Олимпийское звонкое эхо…

Итак, очередные – XXX Олимпийские игры ушли в историю, но олимпийское эхо еще долго будет будоражить планету. Прежде чем рассказать о вкладе курян в копилку советского – позже российского олимпийского спорта, хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю.


Дебют в Хельсинки

Надо сказать, что до 1952 года Олимпийские игры проходили без участия Советского Союза. Россия же до революции отметилась золотой медалью фигуриста Николая Панина-Коломенкина и оглушительным поражением от футболистов Германии (0:16).

 По большому счету физическая культура у нас только зарождалась. В советской России она была составной частью военной подготовки (парашютные вышки, кружки О­С­АВИ­АХИ­Ма, лыжные пробеги, кроссы, стрельба). А внимание ей уделялось огромное. Но почему же только в 1952 году советские спортсмены вышли на олимпийскую стезю?

Страна во всем высоко держала планку и боялась ее потерять. Поражение на Олимпиаде – это как пощечина социалистической державе и социализму в целом. Даже первая международная игра в хоккей с шайбой (с чехами) проходила без зрителей. А вдруг наши крупно «пролетят»! А когда почувствовали силу, решили попробовать. Кстати, все, уезжавшие на Олимпиаду в Хельсинки, получили «допинг»: не подведите родину, а не то…

Не то получилось у футболистов, которые проиграли югославам, и команду ЦДКА расформировали. Почему именно югославская неудача разозлила И.В. Cталина? Тито проиграли – врагу. Непослушному коммунисту. Так что советские спортсмены были заряжены патриотизмом (и он действительно был) и ответственностью…

Итак, Хельсинки, 1952 год.

Евгений Клевцов

Мы можем гордиться тем, что на первой олимпиаде с участием советских спортсменов был наш земляк – слесарь из Обояни Евгений Клевцов. Он был капитаном сборной СССР по велоспорту.

А начинал Клевцов почти анекдотически. В Обоянь пришла бумага: послать на чемпионат области по велоспорту гонщика. Это было в 1948 году. Гонки тогда проводились на дорожных машинах, гоночных просто не было. Да и дорожные – большая редкость. Послать было некого, и председатель спорткомитета пригорюнился: хоть самому поезжай. Да не на чем.

И тут пришел в комитет Василий Захарьин. Он – участник войны, потерял на фронте руку, но играл в футбол, городки.

– Чего приуныл?

– На, вот, почитай!

– Да-а!

И после некоторой паузы:

– Слушай, у нас в мастерских работает парень. Золотые руки, из утиля велик собрал. На работу на нем ездит. Правда, доходяга. Пошли его. Первым, ясное дело, не будет, но и последним – тоже.

...Женя Клевцов был в семье единственным кормильцем. На его иждивении мама и четыре сестры. Сорок седьмой год был в области голодным, страшно голодным. Поэтому Женя выглядел, как говорят, доходягой. В соревнованиях никогда не участвовал. Но раз посылают, надо ехать!

Купили ему пиджак. И он очень боялся, что этот пиджак или уворуют, или в общей куче одежды изомнут и истопчут. На старт вышел в пиджаке. Моросил мелкий дождь.

– А ты почему не раздеваешься? – спросила судья соревнований.

– Холодно, дождик!

Взглянув на парня, женщина поняла, что не в дождике было дело. Он просто боялся потерять так трудно доставшуюся ему одежду.

– Будет жарко, давай я твой пиджак надену.

Женя согласился, снял и отдал на сохранение дорогую вещь женщине, но на всякий случай решил побыстрее приехать – за пиджаком.

Соревнования проходили на фатежском шоссе, и на первом тяжелом подъеме он оказался один. Удивился. На дистанции увидел судью в плаще. Остановился.

– Куда ехать?

– Назад езжай. Да не стой же ты!

К финишу Евгений приехал первым. Никого нет. Судьи от дождя в вагончик спрятались. Постучал в окошко. Вышел судья.

– Ты что, с дистанции сошел?

– Нет!

– А судью там видел?

– Да, даже разговаривал с ним.

– Ну ты даешь! Откуда ты?

– Из Обояни.

– Давно тренируешься?

Евгений и не понял, что значит тренироваться. Выиграть ему помог пиджак.

Так началось восхождение Клевцова на спортивный Олимп. Выиграл чемпионат российского спортобщества «Коммунар», затем – всесоюзного «Урожай». Наконец ему выдали гоночную машину. Нашу – харьковскую.

 На соревнованиях к Евгению подходили солидные дядьки, интересовались, где и кем работает, какую зарплату получает. Хотели переманить к себе. Но, узнав, что он еще не служил в армии, тотчас отходили. Понимали, что ЦДКА (Центральный дом Красной Армии) такого спортсмена никому не отдаст. И точно. Служил Женя в Тамбове, но большую часть времени проводил на сборах и на многодневных велогонках.

Рядом с ним были такие мастера, что дух захватывает. Но не заробел крестьянский сын Женя Клевцов: так «пахал» на тренировках, что скоро затмил многих звезд.

В начале 1952 года с удивлением узнал, что его посылают на Олимпийские игры в Хельсинки. И еще больше удивился, когда велогонщики избрали его капитаном сборной СССР. Столько великих спортсменов, а его, новичка, – капитаном!

Выступление наших гонщиков на Олимпиаде – это трагедия и драма. На трассе Николай Бабаренко крикнул Жене: «Больше не могу!»

– Терпи, Колька!

В гору капитан даже подталкивал Бабаренко. А потом Анатолий Колесов и Владимир Крючков попали в завал. И Женя помогал им, подбадривал. Но вот тренер крикнул Клевцову: «Едешь один!» Женя понял: все ребята сошли с дистанции. И рванул вперед. Машина стонала, словно жаловалась, а Евгений, что называется, рвал и метал, едва не рычал от напряжения. Эх, если бы он не был капитаном, мог бы побороться за медаль. Столько времени потеряно…

В результате 31 место из 200 участников. Женя мучился: осрамили родину.

… Через четыре года Олимпиада в Мельбурне. Клевцов уже не новичок, он – ас. Четыре золотых медали чемпиона СССР, победы на многодневках Москва – Курск – Харьков – Киев – Минск – Москва, на велогонках мира. Евгений первый кандидат на Олимпиаду. Но он не едет. Причиной тому болезнь – водобоязнь. Даже к морю не ездил. А тут двухнедельная поездка в Австралию на теплоходе. Две недели мучений. Какая уж после такого путешествия гонка.

Но через восемь лет после Хельсинки Евгений Клевцов едет на очередную Олимпиаду – в Рим. И вновь капитаном команды. Это была уже другая команда, изрядно побитая на олимпиадах, но набравшая опыта и уверенности.

И – первая медаль. Сборная СССР в командной гонке на 100 километров завоевала бронзу. Это была первая олимпийская награда советских велосипедистов. Первая награда курских спортсменов на олимпиадах.

Как умело руководил четверкой велосипедистов капитан! Как вовремя замечал, кто слабеет и может не доехать до финиша. И тут же сам мчался вперед, разрезая воздух.

А перед групповой гонкой его подозвал тренер Леонид Шелешнев и спросил: «Ну что, капитан, кто первым номером пойдет?»

Вопрос ребром. Вопрос как жребий. Первый номер – тот, на кого завтра будет работать вся команда. Трое обеспечат одному дорогу к медали. Но сами о своих медалях должны забыть. А Женя силен как никогда. Да и понимал: это последняя его Олимпиада.

Но он капитан.

– Думаю, пойдет Капитонов.

Шелешнев обнял Евгения.

– Ты – настоящий капитан. Ты… Ты… В войну такие спасали сотни бойцов. Но смотри, если увидишь, что Виктор не тянет, поедешь сам!

И они обеспечили Виктору Капитонову золотую медаль чемпиона Олимпиады. Первое золото у советских гонщиков.

А Капитонов, еле ворочая языком (жара 32 градуса), повторял: «Это наша победа. Это все мы выиграли!»

Я так подробно рассказал о Евгении Клевцове потому, что он был первый из земляков олимпиец, первый медалист. И просто потому, что он замечательный парень. К сожалению, его уже нет в живых. И приходится только сожалеть, что в Обояни до сих пор нет памятника Клевцову или хотя бы улицы его имени. И одна из школ могла бы носить имя спорт­смена, чтобы вырастали в ней свои клевцовы….

 Земляки встретились  в Мюнхене ….

После Рима прошли еще две Олимпиады – в Токио и Мехико. Но никого из наших земляков на этом празднике планеты не было.

Потом был Мюнхен, 1972 год.

На старты вышли сразу три курянина. Не знаю, собирались ли когда они вместе, но двое виделись – это точно. Потому что эти двое окончили одну школу. И не в Курске. Не в райцентре. Учились они в Мокрушанской школе Беловского района. Это уникальный случай, когда выходцы одной сельской школы участвовали в олимпийских играх.

Правда, все три уроженца Курской области представляли на Олимпиаде другие регионы. Велогонщик Иван Трифонов жил уже в Нальчике, борец-классик Иван Кулешов – в Киеве, дзюдоист Анатолий Новиков – в Харькове. В Мюнхене они выступили по-разному. Трифонов стартовал в групповой гонке, но попал в завал и сошел с дистанции. Кулешов был близок к медали, но повредил ребро и занял лишь пятое место. И лишь Новиков завоевал бронзу в поединке дзюдоистов.

