Персональная выставка работ члена Союза художников России Сергея Спицина с успехом прошла на худграфе КГУ. В экспозиции – пейзажи, портреты и фрагменты монументальной живописи (храмовое искусство). Место для вернисажа выбрано неслучайно. В этом уютном двухэтажном здании в переулке Блинова он вначале постигал азы живописи, а потом сам стал преподавать.
Детская мечта
– Живопись полюбил с детства, – признается Сергей Иванович. – Брату подарили коробку с красками, а я их позаимствовал. Потом всем показывал свой рисунок и долго не мог понять, как брат догадался, что это его краски. Так что ему надо сказать отдельное спасибо.
Школьные годы пролетели незаметно. Пришла пора выбирать жизненный путь. Детская мечта стать художником никуда не исчезла, напротив, только окрепла. В другом качестве он себя не представлял и подал документы в Железногорское художественное училище. Окончил. Но на этом останавливаться не стал. Продолжил обучение на художественно-графическом факультете Курского государственного университета, прошел стажировку при кафедре живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина.
На вопрос журналистов, что хотел бы изменить в жизни, может быть, чем-то другим заниматься, неизменно отвечает:
– Я повторил бы то, что было. Со всеми ошибками, плюсами и минусами.
Большая перемена
Первый свой урок в стенах альма-матер в качестве педагога Сергей Иванович вспоминает с улыбкой. Очень уж произошедшее с ним напоминает то, что приключилось с учителем истории Нестором Северовым в фильме «Большая перемена».
Было Спицину чуть больше двадцати, а студенты-заочники – люди серьезные, взрослые. Он вошел в аудиторию. Поздоровался. Его поприветствовали и продолжили увлекательный разговор. Новоиспеченный преподаватель сел за парту и никак не решался приступить к занятиям. Минут через пятнадцать народ в аудитории стал роптать: «Да где же преподаватель, может, вообще занятий сегодня не будет?»
Сергей Иванович робко ответил, что он и есть педагог. Урок начался. Но, увы, доверия молодой учитель не вызывал. Студенты то и дело выбегали из аудитории, чтобы послушать, чему учат будущих художников более солидные мастера.
Надо было срочно спасать ситуацию. Спицин дал задание: писать портрет. И сам встал к мольберту. Когда студенты увидели его работу, то все их сомнения в компетентности преподавателя исчезли сами собой. С тех пор его авторитет в стенах родного вуза непререкаем.
Прежде чем писать что угодно, начиная от живописных этюдов до больших тематических полотен, человек должен владеть внятным рисунком. Ведь рисунок – это основа изобразительного мастерства. Коллеги по вузу признаются, что в рисунке ему равных нет. Сегодняшние ученики и выпускники прошлых лет отмечают: он может одним штрихом исправить работу.
Дорога к храму
Работ за десятилетия много – пейзажей, портретов, натюрмортов. Но сегодня, в дни Светлого Христова Воскресения, хотелось бы особо сказать о монументальной живописи, которой он овладел в совершенстве.
У каждого своя дорога к храму. Работа с росписями и фресками – это возможность для художника прикоснуться к вечности, опыту и технике создания произведений таких великих мастеров, как Рафаэль, Веласкес и многих других, считает Сергей Спицин.
Интерес к такому творчеству возник в юности. Тема диплома студента художественно-графического факультета КГУ была как раз о молодых реставраторах.
Сам он писал картины на различные сюжеты и порой наблюдал, как «реставрируют», по сути, малюют на иконах непрофессиональные реставраторы. Подмечал, как это «творчество» в корне отличается от серьезной реставрационной школы, которую прошли выпускники Суриковского и других вузов. Копировал работы великих мастеров, что является своеобразной школой в изучении иконописного языка, с помощью которого появляется осознанный подход в понимании иконы.
Интерес к этому виду изобразительного искусства не прошел до сих пор.
Вместе с такими же энтузиастами, как он сам, дает новую жизнь храмам не только в Курской области, но и далеко за ее пределами. До известных событий на Украине занимались росписью алтаря одной из церквей Киева.
Они не только реставрируют старые церкви (наше прошлое, без которого нет будущего), но и занимаются росписью новых. Коллеги по художественному цеху, которые приехали на вернисаж из Железногорска, восхищались тем, как работает С.И. Спицин под куполом храма. Это ведь огромная высота – на уровне семнадцатиэтажного дома. Надо подняться по строительным лесам и там работать по нескольку часов.
Лики святых, вышедшие из-под кисти Сергея Спицина, украшают стены Знаменского собора, главного храма в Коренной пустыни, церкви Георгия Победоносца и других в разных уголках соловьиного края.
Это уже отдельный вид мастерства. И, как говорит сам художник, совсем не изнуряющий. Когда работаешь, словно открывается второе дыхание.
После занятий со студентами едет в храм.
– И под куполом среди ангелов не то что забываешь об усталости, наоборот, вдохновляешься, – делится своими эмоциями Сергей Иванович. – Очень важной частью создания икон и фресок является духовная составляющая. На фреску, которую ты создал, будут молиться люди, доверять ей свое сокровенное, просить о помощи.
У мастера своя техника
В арсенале художника – различные материалы: масло, акрил, гуашь и многие другие. В монументальной живописи в некоторых работах применяются различные технологии с позолотой.
Сергей Иванович – человек скромный. Звездной болезнью за все годы творчества не захворал. За него красноречивее всяких слов говорят его картины.
Его технику, стиль работы и манеру письма изучают в родном вузе. В одной из курсовых работ студентки читаем: «Монументальная живопись развивает не только его мастерство и творческий потенциал, но и интеллектуальную сферу. Ведь для того, чтобы выполнить ту или иную церковную фреску, нужно изучить исторические аспекты, вписать свою задумку в устоявшийся свод правил – канон. При создании церковного полотна или фрески ведётся большая работа. Основываясь на задачах сюжета, художник собирает подготовительный материал – зарисовки фигур, этюды, эскизы, продумывает идею. Где-то Сергей Иванович использует натуру, чтобы подглядеть и передать всё наиболее правдоподобно и живо, где-то работы старых мастеров. Он драпирует тканью натурщика и находит нужную позу. Используется внешность, подходящая к теме, – прототип к определённому образу. В итоге разрабатывается готовое композиционное решение, которое кропотливо исполняется на поверхности. Высота икон и росписей порой достигает четырёх метров».
В монументальной живописи нужно соблюдать определённую технологичность нанесения красок на стены, чтобы, к примеру, влажность и испарения не испортили фрески. Краска наносится в несколько приёмов для того, чтобы сохранялась долговечность росписи, радуя прихожан.
Искусство живописцев живет веками. Росписи храмов, которые с такой любовью выполняет художник Сергей Спицин, будут радовать сердце прихожан и паломников, прибывающих на курскую землю из разных уголков нашей страны и из-за рубежа, долгие-долгие годы.
Александра Черных
Творческое досье:
С 1998 года – член Союза художников России.
Произведения С.И. Спицина находятся в организациях, частных галереях и коллекциях России, Германии, Италии, Франции, Канады, США, Японии, стран ближнего зарубежья.