Прекрасный результат, если учесть, что это был ее первый, но, надо полагать, не последний серьезный выход в свет! Основания для этого имеются: довольно редкое направление Анна начала осваивать всего года полтора назад. И вдруг – такой успех! Неожиданно, не так ли?
– Я в самом начале пути, – поясняет Анна Владимировна. – Поэтому мне нужна была оценка людей, разбирающихся во всех тонкостях мозаичной скульптуры. И я ее получила. Считаю дебют успешным!
И вот мы сидим за чашкой кофе. Пью его в основном я, а Анна показывает фотографии. Моему удивлению нет предела: вот птица взмахнула крыльями и застыла в полете, а вот птички прилетели в сад, уселись стайкой на жердочке и затихли на мгновение. В каждой фигуре чувствуются рука и душа мастера.
И о своем творчестве, которое стало смыслом жизни, Анна Владимировна рассказывает так эмоционально, что я решила не перебивать ее вопросами. Монолог увлеченного человека получился интересным и познавательным. Так мне, во всяком случае, показалось, и, надеюсь, не ошиблась.
– Я – самоучка. Специального образования не получила. Просто росла в творческой среде. Прабабушка была золотошвейкой. Дед, известный художник-график Алексей Митрофанович Наумов, преподавал в Курском пединституте на кафедре рисунка. Меня тянуло в художественную школу, но не сложилось.
Получила диплом учителя биологии и химии, но в школе не работала ни дня. Искала себя и свое призвание в разных направлениях. Неожиданно увлеклась ландшафтным декором. Начала делать огромные бетонные красные и золотые яблоки, кашпо, горшки, необычные клумбы, фотозоны и многое другое. Конечно, с бетоном работать нелегко, формы тяжелые, но мне очень нравится!
Что-то изнутри постоянно меня подталкивает к экспериментам. Вдруг стало обидно за сады нашей климатической зоны. Заканчивается золотая осень, и они тускнеют, утрачивают яркость, индивидуальность, притягательность. И я задумалась над тем, как сделать сады нескучными, чтобы они в любое время года радовали людей? Кто-то устанавливает деревянные фигуры сказочных персонажей. Рынок предлагает фигуры гномов, аистов, журавлей, причудливые скворечники. А я решила «заселять» сады объемными мозаичными фигурами. Начала с яблока из мозаики с орнаментом из цветущей яблоневой ветки. Описать словами это чудо невозможно, его надо видеть собственными глазами. Красота фантастическая!
В такой же технике выполнены большие длинноногие птицы. Они – украшение любого ландшафта в любое время года. А сад или всесезонный цветник с такими обитателями становится красивым даже при самом минимальном уходе.
Мне особенно нравится делать объемные фигуры. На изготовление одной птицы ушло более двух месяцев. Конечно, работы много, но и результат превосходный. Есть и менее масштабные работы. Например, однажды сделала из смальты триптих «Мечты о море» с морской галькой и кусочками дерева. Смальта – это разновидность стеклянной мозаики, очень древний, но очень надежный материал. Теперь регулярно поступают заказы на подобные композиции.
Вам, вероятно, хочется узнать, как рождаются эти образы? Скажу честно: не знаю, просто захотела сделать и сделала. Взяла пластилин, и руки сами вылепили сказочных котов, сов, зайцев, куропаток. Так и рождаются будущие обитатели садов и приусадебных участков. И формы для своих фигур изготавливаю сама, поэтому они единственные в своем роде.
Но одно дело – делать, а другое – продавать. Я все-таки больше по художественной части. Хотя и завела аккаунт в «Инстаграме», где публикую свои работы. Подписчиков пока немного, но уже есть постоянные покупатели. Приглашаю всех посетить мою страничку @ann_tourage. Надеюсь, вам понравится мое творчество. Буду рада узнать мнение заинтересованных людей.
Кстати, в Курске мозаичными скульптурами никто, кроме меня, не занимается. В авторской скульптуре никто не работает в направлении, которое выбрала я. Есть планы расширить ассортимент декором из керамики для цветников.
Меня иногда спрашивают, не наскучит ли это увлечение? Всегда отвечаю: нет, потому что оно отзывается в душе. Я долго себя искала, многое пробовала и поняла, что мне нравится заниматься творчеством, работать на своей волне, по своим ощущениям, радоваться тому, что мои работы привлекают людей и они украшают ими пространство вокруг.
Могу работать в мастерской без выходных и перерывов на обед, испытывая только одно желание – собирать мозаику, как пазл, чтобы скорее увидеть еще один законченный фрагмент.
Но бывает так, что идея есть, а рисунок не складывается или технологию исполнения еще надо найти. Это тоже занимает немало времени и сил. Скорость рождения моих шедевров снижается, но результаты, как правило, радуют.
– Анна, мне интересно, передалась ли склонность к творчеству вашим сыновьям?
– Да, но в определенном смысле. Старший сын Даниил – финансовый директор крупной международной компании в Москве. Он разбирается во многих видах искусства, разделяет мои увлечения, поддерживает меня. Младшего Илью зацепил архитектурный дизайн настолько, что он серьезно готовится к поступлению в Московский архитектурный институт. Я мечтаю, чтобы он спроектировал жилой комплекс, который составит единое целое с природным ландшафтом и рукотворными садами. Но если это и произойдет, то не совсем скоро. Хотя надо подождать всего каких-нибудь пять-шесть лет, и тогда я с радостью приму участие в воплощении этой идеи в жизнь.
А пока реализую свои планы и верю, что все то, что удается материализовать из множества моих задумок и намерений, сделает мир вокруг нас наряднее и гармоничнее.
Теперь я знаю, что значит заниматься любимым делом, могу и хочу профессионально развиваться, готова принимать участие в интересных проектах с декораторами и ландшафтными дизайнерами.
Монолог записала
Галина Мануковская