Чапа

И вот Монреаль, 1976 год.

Первая олимпийская медаль разыгрывалась в командной гонке на 100 километров. В этот день телевизоры у многих курян не выключались: люди ждали вестей из Монреаля. Знали, что в сборной СССР наш земляк Валерий Чаплыгин, Чапа, как все его звали. Как и Евгений Клевцов, Чаплыгин был капитаном сборной СССР на Олимпиаде. Он уже знал монреальскую трассу. Год назад наша сборная выиграла серебряную медаль.

И вот сейчас четверка в составе русского (Валерий Чаплыгин), эстонца (Ааво Пиккуус), белоруса (Владимир Каминский) и украинца (Анатолий Цуканов) завоевала (впервые!) золотые медали. Когда об этом сообщили по телевизору, по Курску раздалось: «Ура-а-а!»

Валерий Чаплыгин стал первым курянином – олимпийским чемпионом. Причем курянином по прописке. Сколько раз его звали в Москву, Ленинград, Киев, Самару, обещали дать трехкомнатную квартиру, «Волгу», организовать поступление в институт… Не ушел! Он к земле своей так прирос, что и думать не мог о другом городе. После завершения спортивной карьеры чемпион мира, единственный в городе и области заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР Валерий Чаплыгин стал водителем бетоновозки, а потом – фермером, взял в аренду 100 гектар земли под Обоянью. А квартиру в многоэтажке поменял на частный домик с тремя сотками, где разводил кур, уток, кроликов, выращивал ягоды, картошку.

Вообще Чапа удивительный человек, ни граммочки звездной болезни, зазнайства. Придут к нему: выручай, Андреич, спартакиаду школы проводим, хотелось, чтобы ты открыл ее. И он никому в просьбах не отказывал.

Домашняя победа

Москва, 1980 год.

Наконец-то и к нам пришла Олимпиада. Американцы, если вы помните, бойкотировали ее. В турнире по дзюдо – национальный вид спорта Японии – сами японцы не участвовали.

Я был в Москве и стал свидетелем триумфа курянина Николая Солодухина.

Поначалу дела у наших борцов не заладились. Турнир приближался к финишу, а всего одна золотая медаль. И на Николая лег дополнительный груз ответственности.

Первая схватка с олимпийским чемпионом Монреаля Эктором Родригесом. Шоколадный негр и белый пшеничный русак. Ах, как они бросали друг друга: белое – черное, черное – белое. Но чистую победу одержал наш борец! Огорченные ушли с татами чех Кршич, немец Райсман, болгарин Недков. Я думал, рухнет крыша Дворца спорта после бросков Николая Солодухина. А когда он попадал на удержание, многотысячный зал вставал и просил, умолял:

– Ко-ля, выйди! Ко-ля, выйди!

Тридцать секунд дается борцу, который припечатан к татами.

И Коля выходил.

А в финале нашему земляку противостоял монгол Дамдин. Это были первые соревнования соперника за рубежом. Он силен, потрясающе силен. В весе до 60 килограммов сражались четыре чемпиона мира и Европы, но в финал вышел новичок Дамдин.

Солодухин вел все время, но Дамдин стоял как дубок. И все же Коля провел прием, против которого соперник не устоял. И зал взревел…

Коля – сельский парень родом из Пасерково, что под Железногорском. Дважды стал чемпионом мира.

Через четыре года Олимпиада проводилась в Лос-Анджелесе (США). От нашей области готовились к выступлению двое – Николай Солодухин и Юрий Меркулов. Но руководство страны решило отплатить американцам той же монетой – бойкотировать Олимпиаду, как они бойкотировали монреальскую. Считаю, что сделали это зря. Ведь наши спорт­смены усиленно готовились. И все напрасно. А надо было ехать в США и побеждать!

На стыке веков…

В Сеуле в 1988 году наших земляков не было. И в 1992-м – тоже. Правда, косвенное отношение к Курску имел один участник. Ученик курского тренера Михаила Скрыпова Леонид Еремин, работавший в Рязани, привез на Олимпиаду своего ученика, и тот выиграл у дзюдоистов бронзовую медаль – единственную для СНГ.

Атланта (США), 1996 год.

Ура! В олимпийской семье появились курские легкоатлеты: метатель молота богатырь Илья Коновалов и марафонец Алла Жиляева (первая олимпийка в области). Илья занял шестое место. Алла, к сожалению, сошла с дистанции: в марафоне такое нередко случается.

Сидней, 2000 год.

Двое наших земляков в Сиднее. Илья Коновалов (занял пятое место) и дзюдоист Юрий Степкин (он к тому времени жил уже в Челябинске), который завоевал бронзу.

Был на этой Олимпиаде и боксер Саша Поветкин. Запасным.

Прорыв

Афины, 2005 год.

Олимпиада вернулась на родину – в Грецию. До этого времени (за 48 лет) только восемь курян участвовали в олимпийских играх. А в Афины поехали сразу шесть человек. Это был прорыв. Взлет курской атлетики в начале века.

В составе сборной СССР пятеро курян – рыцарей «королевы спорта»: Илья Коновалов (в третий раз), Алла Жиляева (второй), Роман Усов и Павел Потапович (в стипльчезе – бег на 3000 метров с препятствиями) и десятиборец Павел Погорелов.

Удивительное дело: в Курске самые худшие условия для занятий легкой атлетикой (по этому показателю у нас 17 место в России). У нас не было и нет манежа, на стадионе нет никакого покрытия. Летние чемпионаты области проводятся в Курчатове, зимние – в Орле. И пять человек отправились на Олимпиаду. Фе-но-ме-нально!

Правда, успехов они не добились. Алла заболела перед стартом, Павел и Роман на фоне кенийских и эфиопских атлетов выглядели бледно. Илья Коновалов так и не поднялся выше пятого места, но он трижды олимпионик и заслуживает всякой похвалы. Павел Погорелов в шестерке лучших. И за это спасибо.

Зато в Афинах появился новый олимпийский чемпион – наш земляк Александр Поветкин ­­– и сразу завоевал самый заветный титул у боксеров в супертяжелой весовой категории. Ни в СССР, ни в России это никому не удавалось. Он боксировал так мощно и уверенно, что его соперник по финалу – египтянин не вышел на ринг, сославшись на заболевание.

Так у нас появился третий олимпийский чемпион боксер Александр Поветкин.

Пекин, 2008 год.

Курская область едва не повторила рекорд Афин: пятеро курян получили право выступать на Олимпиаде в столице КНР. Но в самый последний момент за допинг «отцепили» Романа Усова. Он очень подвел и область, и страну. Мог бы в Пекине выступить и Коновалов, но за полгода до Игр он был дисквалифицирован по той же причине, что и Усов. Обоим спортсменам это стоило карьеры: Илья на этом «завязал» с соревнованиями, а Роман до больших высот так и не поднялся.

А в Пекин поехали железногорцы: бегуны Павел Потапович и Екатерина Волкова, десятиборец Александр Погорелов. Чемпионка мира Екатерина Волкова в стипльчезе завоевала бронзовую медаль. Это первая награда железногорских спортсменов на олимпиадах. На этих Играх отметился (и как!) Курчатов: в области появилась первая олимпийская чемпионка-рапиристка Евгения Ламонова. Таким образом наши спортсменки привезли из Пекина две медали – золотую и бронзовую.

И вот позади XXX Олимпиада …

Серебряная медаль  Инны Дериглазовой

На Лондонской олимпиаде отличилась наша рапиристка из Курчатова Инна Дериглазова. Чемпионка России и Европы, она прочно «застолбила» себе место в четверке сборной России. А за остальные путевки шла жесткая борьба. Наша Юлия Бирюкова имела второй рейтинг, но взяли другую рапиристку – шестую по рейтингу. Почему?

А как бы вы хотели: из маленького Курчатова в сборной два человека, а из Москвы, Ростова, Питера – ни одного.

В личном турнире все наши девушки проиграли на подходе к медалям и остались без наград. А вот в командном турнире Россия победила сборные Японии и Южной Кореи и вышла в финал, где традиционно встретилась с дружиной из Италии. Итальянки в личном турнире заняли весь пьедестал, то есть выиграли весь комплект медалей. В этом году они были сильнее и победили россиянок (в Пекине победу одержали наши).

Итак, у россиянок второе место, и наша землячка Инна Дериглазова привезла в область и в Курчатов серебряную олимпийскую медаль. Это первое серебро за 60 лет участия курян в олимпийских играх. Накал борьбы в Лондоне был столь велик, что это сереб­ро радует нас как золото.

Инна родилась и выросла в Курчатове. В свои 22 года – чемпионка мира, Европы и России, завое­вала все, что можно, кроме золотой олимпийской медали. Первым ее тренером была Лидия Сафиуллина, а сейчас с Инной работает Ильдар Мавлютов. Это его вторая ученица с олимпийской медалью, первой была Евгения Ламонова, ставшая чемпионкой в Пекине.

В Лондоне сражались еще спорт­сменки, имеющие непосредственное отношение к нашему городу. Это бас­кетболистки Наталья Водопьянова и Анна Петракова, попавшие в сборную России из курского «Динамо», выиг­равшие кубок Европы. В летней Олимпиаде участвовала также Наталья Виеру, игравшая в Курске в течение трех лет. Баскетболистки России, к сожалению, остались без медалей, но вошли в четверку лучших команд мира.

Василий ВОРОБЬЕВ




< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий