Уроки ожившей истории

Готовиться к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года в нашей стране начали задолго до этого события. В 2007 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ о подготовке к празднованию, была сформирована государственная комиссия, в которую вошли все профильные министры. А год спустя приказом руководителя Росохранкультуры А.В. Кибовского был создан Общественный совет по содействию государственной комиссии.

Недавно в Курске побывал один из его членов –  Георгий Владимирович ИСТОМИН, генеральный директор Московского центра военной истории и культуры «Гвардия», председатель координационного совета клубов исторического бального танца г. Москвы, куратор проекта проведения цикла исторических балов, посвящённых 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Наш корреспондент встретился с ним.

– Георгий Владимирович, расскажите вкратце о целях и задачах Общественного совета, в который вы входите.

– Главная цель Общественного совета – аккумулировать все наиболее достойные проекты, предложения от общественных организаций и частных лиц по празднованию юбилея. А главная задача – помочь в реализации этих проектов на местах. Государство не всегда и не всё видит. Общественности и неравнодушным людям на местах виднее, какие вопросы надо поднимать по поводу реставрации, мемориализации объектов, связанных с Отечественной войной 1812 года. Поддержка Общественного совета помогает им успешнее решать вопросы с местными властями. И прошедшие четыре года доказали, что идея была правильной и плодотворной. Многое уже сделано – желающие узнать подробнее могут зайти на сайт Общественного совета www.sovet1812.ru.

– А вы, вероятно, охотно расскажете о той программе, которую курируете…

– Наш центр предложил программу по проведению цикла балов для разных социальных групп. На нынешний год запланировано несколько крупных мероприятий. В июне в рамках Международного съезда потомков участников войны 1812 года состоится бал, посвященный героям Отечественной войны. В сентябре мы планируем организовать бал-приём в честь 200-летия Бородинского сражения. На октябрь намечен Московский кадетский бал. А завершит цикл детский бал в конце декабря. Кроме того, есть также региональные проекты – губернаторские балы в Смоленске, Калуге.

– И в Курске в том числе? У нас ведь уже есть небольшой собственный опыт проведения балов: этим занимался киноцентр духовной культуры имени Михаила Семеновича Щепкина.

– Не сомневаюсь, что и в вашем гостеприимном городе мы найдем единомышленников. Мы с нашими курскими коллегами побывали в Марьино и убедились, что интерьеры дворца великолепно подходят для осуществления такой идеи. Если все пойдет так, как задумано, то состоится бал в июле. Думаю, что к этому времени будут решены вопросы с восстановлением захоронений участников вой­ны 1812 года на территории области, а также установкой памятного знака Курскому пехотному полку, который достойно показал себя в Бородинском сражении. Очень рассчитываем на помощь местных властей.

– Среди запланированных в этом году торжественных мероприятий есть и такие, которые предполагают выезды за пределы России. Трудно ли решать вопросы, связанные с пересечением границ?

– Нет, не трудно. Как правило, мы находим понимание у властей. Ведь девиз нашего движения: «Дорогами минувших войн – к миру». К тому же подобные мероприятия – прекрасный туристический брэнд, привлекающий публику, и рациональный Запад умеет его использовать. Например, небольшой городок в Чехии Младиёв-на-Мораве ежегодно в конце лета становится местом паломничества туристов со всей Европы: там реконструируют события Первой мировой войны. И таких примеров можно привести множество.

В ближайшей перспективе у нас выезд в Литву, в Каунас на фестиваль, посвящённый началу Отечественной войны – переходу французских войск через Неман. Вообще, историческая реконструкция отнюдь не просто игра, развлечение. Главное в этой работе то, что она пробуждает интерес к истории и как итог – любовь и уважение к своей стране. Мы много говорим о национальной идее, патриотизме. И даже тратим изрядные средства. Но каков результат? Можно, конечно, выйти к могиле Неизвестного солдата и говорить очень правильные слова. А при этом ветераны оказываются в домах престарелых и живут далеко не в лучших условиях.

Лично мне очень понравился опыт Европы, где существует целая сеть исторических парков. К примеру, во Франции есть парк исторических приключений. Там шаг за шагом прослеживается история Франции. И рассказ о каждом периоде – это реконструкция событий, пробуждающая у молодых французов любовь к родине и национальное самосознание. В течение, скажем, получаса идет театрализованное действо, представляющее сражение галлов с сарацинами. И, понятно, симпатии публики на стороне умного храброго галла.

 В души сотен детей от пяти до пятнадцати исподволь закладывается гордость за своих, уважение к стране, в которой они живут. Или, скажем, парк в Голландии, где представлена история с XVII века до наших дней. Сделав несколько десятков шагов, можно пересечь границы эпохи, ознакомиться с архитектурой, бытом, традициями того или иного исторического периода, с основами ремесел, и даже стать на время подмастерьем… Потенциал исторической реконструкции очень велик, но пока недостаточно нами используется. Надо дать молодому человеку альтернативу: можно пойти на дискотеку, а можно, выучив несколько танцев, на бал. Можно сегодня быть воином Великой Отечественной войны, а завтра солдатом XXI века. Когда ребята попадают на наши фестивали, знакомятся с исторической реконструкцией, у них часто меняется психология, загораются глаза, просыпается генетическая память.

– К сожалению, мы частенько довольно небрежно относимся к собственной истории, плохо ее знаем.

– Небрежно?! Не то слово! Я недавно зашел в магазин «Педагогическая книга» и, пролистав учебник истории, рекомендованный Министерством образования для десятого класса средней школы, впал в уныние. Событиям 1812 года там посвящено всего несколько страниц, а в тексте сообщается, что французская армия насчитывала 200 тысяч воинов, а русская – 600. То есть с точностью до наоборот! Можно ли по таким учебникам преподавать предмет?!

Думаю, идея объявить Год истории отнюдь не случайна. Нам действительно необходимо избавляться от комплекса «ивана, не помнящего родства», учиться самоуважению. Ведь без истории нет будущего. К сожалению, у нас выросло несколько поколений, которых убеждали, что отечественная история начинается с 1917 года. В той же Франции не сносили памятники ни королям, ни Робеспьеру и Марату, не рушили историческую застройку городов.

А в России, пожалуй, сегодня не найти ни одного города, который не пострадал бы от нашего варварского отношения к собственному прошлому. Сейчас, правда, по крайней мере в Москве, появилась надежда переломить ситуацию.

И в этом плане Год истории может если не изменить положение, то хотя бы обнажить проблему, всколыхнуть, развернуть власть к пониманию её важности. И я рад, что мы, люди, увлеченные исторической реконструкцией, можем внести в процесс посильный вклад. Вот, например, мы приняли участие в арт-проекте «Усадьбы. Люди. Судьбы». В Вороново – усадьбе Ростопчиных – звучала музыка того времени, стихи Евдокии Ростопчиной, дамы и кавалеры по-новому ощутили себя в нарядах позапрошлого столетия. Проект привлек достаточно много людей, в том числе состоятельных. С помощью благотворительного аукциона удалось собрать некоторые средства, которые были направлены на реконструкцию больницы, расположенной в усадьбе.

Полагаю, что такой опыт вполне можно и нужно применять в провинции.

Беседовала Елена БЕЛОВА



< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий