Анатомия красоты тела и силы духа

Редким и значимым явлением не только в медицинской сфере, но и в культурной жизни региона стало открытие в сентябре 2020 года анатомического театра Курского государственного медицинского университета. Здесь многовековые традиции в гармоничном единении с новейшими технологиями и инновациями работают на одну цель – качественное медицинское образование.

От идеи до реализации

Говорят, что чудес не ­бывает. Но сегодня каждый посетитель анатомического театра КГМУ может убедиться, что люди, создающие в нашей жизни нечто, в полной мере претендующее на название «чудо света», имеются.

Автором идеи и главным организатором первого за всю историю современной России анатомического театра в системе подготовки медицинских кадров является Виктор Лазаренко – ректор КГМУ, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургии ФПО (факультета постдипломного образования), почетный гражданин города Курска.

Детище Виктора Анатольевича поражает не только высоким качеством, классическим стилем исполнения и быстротой реализации – здание построили всего за десять месяцев. Замираешь в восхищении от красоты исполнения проекта, который явно воплощен на века вперед. Невольно понимаешь – налицо яркий результат высочайшего профессионализма, высокого интеллекта, истинной одержимости идеей и страсти к созиданию.

Не просто о медицине как науке и древнейшей из самых гуманных профессий тут озаботились. Реализованный и успешно развивающийся проект основывается на главных ценностях отечественной и мировой цивилизации.

Еще до начала строительства на площадке, отведенной под здание театра, были проведены тщательные археологические исследования, вскрывшие немало интересного в истории древнего Курска. Параллельно собрали весь мировой и российский опыт анатомических театров, который учли при оформлении фасада и интерьера здания, созданного по классическому образцу.

Фасад насыщен архитектурными элементами и дополнен рустами по штукатурке наружных стен. Акцент главного входа подчеркнут портиком, а вертикальный объем входной группы продолжается в витраже до главного фронтона здания, который заканчивается размещением механических часов в оконном проеме. Цвета оформления фасада создают единую композицию анатомического театра с главным зданием университета.

Профессия обязывает

Кстати, интерьер главного корпуса КГМУ тоже замечательно сочетается с интерьером анатомического театра. Буквально каждый шаг по коридорам и лестничным площадкам вуза сопровождается качественными панно и стендами по истории отечественной и мировой медицины. Вот вся наглядная информация, посвященная нобелевским лауреатам в области медицины, а здесь – история отечественной медицины, начиная от Пирогова. Тут же рядом класс, оборудованный самыми современными компьютерами. На огромных в рост человека экранах можно изучать всю анатомию, начиная со скелета и заканчивая операциями в виртуальном варианте в разных плоскостях на мышцах, сосудах, нервах. Подобное оборудование позволяет студентам лучше освоить программу, которая значительно шире, чем у любого профильного вуза, – 36 часов в неделю.



Пример подвижников

Учиться в университете трудно, но особые способности, которыми судьба, природа и высшие силы наделяют медиков, сохраняют в наших общих интересах необходимое число обладателей медицинских профессий. А пример подвижников только укрепляет настойчивость современных студентов.

В КГМУ традиции берегут. У главного входа – памятник медикам, погибшим на фронте, во дворе главного корпуса монумент – сердце – в память о медиках, погибших в борьбе с нынешней пандемией. А напротив анатомического театра установлен бюст архиепископа Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Этот российский и советский религиозный деятель, хирург, учёный и духовный писатель был автором трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктором медицинских наук и доктором богословия, профессором.

Говорят, что, когда готовилось открытие бюста, небо расчистилось буквально над пятачком, где собрались люди, и дождь прекратился.

Видно, вера помогает и медикам, и их пациентам. Как и вера в опыт всей мировой культуры, частью которой является медицина.

– Как видите, всех посетителей нашего анатомического театра встречает на фасаде здания огромный витраж Леонардо да Винчи, – обращает мое внимание доктор медицинских наук, заведующий кафедрой анатомии человека Владимир Васильевич Харченко. – Перед вами знаменитый «Витрувианский человек» – образ согласованного состояния жизни, в центре которой человек. Рисунок Леонардо символизирует не только скрытый символ внутренней симметрии человеческого тела, но и символ симметрии Вселенной в целом.

История и современность

Всю историю научных поисков медиками секретов этой симметрии, их напряженной работы по выполнению долга перед человечеством демонстрирует экспозиция анатомического театра. И здесь традиции и современность составляют органическое целое. Причем в историческом ракурсе работа врачей представлена на копиях полотен классиков, среди них: «Уроки анатомии доктора Тульпа» Рембранта Харменс ван Рейна, «Уроки анатомии доктора Виллема ван дер Меер» кисти Михеля ван Миревельта, иллюстрация из книги «Остеография, или Анатомия костей» Уильяма Чезельдена и другие.

Как поясняют хранители, история анатомического музея КГМУ началась с момента основания кафедры анатомии – 86 лет назад. К сожалению, довоенные экспонаты не пережили эвакуацию. Но сотрудникам кафедры в послевоенные годы удалось сохранить некоторые уникальные препараты, а затем на протяжении последующих десятилетий пополнять коллекцию.

Сейчас основная коллекция представлена более чем пятьюстами анатомическими экспонатами. Здесь вы можете увидеть органы, которые традиционно препарированы и сохранены во влажной среде с использованием фиксирующих растворов.Такие наглядные пособия составляют большую часть экспозиции анатомического театра.

Все влажные препараты, представленные здесь, уникальны и выполнены в различные годы сотрудниками кафедры: Д.А. Сигалевичем, Е.М. Смоляром, И.А. Охотниковым, Э.К. Харзеевым и студентами, участниками студенческого научного сообщества кафедры.


Познай себя

Экспозиция театра начинается с раздела эмбриологии, в котором представлены все этапы перинатального развития плода. Что ж, на такой наглядной выставке легко убедиться, что физически мы становимся людьми на самых ранних этапах, во чреве матери.

Неподдельный интерес вызывают и многочисленные препараты пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, головного и спинного мозга. Представленные человеческие тела наглядно подтверждают тезис: «Организм человека – единое целое», служат пониманию жизненно важного принципа Nosco te ipsum – «Прежде всего познай себя».

Для демонстрации мышц используются все виды анатомических экспонатов: силиконовые пластинаты, мумии. Мумификация известна со времен Древнего Египта и представляет собой консервацию объекта посредством пропитки скипидарно-глицериновой смесью; после высыхания его покрывают лаком.

Сотрудниками кафедры анатомии на протяжении полувека изготовлены полноразмерные объекты тел, самому старому экспонату около полувека, и более двадцати изолированных конечностей, фрагментов головы и таза.

Помимо мумий, здесь находится большое количество пластинатов, полноразмерных останков человека, более сорока фрагментов тела.

Пластинация была изобретена в 1970-х годах доктором Гюнтером фон Хагенсом. В России эту технику называют «полимерным бальзамированием»: она позволяет изготовлять пластинаты органов, анатомических областей и целого тела. Силиконовые пластинаты сохраняют естественные форму, объем, цвет анатомических препаратов. Это очень удобно и наглядно для демонстрации студентам тела и его частей.

Есть в театре и большое количество коррозионных препаратов внутренних органов, плаценты, которые изготовлены с применением застывающих масс различной породы: эпоксидной смолы, синтетического каучука и современных стоматологических пластических масс. Эти экспонаты представляют собой слепки сосудисто-протоковых структур органов. Родоначальником метода можно считать И. Гиртеля, который в 1983 году предложил для наливки сосудистого русла использовать массу, состоящую из канифоли и воска.

От «пироговских срезов» до аппарата Илизарова

Широко представлены и части опорно-двигательного аппарата: костный скелет человека, суставы, мышечная система. На одном из скелетов врачи-травматологи продемонстрировали разновидности компрессионно-дистракционного аппарата Илизарова и способы его применения, а также специальные пластины, которые используются для фиксации отломков при переломе коротких и длинных трубчатых костей.

Увидели мы на выставке и специальную серию пластинатов. Такая методика дает возможность изготавливать плоские и прозрачные срезы и распилы органов и частей тела. Эти объекты имеют толщину от 1 до 10 мм, обладают жесткостью и твердостью, могут исследоваться как невооруженным глазом, так и при небольшом увеличении в отраженном и проходящем свете. Эти препараты называются «пироговскими срезами». Они позволяют изучать сложные топографические взаимоотношения внутри всех областей тела, головы и конечностей, что очень важно для будущего доктора, особенно хирурга.


Уникальный информационный ресурс

Еще один интересный раздел представляет уникальные атласы и учебники великих анатомов России – В.П. Воробьева, В.Н. Тонкова, В.Н. Шевкуненко. В них собраны основные анатомические знания, иллюстрированные многочисленными авторскими рисунками. Здесь же представлены старинные микроскопы и микротомы. Современное оборудование давно вытеснило механические девайсы из научной сферы, зато здесь прекрасно видно, как шло развитие медицины. Анатомический театр весь этот процесс демонстрирует.

На нижнем этаже в виде амфитеатра расположена светлая, удобная аудитория на 150 студентов. Здесь читают лекции и демонстрируют анатомический препарат. С помощью видеокамеры и пульта лектор подкрепляет свой рассказ демонстрацией изображения тела или органов на большом экране.

Впрочем, в наше перенасыщенное информацией время анатомический театр КГМУ помогает решать не только свою главную задачу получения качественного медицинского образования. Собрание уникальных экспонатов предоставляет прекрас­ную возможность для широкого медицинского просвещения жителей. И не только нашего региона.

Здесь всем есть на что посмотреть, чему подивиться и на чем поучиться. В первую очередь – поучиться редкому умению воплотить масштабную, красивую идею в реальный, оригинальный и поистине полезный объект науки и культуры.

Такой наглядный урок от выдающегося хирурга и организатора медицинского образования Виктора Анатольевича Лазаренко дорогого стоит.

Владимир МОСКАЛЕВ


< Вернуться к содержанию

VIP # 01-2022

Комментарии пользователей



Последний комментарий