Юрий Бурэ: Каждый спектакль – признание…

Невозможно представить на месте художественного руководителя Курского драматического театра имени А.С. Пушкина кого‑то, кроме Юрия Бурэ. Сорок лет назад, в 1982‑м, он прибыл в Курск на должность главного режиссера. Это время мы называем коротко и емко: эпоха Бурэ. Каждый его спектакль – это признание режиссера в любви к зрителям и артистам.

– Юрий Валерьевич, как утверждал Экзюпери: «Мы в ответе за всех, кого приручили». («Маленький принц» – первый поставленный им спектакль – ред. ). За 40 лет вы приручили публику показом хороших спектаклей, актеров – интересным репертуаром. Не тяжело нести груз ответственности за культурную жизнь?

– За всю культурную жизнь я ответственности не несу. А что касается театра, то просто старался честно служить искусству.

От автора:
Юрий Бурэ явно скромничает, его ученики – ведущие актеры и режиссеры – занимают ключевые посты в учреждениях культуры. Заслуга худрука в том, что он растит новое поколение.

– У каждого народа есть своя история Ромео и Джульетты. Вашу премьеру «В ночь лунного затмения» я смотрела на одном дыхании. Трогает до слез. Что подвигло на эту постановку?

– Много лет назад в Сталинграде роль красавицы Зубражат играла юная актриса Лариса Соколова. Перебирая бумаги, наткнулся на тоненькую книжку – пьесу Мустая Карима, перечитал и решил ставить. Правда, сократил несколько сцен – тот спектакль длился четыре часа.

– Лариса Геннадьевна – одна из моих любимых актрис театра – на курской сцене сыграла роль Танкабике. В пьесах возрастные роли такой глубины скорее исключение. Можно ли это считать признанием худрука в любви супруге, спутнице жизни?

– Скажу больше. Это можно считать признанием в любви актрисам Цымбал, Легонькой, актеру Баркалову. Признанием в любви всем зрителям.

– Какую сверхзадачу ставите?

– Очень люблю комедии, за что меня не раз упрекали. Хочу, чтобы публика воспринимала спектакль сердцем. Для меня главное, чтобы произведение, не важно, какого оно жанра, вселяло в зрителя надежду, а не убивало ее.

– Эпоха Бурэ вместила очень много, за что куряне искренне вам благодарны. Но, как у любого творческого человека, наверняка у вас остались нереализованные планы и мечты?

– Остались. В Ленинградском театре Комедии, где худруком был Николай Акимов, в кассе была мраморная дощечка, привинченная бронзовыми болтами: «На сегодня все билеты проданы». Пока в нашем театре такую табличку мы установить не можем.

– Работа режиссера сродни творчеству флориста. Только он один знает, получится ли композиция...

– Каков будет конечный результат, не знает никто. Оценку дает зритель. В моей практике был спектакль «Дожди» о жизни колхоза. Отыграли премьеру. Меня вызвали на ковер в обком партии. Сказали все, что думали. А через три месяца был апрельский Пленум ЦК (1985 г.), после которого из высокого кабинета позвонили с упреком: «Ты почему прекрасный спектакль не разрешаешь играть?»

– Чем будете потчевать нас?

– Для детей на Новый год восстановим «Щелкунчика». Много премьер: «Моя жена – лгунья» по пьесе М. Эннекена и М. Мойо, фантасмагория К. Чапека «Средство Макропулоса», где главной героине 337 лет, «С любовью не шутят» П. Кальдерона, «Ох уж, эти мамочки!» Дэвида У. Кристнера. Приступим к постановке очень знаменитой пьесы Б. Нушича «Доктор философии».

– Кто главный критик?

– Только зритель.

– Тогда пожелание: доброжелательных зрителей!

Александра Черных


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 01-2023

Комментарии пользователей



Последний комментарий