Силуэты среднерусских городов

«Есть для человека и ещё великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, мир исторического созерцания и общественной деятельности,  тот великий мир, где мысль становится делом, а высокое чувствование подвигом... И благо тому, кто не праздным зрителем смотрел на этот океан шумно несущейся жизни».

Эти слова В. Белинского Елена Холодова разместила на главной страничке своего персонального сайта. Тем, кто знает ее и ее дела, не надо объяснять, почему. Она-то сама явно не праздным зрителем пришла в этот мир. Негромкая, пожалуй, даже застенчивая, когда речь идет о ней, она умеет быть жесткой и бескомпромиссной в интересах дела. А дел у нее на счету предостаточно.

«Мои художества» на рубеже веков» – так с изрядной долей самоиронии назвала она свою персональную выставку, открывшуюся в пасхальные дни в Доме архитектора.

– У меня не юбилей, не круглая дата в профессии. Эта выставка – попытка рассказать о своей деятельности в конце прошлого столетия и начале нынешнего, подвести предварительные итоги и двинуться дальше, – примерно такими словами открыла вернисаж виновница торжества.

Немаленький зал Дома архитектора явно недостаточен для того, чтобы подробно рассказать обо всем, чем занимается Елена. Каждый из означенных в буклете видов ее деятельности: проекты, публикации, живопись, графика – был бы достаточен для полноценной выставки. Архитектор, член Союза архитекторов России, кандидат архитектуры (кажется, кстати, единственный в нашей области), советник Российской академии архитектуры и строительных наук, она – талантливый и добросовестный исследователь, умеющий к тому же облечь свои находки в безупречную словесную форму (шесть книг и сотни статей на ее счету).

И вот что любопытно: она одинаково уверенно и увлеченно работает в архивной тишине и в «поле», самостоятельно исследуя руины некогда величественных усадебных комплексов. Именно благодаря ее изысканиям не только массовый читатель, но даже специалисты узнали адреса хоть сколько-то сохранившихся усадебных комплексов Курской губернии. А ведь расположенная в самом сердце России эта земля была особенно богата «дворянскими гнездами» – тут насчитывалось более шести тысяч загородных дворянских и купеческих усадебных комплексов! Лишь 50 из них сохранили следы мате­риальной культуры, но и они, по образному выражению Елены Васильевны, «реликты, исчезающая Атлантида».

Плоды исследований Елены Холодовой чрезвычайно высоко оценены профессионалами. Вот что пишет по этому поводу доктор исторических наук, профессор, советник Российской академии наук, один из самых авторитетных ученых-историков С.О. Шимдт: «Труды Е.В. Холодовой заслужили признательность и историков, и культурологов; особенно весом вклад исследователя в наши представления об усадьбоведении и краеведении, причём не только в пределах курского региона». 

В результате почти двух десятилетий исследований собран богатейший материал. К сожалению, возможности экспозиционной площади позволяют лишь напомнить об этой работе небольшими по формату фотографиями (даже для них потребовалась целая стена)! Кстати, ко всем прочим талантам и умениям Холодовой она еще и бесспорный фотомастер, и иллюстрации, сделанные с пониманием предмета разговора, чрезвычайно украшают публикации. Стоит, наверное, напомнить, что книги заслужили не только добрые слова, но и множество престижных наград, среди которых Большая золотая медаль Российской академии архитектуры и строительных наук (архитектурный Оскар!), Национальная премия «Культурное наследие» за монографию «Пореформенные усадьбы Курской губернии». Есть у этой деятельности и еще одно направление: попутно возвращаются из небытия забвения многие имена, а потомки славных родов восстанавливают связь с родиной предков.

Свои архитекторские проекты Елена Васильевна совершенно справедливо назвала «вершиной айсберга», ибо, не обладай она столь обширными и глубокими знаниями традиций, вряд ли предлагаемые ею решения были бы столь органичны и красивы в контексте старого среднерусского города. Впрочем, тут как раз есть проблема. Далеко не все коллеги архитектора Холодовой столь бережно относятся к культурному наследию. Уверена, что каждый, проезжавший или проходивший по Верхней Луговой, обратил внимание на дивный отреставрированный особнячок, в котором разместился «Курскгазпроект» и принадлежащий ему магазин газового оборудования. А буквально напротив – два монстра современной застройки. Нет ничего особо безобразного. Просто такие могли бы быть в любом городе, у них – ни национальности, ни привязки к местности. Между тем на месте одного из них стоял старый купеческий дом, загадочным образом сгоревший… Проблема, конечно, не только в добросовестности и пристрастиях архитекторов. Заказчиков, подобных директору ООО «Курскгазпроект» Сергею Трепакову, деятельно любящих свой город, найти нелегко. Оттого-то, видимо, некоторые размещенные на выставочных стендах проекты Елены Холодовой имеют грустную пометку: не осуществлен. Например, проект реконструкции табачной фабрики под офис холдинговой компании «Русский дом». А какой квартал мог бы получиться, как заиграла бы на его фоне Нижне-Троицкая церковь! Кстати, Елена Васильевна большой знаток церковного зодчества, по ее проекту восстановлены храмы Рождества Пресвятой Богородицы в с. Коренском, Введение во храм Пресвятой Богородицы в с. Капыстичи Рыльского района, построены Водосвятные часовни в Курской области.

При всем разнообразии интересов и направлений деятельности Елену Холодову ни в коей мере нельзя упрекнуть в том, что она разбрасывается, распыляет силы. Напротив, одно ее увлечение вытекает из другого и дополняет его. И все они нанизаны на один стержень – уважительной и деятельной любви к малой родине. Она руководила действиями архитектора Холодовой, когда та доказывала, что нельзя подменить новостроем дом, где родился Константин Воробьев, писатель, трепетно любивший эту землю. Дом в Нижнем Реут­це, восстановленный по ее проекту, подкупает своей «настоящестью». Если бы на тысячу курян приходилось хотя бы по одной Елене Холодовой, мы бы жили совсем в другом городе, таком, который гордится своим происхождением и не подменяет бриллианты стразами. А еще посетители выставки (она, кстати, работает весь май) могут увидеть живописные и графические опыты Елены Холодовой. Не знаю, какие ощущения возникают у других, но я испытала легкую досаду оттого, что этому своему увлечению она уделяет очень немного времени и то преимущественно когда выбирается в отпуск. Пейзажи и натюрморты, сделанные, вероятно, наскоро, «для себя», замечательно передают настроение и мироощущение автора, они философичны и лиричны.

Словом, «художества» Елены Холодовой свидетельствуют о том, что «отчетный период» был насыщенным и плодотворным. Будем ждать ее деяний в «новые времена»!

Людмила ТРЕТЬЯКОВА



< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий