Кто же эта прекрасная незнакомка? Вокруг картины еще при жизни художника ходило много слухов. Он дал ей название «Неизвестная», тем самым окружив ореолом тайны и интриги. Существовало множество гипотез о том, кто именно послужил моделью художнику. Сколько ни судачили об этой картине, сам Крамской ни в своих дневниках, ни в письмах ни разу не обмолвился на эту тему ни словом, ни намеком.
Таинственная «Незнакомка» была впервые показана широкой публике на выставке и произвела настоящий фурор. Не в силах унять волнения, Крамской решил тихонько уйти и вернуться к концу вернисажа. Но шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Тут был весь высший свет: князья и чиновники, купцы и подрядчики, писатели и художники.
– Скажи, кто она? – приставали друзья к художнику.
– «Неизвестная».
– Называй, как хочешь, но скажи, откуда ты взял это сокровище?
– Придумал.
– Но ведь писал с натуры?
– Может, и с натуры...
Кто-то считал, что на портрете Крамской изобразил главную героиню романа «Анна Каренина» Льва Толстого, который был опубликован за несколько лет до появления картины. Другие находили сходство с Настасьей Филипповной из романа Федора Достоевского «Идиот».
Но большинство исследователей все же склонны думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. Внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну Павлову – курскую крестьянку, которая стала женой дворянина Бестужева.
Впрочем, обо всем по порядку. Младшая дочь крестьянина Савелия (или Саввы) Павлова служила горничной в дворянской семье Мизюковых, что проживали в деревне Чаплыгино Курской губернии под Фатежом. Матрена была редкой красавицей и лучшей певуньей в округе. Послушать, как она исполняет народные песни, к Мизюковым приезжали званые гости из многих городов.
Однажды в их числе оказался статский советник Михаил Бестужев, который был покорен удивительным талантом совсем юной девушки. Он купил ее за пятьсот рублей у прежних хозяев и увез в Санкт-Петербург. Поселил в своем поместье, нанял лучших учителей. Матрена оказалась очень способной ученицей. Бестужев не мог налюбоваться на свою воспитанницу, а потом понял, что влюбился как мальчишка, хотя по возрасту годился ей в отцы. Они обвенчались.
Вот тогда-то, говорят историки, статский советник и пригласил художника Крамского, известного столичного живописца, написать портрет жены. Тот оценил редкую красоту Матрены Саввишны и запечатлел ее на века…
К несчастью, спокойной и счастливой жизни у новобрачных не случилось. Против явного мезальянса восстала вся родня Михаила Бестужева. Старинный дворянский род не хотел мириться с его союзом с простой крестьянкой и приложил все силы, чтобы церковь расторгла «неравный брак». Этот факт и мог послужить истинной причиной того, что художник, не желая ссориться с высокопоставленными Бестужевыми, назвал картину «Неизвестная».
Для Матрены, изгнанной из высшего света, наступили горькие времена. Руку и сердце ей предложил полковник Попов, давно сходивший с ума от любви к молодой женщине. Однако и здесь брак оказался недолгим – очень скоро супруг пал на дуэли.
Матрене Саввишне ничего не оставалось, как вернуться в родную курскую деревню. Но в Чаплыгино ее ждал новый удар судьбы. Старшая сестра Пелагея не приняла ее, не пустив на порог отчего дома. Пожалел и приютил Матрену старый фатежский ямщик, когда-то увозивший ослепительную красавицу в столицу. Но дни ее уже были сочтены. Она умерла в земской больнице Фатежа и похоронена на деревенском кладбище. Добрый ямщик долгие годы ходил к ней на могилу и всегда клал к деревянному кресту ее любимые цветы – синие васильки…
Юлия ЛИПКОВА
Фатежский район