Эверест Марины Масловой

Информационных поводов для встречи с литературоведом Мариной Масловой у журналистов предостаточно. В её творческой копилке несколько книг, посвященных курским прозаикам и поэтам. Она лауреат престижных литературных премий, среди которых самая любимая – имени Е.И. Носова. А совсем недавно, по её признанию, покорила Эверест. Литературный.





Каждый пишет, как он дышит

На встречу со своей героиней я едва не опоздала. И виной тому были не пробки на дорогах, не отсутствие нужной маршрутки на остановке, не какие-то неотложные дела. Виной тому была сама Марина. Все дело в том, что в интернете я натолкнулась на её публикацию «ДЕРИК, или «Лёшка вернулся!». Светлой памяти врача и писателя Алексея Дериглазова.

Начала читать и не смогла отор­ваться. Как оказалось, не смогла оторваться не я одна. Среди откликов, которые появились под её очерком, есть и такие: «Целую трудную повесть написала. Трудную потому, что всю глубину человека пером не измерить…» (Борис Агеев); «Отличный очерк, Марина! Добавил бы – канонический. Вот так сердечно, проникновенно, многоохватно и надо вспоминать и поминать друзей, товарищей, единомышленников. Это наглядный урок» (Михаил Попов); «Не знал и не читал, увы, Дериглазова, но после Марининых цитат и описания его личности и творчества вдруг подумалось, что достойно было бы почитать» (Александр Смышляев).

Невольно приходят на ум строчки Булата Окуджавы:

Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить…

И возникает закономерный вопрос: как творит Марина Маслова? Лучше Бориса Агеева, пожалуй, не скажешь, потому даже пытаться не буду.

«…Часто пишет она без плана и заготовок, как Бог пошлёт. Пишет набело прямо в планшет, сидя на косогоре в медовых запахах трав и цветов или на порожке любимого японского вездехода… Перед глазами – курские дали, изнемогшие в избытке света и тепла, бирюзовая глубина исчезающих в мареве пространств, неземная трель невидимой в небесах птахи. Марина выбирает из волос заблудившегося шмеля, бранит застрявшую меж пальцев божью коровку, отвлекающую от работы… А работа её как раз о бабочке… И тут же делится ею по интернету – ей, критику, тоже нужен критик…»

Критик соловьиного края

С Мариной Ивановной нас познакомил ныне уже покойный мой учитель и старший товарищ, председатель правления Курского регионального отделения Союза писателей России Николай Иванович Гребнев.

В тот день намечалась большая «вылазка» в Большое Жирово, где в литературном объединении есть настоящие самородки. И Николай Иванович решил представить их взору высокого гостя, председателя Союза писателей России Николая Фёдоровича Иванова, прибывшего из столицы на несколько дней.

– Саш, ты только не пугайся, сейчас я тебя познакомлю с самым главным критиком соловьиного края, – с видом заговорщика сказал Гребнев.

Я мысленно представила солидного бородатого мужчину с брюшком, с трубкой в стиле Мегрэ. Или худощавого зануду в очках с длинными музыкальными пальцами, который указующим перстом показывает всем, как нужно писать.

А в комнату вошла стройная миловидная девушка. Она повернулась в профиль, и я поймала себя на мысли: как разительно похожа на свою тёзку – поэта Цветаеву. Оказалось, не целясь, попала в яблочко. Маслова защитила кандидатскую о творчестве Цветаевой. А пока работала над диссертацией, так сроднилась с Мариной Ивановной, что стала думать, как она, двигаться, как она, и даже сделала стрижку «под Цветаеву».

Признаюсь, не очень жалую слово «критик». Мне импонируют литературовед, обозреватель, аналитик, говоря высоким слогом – проводник в мир слова признанных мастеров.

Имя Масловой (не сочтите за каламбур) широко известно в узких кругах ценителей высокого слога, я бы сказала, литературных гурманов. Признана она и в среде литературной элиты, которой, понятное дело, много не бывает. Её рецензии с удовольствием печатают московские издания. Благодаря её перу взыскательный столичный читатель узнаёт о талантливых курянах. И не только о них.

 В творческом досье Марины Ивановны статьи о таких известных фигурах, как Валентин Курбатов и Игорь Шкляревский, Тимур Зульфикаров и Камиль Зиганшин, Николай Дорошенко и Сергей Щербаков.

Редактор издания «День литературы» Валентина Ерофеева отмечает: «Всё резче и объёмнее проявляется феномен критики Марины Масловой, с такой пронзительной распахнутостью души воспринимающей анализируемую ею прозу, что невозможно не откликнуться на её камертоном звучащий голос».

Поэт и переводчик Валерий Латынин признается: «Дорогая Марина, своими замечательными комментариями к письмам Бориса Агеева ты побудила мою душу на глубокие размышления о природе болезней духа и тела, как раньше юбилейным эссе о Михаиле Еськове сподобила на чтение его рассказов, в том числе «Чёрная рубаха». Ты замечательный проводник в глубь человеческой души! Поздравляю с премией Евгения Носова! Ты заслужила её своим несомненным дарованием видеть главное в произведениях коллег, даже если это не акцентировали сами авторы».



Духовность

Гребнев ещё раз свел нас с Мариной Ивановной. На сей раз повод был горьким – на отпевании раба Божия Николая в храме Георгия Победоносца...

Марина – человек верующий. И стремится слово Божие нести в широкие массы. Позволю себе процитировать: «…Такое лёгкое, как одуванчиковый пух, чувство… никаких доказательств не надо… просто чувствуешь, что без Бога ты бы и дня человеком не остался, истрепался бы на ветру, как ветошка…»

На вопрос, прозвучавший на встрече в юношеской библиотеке, почему выбрала православие из всех религий, а, к примеру, не ислам, она, мягко улыбнувшись, ответила:

– Это не я выбрала православие. Оно выбрало меня. Я родилась внутри этой веры, проросла из неё. Это мои корни. Предлагаете обрубить?

Марина Маслова преподает церковнославянский язык. Она автор публичных лекций по церковной гимнографии и русской литературе в Школе православия.

Но один факт её биографии поразил меня в самое сердце. Более десяти лет курянка работала над составлением акафиста знаменитому иконописцу – преподобному Андрею Рублёву. Русский художник, создавший «Троицу», скончался в 1430 году. Служба и канон преподобному были написаны и изданы в Москве. А вот акафист, хвалебный гимн, за несколько веков так и не написали. Невероятно, но факт. И вот спустя столько времени за помощью в его составлении обратились к нашей землячке.

Текст прошёл долгую апробацию в Свято-Троицком приходе, получил благословение курского архиерея и был направлен в Духовный экспертный комитет на рецензию. Лишь после этого был издан в Курске к 30-летию канонизации иконописца.

А не замахнуться ли нам…

Помните, режиссёр народного теат­ра из комедии «Берегись автомобиля» вопрошает своих артистов: «А не замахнуться ли нам на Шекспира?» И слышит в ответ: «И замахнёмся».

Вот и она поступила так же. И сама отвечает, как дерзнула взяться за перо: «После нечаянной встречи с путешественником долго укоряла себя вопросом: кто ты такая, чтобы писать о Конюхове?! Перерыла интернет: только «странник», «скиталец», «пилигрим» или «чудак», «экстремал»…

 А где же статьи о Конюхове-писателе? Ведь он наш коллега, член Союза писателей России. Где книги о Конюхове-строителе храмов и часовен, возделывателе садов и воспитателе юного поколения? Где рассказы о его душевных качествах? Его «медийность» пугает и отталкивает авторов? А если отрешиться от его славы и масштабов известности, увидев в нём прежде всего православного христианина?

Незабываемая встреча с путешественником произошла прошлым летом, а уже в сентябре была издана книга «Верблюд пахнет вечностью» (так выразился Конюхов, когда делился воспоминаниями).

С этим «Верблюдом…» автор поехала снова к отцу Фёдору, уже на презентацию книги. В знаменитой «Деревне Фёдора Конюхова», в построенном его руками храме святителя Николая Чудотворца Мысгорновского после литургии она взгромоздилась на огромный валун, вмонтированный в солею, и сказала речь. А после раздала свои книги жителям конюховского биосферного заповедника и его друзьям, приехавшим со всей России.

 Жаль, «караван» «Верблюдов…» оказался слишком мал: на всех не хватило. Поэтому книга была переиздана в Москве. Второе издание осуществил тобольский меценат Аркадий Елфимов. Он оформил книгу авторскими фотопортретами её героя, и она получила новое название – «Прорывающий горизонты». Марине вскоре передали, что отец Фёдор прочитал её книгу и был очень взволнован. Свой тёплый привет курскому автору он передал через издателя.

«Желаю вам взойти на свой духовный Эверест! А я за вас буду молиться», – так часто завершает свои беседы отец Фёдор. «Книга о нём – мой личный Эверест», – считает Марина Маслова.

Пересказывать её содержание – занятие априори бессмысленное. Так что всем рекомендую читать первоисточник. Он того стоит.

Портрет кистью друзей

Так кто же такая Марина Маслова, дерзнувшая разбирать по полочкам творения великих, писать о современниках, взяться за акафист Рублёву и книгу о Конюхове? Отвечу цитатами из публикаций её коллег и единомышленников.

«Она иногда появляется на курском литературном небосклоне, участвует в мероприятиях. Скромно одетая, с правильной русской речью, в наших амбициозных сборищах, в наших ярмарках литературного тщеславия она выглядит посланницей из иных миров. Не хочется грузить её образ несвойственной ей природой чувств и мыслей, присочинять ей черты и признаки, которых ждём от остальных людей. Она другая».

 «Проста, как голубь, и мудра, как змий. Нам просто трудно принять её в этом единстве».

«Она ищет красоты у писателей – и находит. Как нашла в полных достоинства строках недавно ушедшего от нас крупного русского критика Михаила Лобанова, в поэзии Игоря Шкляревского или в тихой «материнской» прозе Михаила Еськова…» – Борис Агеев.

Ирина Климас, профессор кафедры русского языка КГУ: «Автор, исследователь, прозаик, эссеист…Характеристики мужского рода. Женщине непросто вписаться в плеяду литераторов-мужчин… Пусть для Марины Масловой «час ученичества» как неустанное стремление познавать, разумный и радостный интерес не заканчивается. Пусть она и дальше щедро дарит нам свои книги, наблюдения и рассуждения нетривиального писателя со своим лицом».

Ещё один штрих

Пока писала очерк, не слишком задумывалась о количестве строк (журнал-то не резиновый). Когда дописала, поняла: главный редактор «убьёт»: вышло о-очень много. Пришлось срочно сокращать, наступая на горло собственной песне. И за кадром остался рассказ о том, как благодаря любимому коту Марина была принята в Союз писателей, о её увлечении фотографией, о благоустроенном участке земли, где царствуют хосты и гортензии, а дорожки мощены собственноручно.

Вне всякого сомнения, нужен иной жанр для описания творческой личности такого масштаба. Наверное, повесть – либо автобиографическая, либо от её коллег-писателей, которые хорошо знают автора.

Александра Черных


Творческое досье:

Марина Ивановна Маслова – кандидат филологических наук, член Союза писателей России, преподаватель иконописного отделения Курской православной духовной семинарии. Автор более сотни статей различной литературоведческой проблематики, напечатанных в России и за рубежом. Публиковалась в журналах «Русская литература», «Дальний Восток», «Север», «Подъём», «Берега», «Двина», «Бельские просторы» и др. В её творческом багаже более десятка книг о русских писателях. Дважды становилась лауреатом премий таких российских изданий, как «День литературы» и «Российский писатель». За книгу прозы «Предчувствие красоты» в 2020 году удостоена Губернаторской литературной премии им. Е.И. Носова.


< Вернуться к содержанию

VIP # 01-2022

Комментарии пользователей



Последний комментарий