Ирина СТАРОДУБЦЕВА: Каждый оставляет свой след на Земле. Одни – пустыню Сахару, другие – цветущие сады

Нынешний год для Ирины Стародубцевой богат на даты. 85 лет Курской областной филармонии, на сцене которой заслуженная артистка РФ блистает уже более тридцати лет. У супругов Стародубцевых – Ирины и Валерия – рубиновая свадьба. Десятилетие отмечает кафедра вокального искусства Юго-Западного государственного университета, возглавляемая профессором, действительным членом Петровской академии наук и искусств И.Ф. Стародубцевой. И, наконец, у почитателей высокого искусства тоже праздник – десять лет они наслаждаются произведениями классиков и современников, посещая именной музыкальный абонемент певицы «Мировое культурное наследие». Одним словом, информационных поводов – множество, чем не преминула воспользоваться наш корреспондент.

Певица

Объяснять, кто такая Ирина Стародубцева, особой нужды нет. На протяжении многих лет наш «курский соловей», как ласково величают ее поклонники, пропагандирует лучшие образцы русской и зарубежной вокальной музыки.       «Королева сцены» – такую оценку дают профессионалы. Зрители боготворят.

Ее уникальным голосом наслаждались слушатели Болгарии, Германии, Египта, Испании, Мальты, Польши, США, Туниса, Франции, Швейцарии, Китая. Ей посвящали свои произведения и писали специально для её голоса Драгомир Ненов (Болгария), Николя Брошет (Франция), Роман Леденёв, Александр Мозалевский и Юрий Пятковский (Россия) и другие.

Вокальное мастерство и сценическое обаяние певицы покорили слушателей не только многих городов России, но и других государств. Как-то после концерта в Кливленде (США) к Ирине подошел американец и признался, что никогда не любил высокое сопрано:

– Сегодня я впервые испытал наслаждение: вы, как настоящий рыбак, который всегда имеет подходящую наживку для рыбы и никогда не уходит без улова, сумели приковать моё внимание и вызвать глубокую симпатию к вашему исполнению.

До слез трогательно наблюдать, как после долгих оваций на сцену выходит кроха с сияющими глазами, с огромным букетом и говорит:

– Мне так понравилось, как вы поёте! Я тоже хочу научиться так петь!

И ещё один незабываемый эпизод. В Воронеже после концерта из произведений М.И. Глинки к певице подошла немолодая женщина со словами:

– После смерти близкого человека я потеряла смысл жизни. А ваше исполнение было настолько искренним и глубоким, что у меня открылось второе дыхание.

Эти примеры – подтверждение того, что её голос, проникающий в самое сердце, не оставляет равнодушным никого.

Далеко не все филармонии могут себе позволить именные музыкальные абонементы. А Курская филармония благодаря Ирине Стародубцевой, которая имеет в своём репертуаре более тысячи произведений – от барокко до современности, – смогла! И для курян открылся, не побоюсь этого слова, кладезь шедевров классической музыки. За десять лет существования проекта «Мировое культурное наследие. Классика и современность» было подготовлено около тридцати сольных программ, представленных на концертных площадках Курской области и других городов: Белгорода, Липецка, Ельца, Орла, Ульяновска, Гомеля (Белоруссия)…

Вот и в этом году в первом отделении апрельского концерта «Классика и современность» зрители наслаждались вокальными миниатюрами Александра Даргомыжского на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Ростопчиной, Ю. Жадовской. ­Изюминкой стало исполнение почти не звучащих в женской интерпретации музыкальных сценок «Мельник» и «Титулярный советник». «Каждый романс, спетый Стародубцевой, – это мини-спектакль» – об этом неоднократно писала оте­чественная и зарубежная пресса. Так и в этом концерте певица «прожила» на сцене несколько жизней вместе со своими героями. Она действительно является образцом высокого музыкально-эстетического вкуса, яркой эмоциональности и особенного артистизма.

Успеху способствовал и великолепный ансамбль певицы с концертмейстером Анной Телюкиной, которую отличают тонкое чувство стиля, единомыслие с солистом и мастерское умение уйти на «второй план».

Во втором отделении публике представили гостью из Орла, члена Союза композиторов России, заслуженного работника культуры РФ, композитора Ирину Хрисаниди, с которой Стародубцеву многие годы связывает творческая дружба. Немало произведений автор написала специально «под ее голос». Вот и в нынешнем концерте состоялась премьера вокального цикла на стихи Афанасия Фета. Уезжая из Курска, Ирина Кирилловна призналась, что «взлетала от восторга после каждого исполнения. Мне подарили истинное композиторское счастье. Этот весенний апрельский день стал настоящим праздником!»

Быть первой исполнительницей произведений современных авторов Ирине Филипповне приходилось неоднократно, что само по себе о многом говорит. Её внутреннему музыкальному чутью безоговорочно доверяют и маститые, и начинающие композиторы. Сегодня певица ведёт работу над вокальными сочинениями Бориса Чайковского для фонда композитора, готовится к участию в очередном Международном фестивале современной музыки «Московская осень», выстраивает репертуар для предстоящих гастрольных поездок.

Несмотря на творческие встречи, гастроли, стажировки, овации публики, заманчивые предложения (насколько мне помнится, предлагали в свое время карьеру оперной певицы в Германии), радужные перспективы, с особым чувством Ирина возвращается в родной город, где её любят и ждут. Куряне гордятся тем, что она верна соловьиному краю. Недаром на долгие годы визитной карточкой певицы стал «Курский вальс» Ивана Цивадица и Василия Золоторева.


