Книгу листаешь, как семейный фотоальбом. Вот детские годы: коробейники на ярмарке, зазывалы в балаганах, лубок как первая госпропаганда… Картинки, призывающие народ делать прививки... Как причудливо повторяется история!
А вот уже о первых курских газетах, рекламных карточках и проспектах, дореволюционных вывесках и витринах, городских фасадах, о Дейнеке и его курском варианте «Окон РОСТА».
Дальше – не реклама, а цветные витрины советского образа жизни и благополучного быта. Плакаты, легендарная «Книга о вкусной и здоровой пище», – не столько рецепты, сколько иллюстрированный сборник сновидений советского времени.
Это и сейчас тёплые ламповые грезы воспоминаний: такие блинчики жарила бабушка, такие конфеты доставал, когда везло, к празднику отец. Книжное и плакатное товарное изобилие – послевоенная реабилитация рекламы, которая до этого момента была продажной девкой империализма, а дальше госслужащей.
Первая рекламно-информационная газета «Курская неделя», первые теле- и радиопередачи. Первый «газосвет» – неоновые вывески, которые зажигались после того, как специально обученные люди нажимали выключатели в подсобках и на фасадах.
Отдельная история о том, кто и как придумывал бренды, точнее, кому выпало это сделать, – здесь от «Швеи» и «Сейма» до «Добавкина» и «Утоляева». Наконец, перестройка, расцвет медиа и «наружки», всесоюзный бестселлер – журнал «Курский соловей».
Первые коммерческие еженедельники, идеи которых прибывали с авторами из Москвы на третьей полке плацкартного вагона… Первые студии независимого телевидения, автоматчики, врывавшиеся во время эфира в студию телекомпании «Твирс», живые очереди из рекламодателей на «Такте», оборудование, которое везли кораблями…
Первые рекламные ролики с вознаграждением по бартеру – ящики колготок «дольчики»… Сейчас мы вспоминаем об этом с улыбкой. А тогда это был серьёзный гонорар.
Потом наступил бум FM-станций, ведущие которых могли легко конкурировать по популярности с приезжими рок-звездами. Первые предвыборные кампании, которые стали квинтэссенцией рекламы. Настал короткий, но урожайный период курского глянца. И, конечно, началась эпоха развития аутдора, завершившаяся принятием нового дизайн-кода.
Рекламист и предприниматель Александр Караськов – издатель книги – говорит, что идея этого проекта пришла ему в голову после того, как появилось четкое осознание завершения большой эпохи в медиа и рекламе. И захотелось выразить признательность тем, благодаря кому в нашей жизни был этот яркий и дерзкий период. Но практически каждая такая дерзость под пером автора цепляла за собой новую историю.
А кто же был издателем «Курского листка объявлений» и чем он знаменит? Сколько зданий в городе связаны с промышленником Георгием Новосильцевым, который знал толк в продвижении своих товаров с помощью открыток и проспектов?
Чем закончился случай с полтергейстом на улице ВЧК, из-за которого разметали журнал «Курский соловей»?
Ответы – в книге, рассказывающей в итоге о нашей общей истории и людях, благодаря которым она была яркой, как прекрасный цветной сон о счастливо прожитых годах.
Антон Владимиров