Делая выбор, вспомните Бабаню

Не скрою: я пристрастна. Давно искренне люблю этого режиссера. Мне по душе веселая легкость Валерия Бугаева в спектаклях для детей, многослойность смыслов в постановках, предназначенных для семейного просмотра. Но сегодня хочется поговорить о работах Курского государственного театра кукол, адресованных взрослой аудитории. Тем более что повод для этого есть: не так давно случилась премьера «Антигоны» по пьесе Жана Ануя.

Отличительная черта Валерия Бугаева, как мне кажется, – парадоксальность его мышления, умение увидеть ситуацию с неожиданной стороны (а у Дюймовочки-то была мама! И дело, в общем, в ней). Способность разглядеть в абсурде понятную и жизненную ситуацию («Король умирает»). Бесстрашная решимость заглянуть в ­бездну и заставить зрителя понять, сколь кратким может быть путь человека, ребенка (!) от нормы приличий до озверения души («Повелитель мух»).

Порой для того, чтобы сделать мысль более рельефной, мастер смело вторгается в текст. Но в случае с «Антигоной» Бугаев позволил себе лишь сокращения. И оказалось, что пьеса, написанная более семидесяти лет назад в совсем иной ситуации (то была реакция на сотрудничество правительства Франции с оккупировавшими ее фашистами), поразительно злободневна сегодня. А современные кадры кино- и телехроники, вторгающиеся в спектакль с экранов на сцене, не разрушают его ткань, а лишь подчеркивают неизбывность конфликта между принципиальностью и конформизмом, высоким идеалом и приземлённой мудростью, долгом и... долгом. Да-да, долг-то тоже бывает разным. И именно это обстоятельство составляет пружину спектакля. Позволю себе напомнить сюжет пьесы. Занявший трон правителя Фив Креон запрещает погребение мятежника Полиника, но устраивает пышные похороны его брата Этеокла.

На нарушение запрета отваживается юная Антигона (в спектакле эту роль исполняют Юлия Ризак и Ирина Слюсарева). Она не хочет, а скорее, не может оставить тело брата без погребения, не может допустить, чтобы осталась неуспокоенной его душа.

Предать земле – в этом видит свой долг героиня и не слишком заботится об установлении истины. Нравственная дуэль между этими равнозначимыми героями и есть внутренняя пружина пьесы, а стало быть, и спектакля.


Креона вовсе не беспокоят истина и справедливость. Ему важно закрепить статус-кво, добиться порядка и послушания. А в остальном он вполне миролюбив и даже чуточку сентиментален. Таким в начале спектакля видят зрители могущественного правителя Фив в исполнении Игоря Семяновского. Правда, под мягким домашним халатом обнаруживается бронежилет: не слишком спокойно сидится на троне. А тут ещё известие о том, что кто-то осмелился нарушить приказ: расправиться с наглецом! Но выясняется, что бунт на семейном корабле. Что ж, Креон готов поступиться принципами, простить племянницу и без пяти минут невестку. И что с неё возьмёшь: глупая взбалмошная девчонка. Антигона Юлии Ризак (именно ее мне довелось увидеть в этой роли) и впрямь предстаёт поначалу совсем юной, почти девочкой (чего только стоит выбранный для осуществления задуманного инструмент – детская лопатка). Она не вдается в суть политической распри, но верит в торжество порядка на земле. Однако по ходу напряженного разговора, словесной схватки зритель воочию наблюдает процесс взросления героини. Да и Креон… Он не то чтобы меняется, скорее, раскрывается. Тонкой замысловатой линией рисует своего героя Игорь Семяновский, заставляя зрителя испытывать широкую гамму чувств, от ненависти до сострадания.

Вместе с сыном Креона и женихом Антигоны Гемоном (Александр Титов) мы переживаем крах Креона-отца. В сцене разговора правителя Фив со стражником (Руслан Евстигнеев, Сергей Рякин) видим то грозного властителя, то неуверенного, мучимого страхами человека.

И ведь, казалось бы, конфликт понятен. По одну сторону – зло – Креон, по другую – Антигона, Гемон, Исмена (Анастасия Окунева), не сразу, но все же прозревшая правоту сестры. Отчего же так непросто принять чью-то сторону?

Комментируя ситуацию и вроде отстраняясь от неё, все же оказываются втянутыми в конфликт Хор и Пролог (Вадим Козлов и Юрий Лисняк), мечутся черно-белые люди-тени в пластических этюдах (их блестяще поставила Елена Печкуренко). И даже немые на сей раз по воле режиссера куклы приглашают зрителя к трудному, но собственному решению. Как поёт с экрана на сцене всем известный герой: «Думайте сами, решайте сами…» Впрочем, поёт он это уже совсем в другом спектакле – «Бабане».

Смешная и грустная, безумно трогательная история появилась в репертуаре театра уже почти три года назад. Но встреч со зрителем по понятным причинам было меньше, чем могло бы. И вот что любопытно. Похоже, что спектакль стал сейчас ещё более актуальным, чем в момент первых показов. Причем дело не в модной ныне теме прав «людей третьего пола» и даже не в суперпопулярной проблеме вакцинации. Куда важнее, на мой взгляд, такая дефицитная в теперешней бредовой действительности доброта главной героини, ее готовность видеть в каждом встречном ЧЕЛОВЕКА. Живого, нуждающегося в тепле и сострадании.

Ее безоговорочная готовность признать за каждым право быть таким, каков он есть, и искреннее восхищение разным миром! Нет, это не модная толерантность, а глубинное понимание иного, на тебя непохожего. Или все-таки похожего? В конце концов, мы же все – люди!

Потрясающе играет Бабаню Наталья Бугаева. Как, где подсмотрела-подслушала она эту манеру говорить? Дело происходит в маленьком захолустном городке Спянске. Не стоит искать его на карте, нет такого городка. И того диалекта, на котором говорит Бабаня Бугаевой, тоже нет.

Но в говоре этом необъяснимым волшебным образом сплелись все мелодии народной русской речи. И от того становится Бабаня такой своей, родной, понятной. И начинаешь верить, что вот он, истинно русский характер. А та тетка, что толкнула тебя и прошла, не извинившись, и та, что затеяла склоку в трамвае, это случайное, наносное, не про нас. И на душе становится светло и спокойно.


Надо сказать, что актёрский ансамбль спектакля на редкость органичный, цельный, выверенный. Это особенно удивительно потому, что на самом деле каждый герой, и прежде всего Бабаня, достаточно условен и прорисован автором – Катей Рубиной – крупными, едва ли не пародийными мазками. Драматург нарочито создаёт сказочную историю и сказочных героев, не заботясь о правдоподобии. И режиссёр охотно и весело включается в предложенную игру. А вот результат возникает совершенно неожиданный и парадоксальный: зритель начинает по-детски верить – все так и было. А ещё точнее – будет. И все без исключения обретут своё заслуженное счастье.

Заботливая Шура и битая жизнью, но милосердная Христа (Елена Печкуренко), трудолюбивая, целеустремленная, упёртая Алка (Ирина Слюсарева), не такой, как все, сын Христы Трегор и незадачливый трансвестит Пинг-Понг (Александр Титов), хлебнувший лиха на чужбине, непризнанный гений Зимовий (Игорь Семяновский) и его бескомпромиссный сын Кефир (Юрий Лисняк). И ты, сидящий в зале зритель. А все потому, что живет на земле доброта. На этот раз ее зовут Бабаня.

Наверное, спектакль не получился бы таким ярким и убедительным, если бы не работал над ним проверенный тандем: режиссёр-постановщик Валерий Бугаев и художник-постановщик Виктор Никитин.

Не знаю, какая магия позволяет Никитину творить его кукол, какая чудесная сила оживляет их, какое волшебство позволяет слиться воедино кукле и актеру, а только живут они вместе. Возникает такая органика, что, слушая голос актера, не можешь оторвать взгляда от его «партнера», воспринимаешь как единое целое. И это нисколько не мешает полностью погружаться в предлагаемые спектаклем обстоятельства. Многое еще можно сказать о спектакле, но правильнее завершить эти заметки словами: ходите в Курский государственный театр кукол, а делая свой выбор, возьмите в советчики Бабаню.

Людмила Третьякова


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 03-2021

Комментарии пользователей



Последний комментарий