Вторая родина Виктора Родина

В Железногорский район мы выехали с утра пораньше. Но даже в утренние часы совсем не чувствовалось прохлады: солнце припекало словно в полдень. Подъехав к правлению ЗАО «Заря», поторопились в здание, спасаясь от жары. Навстречу нам вышел загорелый, крепко сложенный мужчина. Представился: исполнительный директор Виктор Родин. Легкая улыбка на лице, голубые глаза излучали искреннее гостеприимство и доброжелательность, да и весь его внешний вид располагал к приятному общению, словно мы давние знакомые.

В разгар летней страды

– Виктор Анатольевич, у вас такой загар, будто на Черноморском побережье отдыхали…

– Наш местный загар не хуже черноморского. Но в летнюю страду не до отдыха: с раннего утра и до позднего вечера то в поле, то на ферме, то на току. В кабинете не засиживаюсь. И вообще не припомню уже, когда последний раз был в отпуске…

Так наш разговор плавно перешел в деловое русло.

Сельхозпредприятие «Заря» – одно из самых лучших в районе. А если быть точнее, аналогичных ему вообще нет. Образовавшись 14 лет назад на основе подсобного хозяйства вагоноремонтного завода и трех обанкротившихся колхозов, оно объе­динило в себе почти все направления агробизнеса: растениеводство, мясное и молочное животноводство, свиноводство, рыбоводство, коневодство и даже пчеловодство. Но что особенно ценно – располагает собственной переработкой.

– По всем критериям «Заря» является серьезным товарным производством, – не без гордости говорит Виктор Анатольевич. – Мы обрабатываем 6470 га пашни, держим 2012 голов КРС, 2158 свиней, 500 кур. Первыми в районе начали осваивать овцеводство, закупили 150 овец, планируем увеличить стадо до тысячи голов. Пастбища для этого неприхотливого животного имеются, и комбикорма в достатке. Наша мясная, молочная и рыбная продукция поступает в первую очередь на переработку в столовую вагоноремонтного завода. Заводчане здесь не только обедают, но и могут под зарплату купить полуфабрикаты, молочные продукты, яйцо, хлебобулочные изделия. У нас ведь есть и мельница, и пекарня, и маслобойка. Также под зарплату снабжаем продуктами питания 165 работников хозяйства. А все, что остается, отправляем на реализацию в собственные кафе и магазин. Продукция свежая, качественная и в отличие от заморской пользуется у местного населения большим спросом.

– А разве ваши работники не из числа местных?

– В основном это приезжие, кого по разным причинам привела судьба в наши края.

Наш разговор прервала средних лет женщина. На стол директора легла ежедневная сводка: сколько намолочено зерна, собрано ячменя, скошено люцерны и бобовых, каков надой молока. Судя по выражению лица Виктора Анатоль­евича, показателями он доволен.

– Вот, кстати, познакомьтесь, наш бухгалтер Ирина Васильевна Тюленева, – оторвавшись от цифр, произнес он. – Семь лет назад приехала из Хомутовского района, когда хозяйство, где работала, распалось. Муж Николай Николаевич работает тоже у нас механизатором.

– Не жалеете, что сменили место жительства? – спрашиваю Ирину Васильевну.

– Нисколечко. В «Заре» для нас создали все условия для нормальной жизни. Дали дом с приусадебным участком 50 соток, до работы рукой подать. Зарплата хорошая, только работай, не ленись. Вот недавно купили машину. Живи да радуйся!

Беседу с директором мы решили продолжить на свежем воздухе и поехали по объектам хозяйства.

Цехи под открытым небом

Легкое дуновенье ветерка – и пшеничное поле заволновалось словно море, отливаясь под солнцем золотыми волнами. Тугие колосья, налитые зерном, склонялись то в одну, то в другую сторону. Но вот на горизонте появились комбайны. Будто корабли они медленно плыли по пшеничному морю, оставляя за собой вороха золотисто-желтой соломы. Еще несколько минут, и в кузова поданных грузовиков густым потоком сыплется спелое зерно, наполняя воздух ароматом свежескошенных злаков и радуя щедрым урожаем.

– Это наш растениеводческий цех, – прервал мои мысли Виктор Анатольевич.  

– Почему цех?

–  В этом году по инициативе генерального директора вагоноремонтного завода Геннадия Михайловича Сухова, которому ЗАО «Заря» обязано своим рождением и развитием, создана новая структура управления хозяйством, она включает растение­водческий, животноводческий и транспортный цехи.  

Вслед за грузовиками, до краев наполненными зерном, направляемся на ток. Здесь во всю кипит работа. Зерно после подработки непрерывным потоком автоматически ссыпается в огромную сушилку. Бывает так, что этот волшебный агрегат не успевает его перелопатить (комбайны молотят круглосуточно), и тогда зерно засыпают в бочки-накопители. Просушенное до нужной кондиции, оно хранится в специальных ангарах (их на предприятии несколько). Руководство не поскупилось на строительство зернохранилищ: они сберегают урожай от потерь при аномальных погодных явлениях и сохраняют качество зерна на длительный период.  А значит, можно не торопиться с продажей в расчете на более высокие цены на зерновом рынке. Кстати, средства, вложенные в ангары, окупились за два года.

Конвейер на приемном пункте работает практически безостановочно. «Когда на току все шумит, гудит и крутится, душа радуется», – едва различаю слова Родина в этой какофонии непривычных для уха звуков.

