая одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны по своим масштабам, задействованным силам и средствам, результатам и военно-политическим последствиям. А 12 июля произошёл крупнейший в истории встречный танковый бой.

 За мужество и стойкость, проявленные трудящимися при защите родины в период Великой Отечественной войны, и за достигнутые успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства Курская область 5 августа 1968 года награждена орденом Ленина.

 А 27 апреля 2007 года Курску за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, было присвоено звание «Город воинской славы».


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 04-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий