Рыцарь науки всех наук

Удивительный человек ректор РОСИ Владимир Николаевич Петров, парадоксальный. В толпе студентов его не сразу выделишь: подтянутый, стремительный, словом, спортивный.

Между тем признается, что со спортом особой дружбы не водит. Среди друзей – балагур, а коллеги его знают как человека предельно ответственного, сосредоточенного, обладающего умом аналитическим и острым. Обычно говорят «женское воспитание», когда речь заходит о не очень сильных мужчинах. А он, достигший многих высот, не отрицая заслуг отца, гордится «женским воспитанием» и утверждает, что лучшие черты его характера от них, представительниц прекрасного пола: бабушки, мамы, жены.

– Почему история? Так ведь наука всех наук! У всего есть своя история, у любой науки в том числе, – объясняет жизненный выбор Владимир Николаевич. – Кстати, какие бы должности ни занимал, профессии никогда не изменил, всю жизнь преподаю историю.

Он поступал на истпед с упорством, с каким иные штурмуют театральные вузы. Стал обладателем студенческого билета человеком уже, можно сказать, зрелым. Успел к этому моменту отслужить в армии. Кстати, оттуда привез не только жизненный опыт, но и несколько десятков тетрадей с конспектами. Ему повезло: в части, где служил, была великолепная библиотека.

Вкус к чтению обострился классе в шестом-седьмом. Когда других мальчишек пытались загнать со двора, чтобы усадить за книжку из обязательной программы летнего чтения, Володю старались выпроводить погулять: читал запоем. Он до такой степени был своим в читальном зале библиотеки, что в нарушение правил давали на ночь домой очередную, еще не дочитанную книжку.

А прочитанным было интересно делиться с друзьями по ТЮЗу. «Ровесник» – особая страничка его жизни, как, впрочем, и всех, кто прошел эту школу. На занятия приходили не только, чтобы оттачивать в бесконечных этюдах актерское мастерство или репетировать новую роль. Здесь говорили о книгах и фильмах, слушали музыку, обменивались с трудом добытыми пластинками битлов и Тухманова. Может быть, это прозвучит несколько высокопарно, но именно в ТЮЗе на практике, а не в теории постигали истину, что не хлебом единым жив человек. А потому с театром Владимир Петров не расставался даже тогда, когда, получив как молодой папа и прилежный студент право свободного посещения лекций, самостоятельно грыз гранит наук, покачивая коляску с первенцем. А на общих сборах у бессменного лидера «Ровесника» Игоря Селиванова, которого и сейчас считает своим учителем, исправно бывает по сей день.

Несмотря на заботы семейного человека (познакомились с супругой Татьяной, еще когда она училась в школе, поженились, когда он вернулся из армии) учился Владимир не просто хорошо – блестяще. Надо заметить, что иначе в его группе было в общем-то и нельзя: она была уникальная. В общеинститутском соревновании три года из пяти держала по всем показателям (учеба, научная работа, общественная жизнь и прочие демонстрации талантов) абсолютное лидерство и еще по году оказывалась на втором и третьем месте! Не зря сегодня бывшие однокурсники Петрова чуть не сплошь «доценты с кандидатами», директора с завкафедрами. А сам Владимир Николаевич, как уже было сказано выше, возглавил вуз, один из наиболее авторитетных в городе.

Остаться на кафедре в качестве преподавателя обладателю красного диплома предложили сразу. А параллельно – возглавить институтский комитет комсомола, имевший права райкома. Тем, кому слегка за тридцать и меньше, не очень понятно, что это значит. Не вдаваясь в подробности, поясним: должность руководящая, ответственная и очень хлопотная. Четырем годам, проведенным в этом статусе, он благодарен за отменную школу умения общаться (и с теми, кто сверху, и с теми, кто снизу), слушать и слышать, анализировать и разруливать ситуацию.

Кстати, вопросам руководства была посвящена и его диссертация. Рассказывая о том, что писал он ее уже в перестроечные годы, когда можно было позволить себе достаточную степень объективности, Владимир Николаевич не преминул вспомнить добрым словом научного руководителя. Им был Павел Иванович Кабанов, боевой полковник, прошедший от Бреста до Сталинграда и обратно до Берлина, долгие годы ректор педагогического института, правда, к тому моменту уже оставивший этот пост.

