Таланты соловьиного края

За три десятилетия, что в столице губернии существует галерея «АЯ», в ее стенах прошло множество выставок. Каждая в той или иной мере становилась событием для города Курска. Выставочный фонд галереи постоянно пополняется картинами новых авторов, а то, что уже собрано, не пылится в хранилище, а постоянно экспонируется на самых разных выставочных площадках.

Художники, фотографы, писатели... Имен так много, что перечислить все хоть и очень хочется, нет никакой возможности. Думается, нас за это простят.

Назовем тех, кто стоял у истоков. Сегодня их имена хорошо известны курской публике: Владимир Парашечкин, Валерий Цымбулов, Сергей Гашевский, Лариса Саева, Леонид Войнов, Сергей Косилов, Владимир Сошников, Владимир Канищев. О каждом можно смело книги писать. И думается, что так оно и будет.

С Олегом Радиным мы с грустью вспоминали тех, кого сегодня нет. Каждый раз, бывая на Северном кладбище, я захожу навестить могилу Геннадия Бодрова, за которой ухаживает Союз театральных деятелей, за что им низкий поклон.

Трагическая кончина Геннадия в День всех влюбленных – 14 февраля 1999 года – тогда потрясла, и боль утраты не отпускает до сих пор. Талант курского фотохудожника оценили далеко за пределами страны. Фотографиями Бодрова восторгались в Италии, Испании, Великобритании, Болгарии, Франции, Америке и даже в Австралии. По сей день его снимки являются ориентиром для многих фотохудожников.

Дважды в году (в день рождения и в годовщину смерти) в галерее проходят выставки памяти Геннадия Бодрова. Друзья по крупицам собрали работы мастера, а еще предоставили портретные снимки художника. Издали четыре фотоальбома – «Черно-белая Россия Геннадия Бодрова» и «Простой мотив Геннадия Бодрова» (в нем 42 снимка, по количеству прожитых мастером лет).


Вот уже четыре года подряд Олег Радин совместно с Союзом журналистов Курской области проводит конкурс социальной фотографии памяти Геннадия Бодрова. Талантливых фотомастеров хватает, но только Бодров мог так передать обыденную жизнь, найти тот самый момент, который демонстрировал не просто событие, а целую эпоху.

Приведу отрывок из статьи Александра Лапина (советский и российский фотограф, исследователь фотографии, педагог): «Избранные фотографии Геннадия Бодрова поразительно умны, они всегда о смысле жизни, а не о странностях вчерашней погоды. Ему не удавались фотокартины, это не его жанр, он не художник-дизайнер. Он фотограф, но фотограф от Бога. Есть в России фотографии, более совершенные по пластике или извечной фотографической игре света и тени, есть прекрасные журналистские находки, есть у нас хорошие фотографии, но таких умных, поэтически тонких и подлинно философских очень мало».

Да, поклонники Бодрова чтут его творчество. Но, думается, этого недостаточно. Жаль, что в областном центре, где строятся новые микрорайоны, нет улицы его имени, нет и памятной таблички на доме, где он жил…

Второе имя – Игорь Пичиков. Художник-график с уникальной техникой владения пером и тушью. Выставка его работ также проводится в галерее «АЯ» дважды в год.

 К 65-летию мастера вышел фотоальбом «Метафизика Игоря Пичикова». Он был близким другом Олега Радина – в юности, работая над картинами, спина к спине сидели они в келье Троицкого храма. Олег Михайлович считает, что работы Пичикова не до конца изучены специалистами и ждут настоящей, достойной оценки.

Зрители признаются, что его работы, написанные тушью и пером, не совсем обычны. Их надо долго изучать, стремясь проникнуть в извечную тайну бытия: жизни, смерти, любви.


Орфей и Эвридика, Медея и Ясон. Автор призывает нас поразмыслить над тем, что любовь может быть возвышенной и жертвенной, как у Орфея, или коварной, как у Медеи, которая из мести убила собственных детей. В рисунках словно зашифрован важный посыл зрителю. Один из них пророческий, на нем изображены сразу три художника: Бодров, Радин и Пичиков.

– Когда Игорь писал этот тройной портрет, Геннадия Бодрова уже не было в живых, – рассказывает Олег Радин. – Картина создана в год его смерти. Бабочки, порхающие над головой Гены, – символ покоя и вечности. В центр Игорь поместил меня. Большую свечу над моей головой он объяснил так: «Тебе здесь быть еще долго, а мне скоро уходить». А свеча над головой самого автора будто падает. Так и случилось. Художника рано не стало. Но его работы, а значит, сам он и его талант остаются с нами.

Александра Черных


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 05-2022

Комментарии пользователей



Последний комментарий