Людмила Михайловна в ответ на мое восхищение поспешила расставить точки над i. Сообщила и не раз повторила, что эти экспонаты в традициях дымковской игрушки в разные годы вылепил ее супруг Павел Валентинович Лысиков, мастер гончарного дела. Сейчас у него своя студия керамики в школе №16. А она, мол, лишь их расписала. Но стоит увидеть, с какой любовью и вдохновением это сделано!
Одна из работ (на мой взгляд, коронная в коллекции!) оказалась полностью авторства Людмилы Михайловны. Я глаз не могла отвести от «Ситцевого петушка», которого она сама и вылепила, и разрисовала! Удивительно филигранная работа! Поразили гармония линий, сочетание красок, яркость и праздничность. Смотришь и удивляешься, как шикарен хвост петушка, сложенный из миниатюрных кусочков разноцветного ситца. Оказалось, это визуальный эффект! За ткань я приняла роспись по глине, искусно выполненную художницей.
Трепетное, серьезное и глубокое отношение к творчеству Людмила Михайловна старается привить своим воспитанникам. Более тридцати лет учит она детей в ДХШ №2 рисунку, живописи, композиции, керамике. Я оценила и работу Лизы Павловой, одной из талантливых подопечных этого педагога. Называется композиция «Прогулка»: нарядная дамочка в шляпке, с прической совершает променад с такими же нарядными детьми.
– В этой работе мы, конечно, много пробовали, подбирали с Лизой краски, гармоничные цветовые сочетания, детали, продумывали характеры, – поясняет Людмила Михайловна. – Дымковская игрушка всегда очень жизнерадостная. Традиционно это яркая гамма красок на белом фоне, характерный орнамент. Есть здесь определенные сюжетные каноны, нюансы и условности. Однако характер персонажа всегда выражен. Для украшения изделия на завершающем этапе применяется сусальное золото. Точно в нужное место нанести тончайший материал – сложнейшее искусство. Используются специальная кисточка, клей, обязательно нужно затаить дыхание – иначе не получится. Требуются неимоверная аккуратность, точность, собранность.
Я спросила, как удалось сделать столь неотразимого петушка.
– Ситцевая роспись мне очень близка, попадает прямо в самое сердце, – призналась Людмила Михайловна. – Это что-то родное, из детства. Вспоминается дом бабушки в селе Луневка Обоянского района. Там было такое же яркое одеяло, сшитое из множества ситцевых лоскутков, пестрые занавески... Когда задумала этого петушка, очень хотелось сделать что-то свое, авторское, народное. Работа меня захватила. Я всегда переживаю за результат. Даже когда ложилась спать, не переставала думать и мысленно подбирать цвета, орнаменты, дополнительные элементы…
Наверное, это от папы – Михаила Яковлевича Барышева. Он был художником, искренне любил родной край, много и увлеченно работал. Он и посоветовал мне пойти на худграф.
О своей работе Людмила Михайловна рассказывает очень интересно. Понятно, что так страстно можно говорить лишь о любимом деле.
Преподаванию она отдает все время и силы, стараясь вызвать у детей искренний интерес к творчеству и народному искусству, учит мыслить широко, видеть и ценить красоту, создавать ее своими руками и нести в мир.
А что может быть прекраснее этого?
Ольга Афанасьева