Мастер и его ученики

В последнюю декаду октября в выставочном зале «Звездный» куряне и гости нашего города могли увидеть международную выставку «Владимир Соколинский и его ученики». В экспозиции были представлены более ста пятидесяти полотен известного курского живописца и его воспитанников, художников из Курска, Белгорода, Старого Оскола, Сербии, а также работы студентов Курского госуниверситета.

Я сразу обратила внимание на демократичность Владимира Михайловича. Думаю, за этот стиль общения, живой интерес к людям и отсутствие малейшего намека на манерность его ценят многочисленные ученики и коллеги. Имея несомненный авторитет в профессиональном кругу, почетные звания, высокие титулы и всевозможные награды, Соколинский держится чрезвычайно просто, чем располагает к себе. С первой же просьбы он согласился ответить на мои вопросы о выставке и о себе.

– Владимир Михайлович, откуда вы родом, почему стали художником, когда впервые почувствовали интерес и тягу к живописи?

 – Я родился в Воронежской области, в красивом селе под названием Нижняя Ведуга. В нашей большой деревенской семье было девять детей, шесть мальчиков и три девочки. Я шел по счету седьмым. Сколько помню себя, всегда, с самого раннего детства, рисовал. Больше никто из родных тяги к художественному творчеству не имел. Зато все братья и сестры, и, конечно, родители поддерживали мою увлеченность рисованием. Помню, старший брат, служивший в Германии, привез из-за границы мне не что-нибудь, а набор красок. А однажды, я еще был мальчишкой, произошел случай, можно сказать, предопределивший мою судьбу.

Возвращаясь как-то из школы, я заметил возле нашего дома мужчину с этюдником, он что-то увлеченно рисовал. Любопытство взяло верх, подошел поближе и понял, что рисует незнакомец наш дом. Но мне показалось, что изображение на картине не похоже на реальность. О чем я тут же с детской непосредственностью сказал незнакомцу. В ответ он спросил: «А сам что-нибудь можешь нарисовать?» Тогда я притащил целую кипу своих работ. Он внимательно посмотрел и посоветовал мне после восьмого класса поступать в художественное училище. Для меня было откровением тогда, что живописи, оказывается, как и любой другой профессии, нужно учиться. Одних способностей недостаточно.

– И где вы потом оттачивали природный талант?

– Я окончил Бутурлиновское художественно-графическое педагогическое училище, куда приезжали абитуриенты со всех уголков страны, уровень преподавания там был высочайший. До армии несколько месяцев поработал художником на крупном предприятии в Воронеже, затем еще три года – на Урале резчиком по дереву. Неплохо зарабатывал. Но тяга к творчеству перевесила все.

В 25 лет я стал первокурсником Курского художественно-графического факультета. Окончил университет, начал преподавать рисование, черчение и труд в курской школе №52. Вскоре меня пригласили работать в родной вуз, где я с удовольствием тружусь уже тридцать три года. Многие мои выпускники стали профессиональными художниками, состоят в Союзе художников России. Горжусь тем, что среди них есть победители и дипломанты всероссийских и региональных выставок. Их успехам радуюсь не меньше, чем своим.


Начав работать на худграфе, я решил продолжить учиться дальше. Поступил в МПГУ – Московский государственный педагогический университет. Он был открыт в 1941 году, когда шла война и немцы подступали к столице. Там организовали первый в Советском Союзе художественно-графический факультет. Очно отучился три года в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию, позднее – докторскую. Темы моих работ связаны с методикой преподавания изобразительного искусства.

– За свою профессиональную карьеру вы участвовали в десятках, если не сотнях выставок самого разного уровня. Нынешняя имеет какие-то особенности, к чему она приурочена или чему посвящена?

– Мы никакой особенной цели перед собой не ставили. Просто ребята, мои ученики, все они – состоявшиеся художники-профессионалы со своим почерком, взглядом на жизнь, на творчество, предложили собраться и сделать общую экспозицию. Что мы и осуществили. Кстати, так бывает часто, что мы вместе представляем свои работы на разных выставках.

– Кого бы вы особенно выделили из своих учеников, чьи работы наиболее интересны или близки по духу, по почерку?

– Я никого не хотел бы выделять. У всех своя дорога в жизни, в профессии, свой авторский взгляд на выбор темы, своя техника. Этим разнообра­зием творческих почерков наш вернисаж и привлекателен... О вкусах не спорят, тем более в искусстве. Мы экспозицию построили так, чтобы зрители увидели и оценили мастерство и диапазон каждого автора, расположив все предложенные им работы рядом.

– Тогда скажите, что лично вас привлекает в живописи, в творчестве, какие темы?

– Что касается пейзажей, меня больше всего интересуют архитектурные мотивы, наши древнерусские города. Иногда создается впечатление, что эти монастыри, церкви, крепости строили не люди, а спустились боги, создали эту совершенную, невозможную красоту и исчезли.

– Почему именно в поселке Черемисиново вы решили открыть картинную галерею, куда передали свои работы?

– Очень простой ответ – там родина моей любимой жены, В селе Петрово-Хутарь сохранился дом, куда мы часто приезжали, и я рисовал живописные окрестности тех мест. Набралось немало пейзажей. Однажды мне предложили устроить выставку в Доме культуры в Черемисиново. Так и появилась галерея, время от времени пополняю ее фонды.

– В Курске у вас есть какие-то любимые места или объекты для творческого вдохновения?

– Я очень много рисовал и продолжаю рисовать Курск, чаще всего его храмы, церкви, соборы. Здесь на выставке представлены в основном мои работы в технике масляной живописи. Но на протяжении последних пяти лет я много занимался графикой. В 2019 году как раз в «Звездном» прошла моя персональная выставка. Все залы были увешаны графическими работами. В основном с видами Курска.

Я люблю работать в абсолютно разных техниках, часто смешиваю их. Мне кажется, это наиболее верный способ передать состояние пейзажа, предметов, какими их видишь в данный момент. Время ведь не останавливается. Каждую секунду, минуту, час мир меняется. Недавно я писал старый дом на окраине Курска. Когда пришел на место в пятый или шестой раз, чтобы закончить картину, то увидел большой забор. Вот так вышло.

На натюрмортах Соколинского я заметила «Правду», «Курскую правду», «Городские известия», «Аргументы и факты» в «роли» скатерки, на которой лежат хлеб, нарезанная селедочка, одинокая рыбка с половинками лимона и яйца – самая нехитрая снедь.

Возможно, в далеком XXII или XXIV веке, когда все печатные издания канут в вечность, как канули в нее написанные гусиным пером и скрепленные сургучом с фамильной печатью письма, дотошные искусствоведы, глядя на картины этого художника, поймут, что на них изображен быт простых курян конца XX – начала XXI веков. 

Ольга Афанасьева



Из досье:

Владимир Михайлович Соколинский – член Союза художников России с 1993 года, первый заместитель председателя правления регио­нального отделения Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО, член Российской академии естествознания, действительный член Международной академии наук педагогического образования, лауреат премии губернатора Курской области им А.А. Дейнеки, доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи Курского государственного университета, профессор кафедры архитектуры, градостроительства и графики ЮЗГУ. Имеет более 120 научных публикаций. Создатель картинной галереи в поселке ­Черемисиново, руководитель международного пленэра художников «Курск – ­соловьиного края столица».
Произведения Соколинского находятся в собраниях Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки, Белгородского государственного художественного музея, Валуйского историко-художественного музея, в частных коллекциях в России, Австрии, Германии, Дании, Израиле, Италии, Франции, Китае, США и других странах.


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 05-2020

Комментарии пользователей



Последний комментарий