Дальше наш путь лежал в животноводческий цех. Крепкие, ухоженные буренки на выпасе лениво жевали свежескошенную траву. От таких можно ждать доброго потомства.

– Корма для КРС не жалеем, – говорит Виктор Анатольевич. – У коровы ведь молоко на языке: как ее покормишь, такой и надой получишь. А надои у нас высокие, даже излишки в Брянскую область оптом поставляем, по 7,5 тонны ежедневно.

 

Неподалеку от коров пасутся лошади – любимцы директора. Ровно в 6-30 он первым делом спешит к ним. Вот-вот ожеребится Сивка, ей больше всех перепадает внимания. Ну и, конечно, красавцу-рысаку Элену. Своей осанкой и поступью он выделяется из всего табуна.

– Виктор Анатольевич, лошади – это просто хобби директора или приносят какую-то практическую пользу хозяйству? – интересуюсь у Родина.

– Я скажу так: любое дело, которое начинается с любви, приносит пользу. Если бы Сухов не любил пчел, не появилась бы пасека. Она находится в живописном месте, рядом с гречишным полем, в окружении цветущих полян и акаций. И тут же – пруд c карасем, щукой, карпом, толстолобиком. Выловили – и прямиком в столовую. А какой мед предпочтет наш работник – с рынка или с собственной пасеки? Думаю, ответ очевиден. Не любил бы я лошадей, они бы, возможно, и не появились в «Заре». Тогда и не было бы скачек, которые проходят на проводах зимы. Не было бы катаний на разнаряженных лошадках на этих праздниках. Я уже не говорю о том, что лошади – незаменимое подспорье в хозяйстве.

Полуденная жара снова «загоняет» нас в управление. Задерживаю взгляд на стоящей неподалеку машине с говорящим названием «Хозяин».

– Это кормораздатчик,– опережая мой вопрос, говорит Виктор Анатольевич. – Умная машина: дает животным корма столько, сколько положено. И всем поровну. Человек ведь не автомат, одним больше даст корму, другим поменьше. Да и труд рабочих облегчили, выросла производительность.

– Я смотрю, у вас тут прямо-таки целый автопарк раскинулся. Такой технике может любое хозяйство позавидовать – настоящий транспортный цех.

– Да, предприятие развивается, без современной техники не обойтись. У нас три американских трактора John Deere с полным комплектом агрегатов, три отечественных «Кировца», пять «Т‑150», 15 колесных тракторов и два силосоуборочных комбайна «Полесье», выпускаемых на белорусских предприятиях. Все это приобреталось постепенно, шаг за шагом.

Звонкие лады старой гармошки

«Не жди, не бойся, не жалуйся и каждый день делай хотя бы небольшой шажок к своей цели». С этим принципом Виктор Родин «подружился», можно сказать, с самого детства. Родился он в селе Высокое, что на границе Орловской и Курской областей. Родители сызмальства приучили его ценить каждую корку хлеба, дорожить уважением людей. Начиная с седьмого класса (учился он в с. Копенки Железногорского района – в четырех километрах от дома) во время летних каникул работал помощником комбайнера, а в девятом классе сам сел за штурвал. После школы служил в армии в Чехословакии, был связистом, до сих пор отлично владеет азбукой Морзе. Демобилизовавшись, сдал экзамен на водительские права и работал в колхозе. Заочно учился в Калиновском сельхозтехникуме, окончил его с красным дипломом. Молодого специалиста заприметил председатель колхоза в с. Копенки и взял его на работу. А вскоре Виктор женился на красавице Алле, и молодые переехали в Железногорск. Устроились на птицефабрику «Красная поляна»: он – водителем автобуса, а супруга, будучи бухгалтером по профессии, – оператором на очистных сооружениях. Сегодня Алла Дмитриевна – главный бухгалтер птицефабрики.

К своей цели продвигался и Виктор Анатольевич. Окончил Курский государственный технический университет по специальности «Экономика и управление на предприятии». И в 1999 году, когда молодому предприятию «Заря» потребовались кадры, его пригласили на должность главного инженера. А через пять лет стал исполнительным директором.

 Вот так Родины обрели свою вторую родину. У них двое сыновей. Старший Александр окончил Московский институт инженеров транспорта, работает в Москве заместителем начальника железнодорожной станции «Красный строитель». Младший Алексей учится на третьем курсе в СХА. Третье лето подряд во время каникул работает в «Заре» помощником комбайнера. Это хорошая практика для будущего инженера-механика, уверен отец. По всему видно, Алексей в него пошел, никакой работой не гнушается. Ведь Виктор Анатольевич, несмотря на свою директорскую должность, в случае необходимости и за штурвал комбайна сядет, и в ремонте техники подсобит.

 

….День клонился к вечеру. В это время горожане уже торопятся с работы домой. А у Родина, судя по бесконечным телефонным звонкам, рабочий день был в самом разгаре. Мы засобирались в дорогу. И вдруг Виктор Анатольевич подошел к шкафу и извлек из него гармошку. «Выпуска 1945 года!» – с восторгом произнес он. Его пальцы привычно побежали сверху вниз по белым и черным кнопочкам, развернулись меха гармони, и полились веселые наигрыши и знакомые мелодии. И уже не хотелось возвращаться в городскую суету, а просто слушать, как поет гармонист. Веселей играй, гармошка! О любви к родной сторонке, не таясь, рассказывай. Кто сказал, что ты не в моде, тот от родины отвык. В сердце русского народа не иссяк живой родник!

Валентина ЗАЙЦЕВА
Железногорский район,
с. Рышково


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 04-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий