Наследники пламенной славы отцов

В мире искусств во все времена цирку отводилось особо ценное место, ведь его магия способна благотворно воздействовать на каждого, независимо от возраста, образования, профессии… А в богатой именами истории этого жанра навсегда вписан золотой строкой спектакль «Салют Победы», созданный в память о тех, кто прямо с манежа шагнул в огонь Великой Отечественной, и обо всех защитниках Родины.

Автор и режиссер-постановщик волнующего представления – замечательный артист, которому по плечу и неповторимые клоунские трюки, и ответственный руководящий пост, – народный артист России Анатолий Марчевский. Советник генерального директора федерального казенного предприятия «Росгосцирк» готовил патриотическую программу вместе с сыном (Руслан Марчевский – директор Нижнетагильского цирка).

С самого фойе Курского цирка, куда удалось заглянуть в дни заключительных репетиций перед долгожданной премьерой, поражала воображение каждая деталь: от маскировочной сетки на входном турникете до целого арсенала автоматов ППШ и исправной «полуторки». Множество хлопот было у режиссера, и все же он согласился рассказать о примечательной постановке для нашего журнала.


– Анатолий Павлович, в представлении, которое увидят ­куряне, каждый номер посвящен теме народного подвига в годы войны. По мнению всех, кому посчастливилось ­посмотреть «Салют Победы», он давно вошел в золотой фонд отечественного циркового искусства. Напомните, пожалуйста, когда состоялась премьера?

– Мы выпустили спектакль к 60-летию Победы, в 2005-м, впервые показали в Екатеринбурге. Потом играли во многих Городах-героях к памятным датам: 65 лет Победы, 70, готовились отмечать 75-летие, но пандемия внесла корректировки. И вот мы с большой радостью приехали в ваш Город воинской славы, с которым связан один из решающих моментов войны – Курская битва.

Я всегда говорил и повторю: цирковое искусство наравне с другими несет немалую социальную нагрузку. Культура должна заниматься воспитанием, формировать духовный мир человека, а не только развлекать. И если существует единственный в российском цирке спектакль патриотического звучания, он должен постоянно входить в репертуар. В нашей программе участвуют лучшие номера Российской государственной цирковой компании, выдающиеся мастера – лауреаты международных конкурсов, золотые призеры Монте-Карло, Китая, Италии, Испании…

Вот Черниевские (коллектив под управлением народного артиста России Вячеслава Черниевского) – пять сальто-мортале крутят на высоте чуть ли не пятиэтажного дома. А выдающийся конный аттракцион! Если бы не Тамерлан Темирсолтанович Нугзаров и его джигиты, не было бы нашего спектакля. Стоит только зазвучать музыке, и уже комок в горле…


– Сколько артистов заняты на манеже?

– Около семидесяти! Плюс обслуживающий персонал, всего приехали около ста человек. Десять машин-длинномеров понадобилось, чтобы перевезти реквизит и животных. Кстати, вот подлинная история цирковой лошади, которую в войну взяли на фронт пушки таскать. Она не привыкла к такой работе, вся в мозолях под упряжью. ­Однажды из фронтовой радиоточки заиграл вальс. И… лошадь начала танцевать. Все потрясены, командир разбирается, в чем дело? Ему объясняют:

– Так она из цирка!

– Немедленно обратно! Не должна она пушки таскать!

Также мы в спектакле обыгрываем исторический факт, когда лошадь сама выносила раненого с поля боя: ложилась на землю, и боец заползал ей на круп. У нас заняты медведи (дрессировщик – народный артист России Грант Ибрагимов), обезьяны, есть собачий футбол, пони, кажется, никого не забыл…


– Поделитесь, пожалуйста, содержанием некоторых новелл программы.

– Например, сон медсестры, которая ушла на фронт прямо из цирка. После тяжелого боя ей снится, что она вновь на арене. Опускается луна, как в кинофильме «Цирк», с нее спадают эта грубая форма, огромные кирзовые сапоги, и вот она уже в цирковом костюме. Но сон недолог, нужно снова бежать к раненым…

Есть и танцы на проволоке под любимую песню «Смуглянка». Есть символическое изображение канатоходцами подвига советских знаменосцев, поднявшихся в мае 1945 года на купол Рейхстага.

– Машина времен войны – откуда она?

– Из музея, одна из тех, которые Ленинград спасли в блокаду. Неслучайно они как памятники стоят во многих городах.

– Да и весь ваш спектакль – памятник, в том числе и артистам. Как родилась его идея?

– В отечественном цирке окружено славой множество артистов-фронтовиков. Из конного аттракциона Тугановых прямо 22 июня из Цирка на Цветном бульваре шестнадцать джигитов ушли на фронт, вернулись только двое. Эквилибрист Лев Осинский вернулся с войны без руки, ему сделали протез, он вновь выступал. Владимир Довейко воевал в авиации. Юрий Никулин был артиллеристом, Михаил Шуйдин – танкистом.

– Кажется, мы впервые за долгое время услышим живой оркестр?

– Качество такого спектакля должно быть высочайшим! На нашу просьбу отозвался оркестр духовых инструментов филармонии под руководством Эдуарда Кальмана, отец которого – Илья Кальман – долгие годы работал в Курском цирке дирижером.

– Сколько спектаклей уже сыграно?

– Сто с лишним! А добрых откликов – тысячи! Для меня это самая большая награда в моей работе!

Павел РЫЖКОВ



< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2021

Комментарии пользователей



Последний комментарий