Талантливый педагог и благодарная ученица

Есть такое глубокое высказывание: «Учитель, воспитай ученика, чтобы потом было у кого учиться». Ирина Филипповна признается, что ей судьба не единожды дарила встречи с замечательными людьми, общаясь с которыми, она впитывала профессиональные знания и набиралась жизненной мудрости. Родители, педагоги в гимназии №44, музыкальной школе и Курском музыкальном училище, в Саратовской государственной консерватории…

Ирина Стародубцева называет множество имен и о каждом говорит с необыкновенной теплотой в голосе: преподаватель фортепиано Тамара Николаевна Лазарева, пропагандист курской культуры, музыковед Ида Юрьевна Татарская, преподаватели по вокалу Людмила Сергеевна Переверзева и Леонид Григорьевич Зотов, замечательный дирижер, композитор, великий педагог Федор Васильевич Гольцев…

...В начале творческого пути Ирины коллеги – артисты Курской филармонии, обладавшие многолетним опытом, внимательно следили за ее творчеством. Их рекомендации во многом способствовали восхождению молодой вокалистки к вершинам мастерства. Это музыкант с большой буквы Григорий Самсонович Львович – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, дирижер, возродивший в 1980-е годы в г. Курске симфонический оркестр; Анатолий Иванович Петрик – талантливый скрипач и педагог; Алексей Серафимович Богодист – замечательный альтист, великолепный музыковед.

– Как не вспомнить бывшего директора филармонии Ольгу Владимировну Макарову, рекомендации которой помогали и до сих пор помогают держать высокую планку по всем направлениям?! – с восторгом говорит Стародубцева.

– А партнеры по сцене? Трио «Ирина», ансамбль солистов «Русская мозаика», дирижеры симфонических, камерных и народных оркестров Курска, Белгорода, Липецка, Воронежа, Ростова, Москвы, Брянска, Орла, Германии, Испании, концертмейстеры – все мои коллеги и в какой-то мере учителя! Каждый оставляет свой след на Земле. Одни – пустыню Сахару, другие – цветущие сады…

Господь одарил Ирину уникальным голосом, и она прекрасно осознает ответственность таланта: его нельзя зарывать в землю, надо развивать и дарить людям. Она так и делает. Прошла стажировку в Москве у Веры Николаевны Кудрявцевой-Лемешевой (лучшая Татьяна в опере «Евгений Онегин», партию Ленского исполнял ее супруг Сергей Яковлевич Лемешев) и ежедневно занималась у самого Важи Чачава (концертмейстера Елены Образцовой). Это особая страница в ее творчестве. Расставаясь, Чачава с сожалением вздохнул:

– Как жаль, что вы не живете в Москве, сколько мы могли бы сделать вместе…

Еще один пласт ее жизни – педагогика. Всё началось с того, что некоторые певцы стали обращаться за советом, доверяя профессиональному опыту Стародубцевой. Давала рекомендации, и у исполнителей начинало получаться. Вот тогда-то и задумалась: а не заняться ли педагогической деятельностью на профессиональной основе? Спасибо мудрому и дальновидному руководителю – ректору ЮЗГУ, доктору технических наук, профессору Сергею Геннадьевичу Емельянову: десять лет назад в этом вузе открылась кафедра вокального искусства. География среди обучающихся и выпускников кафедры обширна: Россия (Курск, Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ухта, Орел, Елец, Белгород, Тула, Рязань и др.), Украина, Эквадор, Гватемала, Китай, Сербия. Помнится, студенты ее кафедры давали концерт в стенах Дома журналиста для женщин, посвятивших себя этой сложной профессии. И такие выступления не редкость. Мы слушали, затаив дыхание, и долго не отпускали молодых артистов. Кстати сказать, в преддверии Дня Победы кафедра осуществила постановку оперетты К. Листова «Севастопольский вальс», которая с успехом была показана курским зрителям на разных площадках города.


Прекрасная женщина

С Ириной Стародубцевой, в девичестве Хоменко, мы пересекались в школьные годы на смотрах художественной самодеятельности. Знаю точно: подавляющее большинство курских мальчишек тайно вздыхали о неприступной красавице. Подойти к девочке строгих правил, которую, кроме учебы и музыки, ничего не интересовало, стеснялись и даже побаивались. Было любопытно узнать, кто же покорит ее сердце. Покорил Валерий Стародубцев. Серьезный, основательный, надежный. Про таких говорят: настоящий мужчина. Вместе они уже сорок лет. В мире искусства, как показывает жизнь, семейные пары с таким стажем скорее исключение, чем правило.

Секрет прост – всем правит Ее Величество Любовь. Ирина считает себя счастливой женщиной: любящий и заботливый муж, обожаемый сын, двое очаровательных внуков и красавица-внучка.

Коллеги-журналисты после интервью с Ириной Филипповной не раз сокрушались: она потрясающая рассказчица, но рамки газетной публикации, да и журнальной тоже, ограничены, и очень много интересного остается в блокноте… Обидно, если так и останется для узкого круга. Обрадую всех почитателей таланта нашей удивительной землячки – вышла книга о ее жизни и творчестве «Либретто к опере «Жизнь», автор Игорь Вебер.

Общением с певицей Ириной Стародубцевой наслаждалась
Александра Черных


Творческое досье:

Ирина Стародубцева окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л. Собинова, получив дипломы по двум специальностям – музыковедение и сольное пение.

Лауреат II Всероссийского конкурса исполнителей русского романса; премий общественного признания «Курская антоновка», Центрального федерального округа в области литературы и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства». Награждена Почетной грамотой Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры» (2014 г.) и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2019 г.) Выпустила несколько компакт-дисков, в том числе – «Песни военных лет», «Память сердца», «Великие современники».


< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2021

Комментарии пользователей



Последний комментарий