За годы службы на подмостках Курского драматического театра она сыграла более ста ролей. Перечислять все не будем. Достаточно назвать одну из культовых – Ханума в одноименной пьесе А. Цагарели.
Журналисты и театральные критики, разбирая очередной спектакль с ее участием, находят все новые и новые краски для описания ее игры. Театральные деятели и региональные власти также отдают должное ее таланту. В июне 2006 года за роль Ханумы актрисе была присуждена губернаторская театральная премия имени народного артиста России А.П. Буренко.
От себя добавлю: актриса создала яркий образ, Ханума – дама мудрая, которая занимается сватовством не только ради заработка. Это своего рода искусство. У нее искрометное чувство юмора, которое помогает подняться над ситуацией. Она готова и над собой посмеяться, если это нужно для того, чтобы помочь двум влюбленным. Есть в ее характере и лирические нотки.
– Лариса Геннадьевна, у вас огромное, не побоюсь этого слова, количество ролей. Все герои разные. Где набраться красок? Доводилось ли, как у Окуджавы, «из собственной судьбы выдергивать по нитке»?
– Обязательно. Ведь в каждом человеке много всего намешано: и хорошего, и не очень. Музыканты играют на скрипке, а мы на себе, на собственной психике. Как учили классики: в добром ищи, где он злой, в плохом, где он хороший. Ищи свои качества, как бы сам поступил в той или иной ситуации. У каждого своя творческая кухня и приспособления. Смотришь, что за персонаж, какие у него поступки, и по ним выстраиваешь роль.
– Кого сложнее играть: пани Дульскую или королеву Англии?
– Все сложно. Особенно на начальном этапе, когда присматриваешься, проникаешь в материал. Непременно знакомишься с эпохой, выстраиваешь рисунок роли. Знаете, в начале своего творческого пути я исключительно героинь играла, а мне больше нравятся характерные роли. Королева Анна – женщина слабая, недалекого ума, но бесконечно влюбленная. Чтобы зритель тебе поверил, надо показать не ходульный образ, а найти черточки, которые проявляются в бытовых вещах. К примеру, моя Анна постоянно ест мороженое.
А еще мы исходим из того, какой посыл дает режиссер. Я смотрела потом постановку «Стакан воды» с Натальей Белохвостиковой. Ее Анна более лирическая, воздушная героиня. Моя же Анна глуповата, она не может достойно управлять государством.
– А вашу пани Дульскую хоть сейчас ставь управлять государством.
– Дульская – человек властный. И хотя она, бесспорно, любит свою семью, но действует не теми методами. Давит и на мужа, и на детей. Пытается выстраивать отношения, но ничего не получается, поскольку делает это грубо и чрезмерно властно.
– Когда играете отрицательных персонажей, это сильно разрушает собственную личность?
– Нет, не разрушает. Невозможно погрузиться полностью в образ, так никакая психика не выдержит. Актеры смотрят на роль чуточку со стороны.
– Были в вашей карьере роли, от которых наотрез отказывались?
– Да что вы! Никогда. Тебя учили этому ремеслу пять лет. Будь добр, играй. Это непреложный закон: уважение к режиссеру. Это дисциплина. Это этика театра.
– Человек талантливый, а особенно прима театра, к тому же женщина красивая, как показывает жизнь, невольно вызывает не только восхищенные взгляды поклонников, но и зависть коллег, которых фортуна обходит стороной. Лариса Геннадьевна, признайтесь, вам делали мелкие пакости, к примеру, сыпали стекла в туфельки или вместо чая наливали в чашку горячительные напитки?
– Ничего такого не было. Ни в волгоградском театре, ни в орловском, ни в курском. Всегда старалась быть в стороне от театральных интриг. Быть может, у меня были розовые очки, старалась со всеми дружить. Со временем в ком-то пришлось разочароваться. Но по большому счету все театральные труппы, в которых довелось работать, это одна дружная семья.
– А приходилось слышать упреки в свой адрес, вот, мол, Соколовой всегда зеленая улица в распределении ролей, муж-то у нее режиссер?
– Даже в то время, когда я не была женой Юрия Валерьевича Бурэ, меня приглашали работать многие режиссеры. Начало стало удачным: первая роль в спектакле по пьесе Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Ставил спектакль Эдуард Александрович Шестков. Кстати сказать, и он, и Корогодский, и Бурэ – выпускники школы Марии Осиповны Кнебель. Корогодский много в нас вложил. Слава Богу, мне в жизни везет на хороших людей.
Ольга Люстик, заведующая литчастью театра, подтверждает: актриса Соколова занята не в каждом спектакле режиссера Бурэ. Юрий Валерьевич относится к распределению ролей очень взыскательно. Человек он рассудительный, все его оценки и замечания взвешенны.
– Приоткройте завесу тайны для наших читателей, какой в быту главный режиссер Курского драматического театра?
– Спокойный, деликатный и совсем не требовательный. Предпочитает жареную картошку и мясо. В остальном – на мое усмотрение. Я сама знаю, что нужно делать по дому. Но если что-то не успеваю, муж никогда не упрекает и не устраивает скандалов.
– В юности вы прошли фотопробы на фильм «Женя, Женечка и «катюша», а от кинопроб отказались. Не пожалели, что не сложился роман с кинематографом?
– Нисколько. Моя театральная карьера сложилась удачно. Многие талантливые актрисы приезжают в провинциальный театр и играют до пенсии «кушать подано». У меня же всегда были интересные роли.
...На пороге появляется Юрий Валерьевич. Напоминает, что через пять минут на сцене начинается репетиция спектакля «Волки и овцы». Я и не заметила, как пролетел отведенный для нашей беседы час. Лариса Геннадьевна – потрясающий собеседник, о многом еще хотелось поговорить. А пока я в предвкушении ее новой работы в пьесе Островского.
На творческой кухне
народной артистки Ларисы Соколовой
побывала Александра Черных
Представляем:
Лариса Геннадьевна Соколова окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Работала в Волгоградском драмтеатре имени Максима Горького, затем – в Орловском драмтеатре имени И.С. Тургенева. В 1982 году дебютировала на курской сцене в спектакле «Восемь любящих женщин».
Заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка России, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за преданность профессии и большой вклад в творческую деятельность театра.