Историко-педагогический факультет не зря имел в свое время негласный статус кузнецы руководящих кадров. Хотя Петрова увлекала наука, история и не слишком привлекала карьера чиновника (пусть даже в сфере образования), в 1989 году ему пришлось возглавить вузовский проф­ком преподавателей. Время этой работы пришлось на самые тяжелые перестроечные годы начала 90-х, когда месяцами не было зарплаты, а решать проблемы коллег было надо, проблемы самые разные: от жилищных до добывания мест в садиках и талонов на продукты питания и предметы первой необходимости.

Отчасти этот напряженный поиск выхода из тупиковых ситуаций и стал причиной возникновения первого в регионе негосударственного вуза, что и было закреплено в названии – Региональный открытый социальный институт (РОСИ).

– Тогда, – рассказывает Владимир Николаевич, – обсуждались два варианта «реформирования» высшей школы: приватизация и разгосударствление. К счастью для российского образования, ни один не был осуществлен. Но это дало импульс для возникновения негосударственного сектора образования. И то, какой путь прошли за 20 лет вузы нового типа, доказывает, насколько это было своевременно, правильно и продуктивно. Да, негосударственные вузы разные. Среди них есть сильные и слабые. Как и среди государственных, которые, к слову сказать, все эти годы с точки зрения механизма функционирования дрейфовали в сторону негосударственного сектора. Например, 65 процентов студентов в госвузах учатся сегодня на внебюджетной основе. А негосударственные в этом году впервые обрели право участвовать в конкурсе на выполнение госзаказа, проще говоря, получение бюджетных мест.

Петров и те, кто, поверив, пошел за ним, с самого начала строили работу принципиально нового учебного заведения на двух «китах»: опыт отечественной высшей школы и использование новых технологий в образовании.

Что же до бюджетных мест в негосударственных вузах, то их пока немного. В процентном отношении вообще мизер – всего-то один из ста. В стране 650 негосударственных вузов. И только 50 лучших из них в этом году получили «бюджет». И среди них – РОСИ! Он получил 200 бюджетных мест. Надо ли уточнять, что это признание состоятельности вуза, качества его работы?!

С самых первых лет существования Регионального открытого социального института здесь взяли курс не только на российский, но и мировой опыт, создавая научные, учебные и иные деловые связи с зарубежными партнерами. Сегодня среди давних друзей Государственный университет Калифорнии, Тихоокеанский университет Сиэтла (США), Российско-американский фонд образовательных обменов, Высшая школа Гента (Бельгия), Институт социальных инноваций им. Стюарта Додда (США), Институт STOAS (Нидерланды), Католический университет Лилля (Франция), Таалюни (Языковой союз в Нидерландах). Список можно продолжить. А за каждым адресом – совместные программы и выигранные гранты, международные семинары и обмен студентами. А самое важное – обретение необходимого в современных условиях опыта.

– Российская высшая школа больше базировалась на фундаментальной подготовке, и выпускник порой оказывался совсем не готов к реалиям профессиональной деятельности. Помните, в известной миниатюре Аркадия Райкина о выпускнике вуза, который пришел на производство: «Забудьте чему вас учили в институте...». На Западе, напротив, образование ориентировано на конкретные потребности производства. Оптимально – суметь сочетать достоинства обоих направлений. И с мотивацией любопытная ситуация. У нас учатся студенты из Бельгии. У них иной подход к обучению, нежели у наших. Там человек, уже выбирая профессию, ориентирован на такую учебу, которая позволит ему занять достойное место в обществе, обеспечить свою старость. А у нас: сначала учатся без особого усердия, а потом недоумевают, где и как себя реализовать.

Судя по выпускникам РОСИ, учебному заведению удается найти золотую середину, максимально оптимизируя учебный процесс. Всех поименно не назовешь, а потому обойдемся без имен, уточнив, что среди воспитанников вуза уже немало людей состоявшихся, достойных уважения и даже довольно известных.

А возвращаясь к личности ректора (у него, кстати, недавно был день рождения, да не простой, а отличный – 55 исполнилось!), добавим, что он не только в свой институт вкладывает силы, душу, организаторский и педагогический талант, но и для становления всего негосударственного сектора российской высшей школы сделал немало полезного. Достаточно назвать те общественные организации, в которых давно и плодотворно работает Владимир Николаевич Петров: Президиум ассоциации негосударственных вузов России, Общественный совет комитета Госдумы по развитию негосударственного образования, Общественный совет ФАС по развитию конкуренции в сфере образования, Аккредитационная коллегия Рособрнадзора. А на международном уровне он представляет Россию в Совете европейской ассоциации высшего профессионального образования.

Комментарии, как говорится, излишни.

Елена БЕЛОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий