Игра в четыре руки

Так случилось, что встреча в Курском театре юного зрителя «Ровесник» была назначена мне на понедельник. А этот день недели и здание бывшего драматического театра у первых поколений тюзовцев ассоциируется с праздником. Много лет здесь на большой сцене шли спектакли, которые ставил Игорь Владимирович Селиванов.

Сегодня курский ТЮЗ носит имя своего основателя. На фасаде здания появился его барельеф работы курского художника и воспитанника театра Владимира Бартенева. На табличке перечислены многочисленные регалии Селиванова. Скульптору удалось передать богатый внутренний мир режиссера, вся жизнь которого прошла в борьбе, но он выстоял. Отметила, что не все титулы указаны. Но их так много, что просто не хватило места. Впрочем, звания, награды вторичны. Достаточно назвать имя – Игорь Селиванов, и все становится предельно ясно. Это «Ровесник».

В поисках себя

В понедельник я шла на встречу с… Игорем Селивановым. Эстафетную палочку творчества подхватил сын Игоря Владимировича – Игорь Игоревич.

Первый его выход на сцену случился много лет назад. Игорь-младший принимал участие в культовом спектакле «Две стрелы», поставленном Селивановым-старшим по пьесе Александра Володина. Этот детектив каменного века, шедший на сцене несколько лет, успели посмотреть тысячи курян. А еще ему в 1987 году аплодировали на международном фестивале, который прошел в городе Карлсруэ (ФРГ).

– И с тех пор вы заболели театром и решили стать актером?

– С детских лет бывал и на сцене, и в зрительном зале, занимался в студии, мой педагог – Галина Губа, которая потом уехала в Москву в Щукинское училище. Были первые роли. Одна из так называемых поколенческих – мальчик в спектакле «Счастливые люди» по пьесе Николая Некрасова «Осенняя скука». Играл и главных героев. Какое-то время занимался студией. А потом уехал в Москву. Но на короткий промежуток все же возвращались с супругой в родной город, где родилась наша дочь Алиса. Считали, что фактор дедушек и бабушек играет важную роль в воспитании ребенка. Потом переехал в Питер. У меня была успешная карьера ­айтишника. В последнее время работал в футбольном клубе «Зенит». Все меня устраивало: и город, и работа.

– Теперь понятно, почему у «Ровесника» такой потрясающий сайт. Я подписалась на вашу группу «ВКонтакте» и всем рекомендую. Особенно в период самоизоляции сайт стал настоящей палочкой-выручалочкой: мы смотрели спектакли, разглядывали архивные фото, читали воспоминания… Это здорово! И все-таки театр вас позвал…

– Да, в какой-то момент я понял, что должен быть рядом с отцом.

– У некоторых ТЮЗ ассоциируется с театром для детей, не обижает такое отношение?

– Те, кто ходил и ходит на наши спектакли, прекрасно понимают, что «Ровесник» – театр широкого репертуара. Да и слово «юный» не подразу­мевает только детский возраст. Да, в первую очередь мы ориентированы на молодежную аудиторию. Но лучшие ТЮЗы страны – московский, питерский – доказали свое право на самый разный репертуар.

«Театр любительский по форме, но профессиональный по результату» – такую высокую планку задал отец, мы стараемся ей соответствовать. Мне ближе другое определение – живой. Важно выстроить на сцене «кусочек жизни». Время не стоит на месте, сегодня мы ищем новые подходы.

– Смотрела ваш моноспектакль «Американка» по пьесе Николая Коляды, это нечто завораживающее. Не боялись, что эксперимент слишком смелый – одна актриса на протяжении всего действа? Насколько я помню, Селиванов-старший ничего подобного не ставил.

– Игорь Владимирович не все мои задумки приветствовал, но это, считаю, нормально: два режиссера, два мнения, два творческих подхода. Все знают, что у отца был непростой характер, но два умных человека всегда найдут общий язык. Мы с отцом согласие находили.

Когда жил в Питере, то видел в театре много хороших моноспектак­лей. Поэтому без боязни подошел к этой работе. Насколько получилось, судить зрителю.


Два Игоря, два режиссера

Мы прощаемся с художественным руководителем Игорем Селивановым и продолжаем разговор с директором театра, заслуженной артисткой РФ Татьяной Владимировной Левчук. 

– Татьяна, прекрасно помню тебя в роли Черепашки в спектакле «Две стрелы», в прошлом году смотрела «Американку». Между этими двумя ролями – целая жизнь. Признайся честно, не надоела сцена? 

– Как это может надоесть?! Чем больше у актера ролей, тем интереснее. Сыграешь одну, появляется стремление к другой. И всегда хочется чего-то еще. Это как с книгами: чем больше читаешь, тем явственнее понимаешь, как необъятна эта страна хорошей литературы. Да, у актеров есть такое понятие – наигрался. Скажу честно: я еще не наигралась. Кого-то тянет с годами в режиссуру. Меня пока нет. 

– В жизни актрисы Левчук два режиссера, два Игоря – Селиванов-старший и Селиванов-младший. Они разные в работе? 

– Безусловно, разные и в то же время очень похожие. Я считаю, что режиссер всегда прав, и доверяю ему.

От автора. Мне не раз доводилось присутствовать на репетициях Игоря Владимировича (в далекой юности занималась в студии «Ровесник» и даже играла в массовке спектакля «Две стрелы»), подтверждаю: актриса Левчук режиссеру доверяет. 

Так было в работе с Игорем Владимировичем, то же самое происходит на репетициях с Игорем Игоревичем. У них обоих потрясающее чутье на актеров. 

Игорь Владимирович в сыне видел своего преемника. Сын работал в Питере, все у него было «в шоколаде». По просьбе Селиванова я позвонила ему и осторожно спросила, не хочет ли он подумать о возвращении в Курск. Игорь понял, что за этим вопросом стоит. Принял правильное решение: быть рядом с отцом. В 2015 году вернулся в Курск. 

Когда ставил «Американку», то взял на роль героини меня и Лену Попову. Моноспектакль до этого в ТЮЗе никогда не ставили. Это особая песня. Мы получили такое наслаждение от работы! Было трудно – на сцене ты один, ни передохнуть, ни спрятаться за партнера. Потрясающе интересно – новое видение, новый опыт. Полтора часа, без антракта, глаза в глаза со зрителем. 

Для себя я открыла Игоря Игоревича – режиссера. Вдумчивого, со своим почерком, умеющего философски (кандидат философских наук) сформулировать проблему и погрузить в нее актеров. Меня это радует, и я понимаю, что буду открывать новые грани его режиссерского таланта с каждым следующим спектаклем.

Две наши последние премьеры: «Мышка бежала» Я. Реза и «Феномены» Г. Горина. Если бы я смотрела их не у себя в театре, решила бы, что работали два разных режиссера. Настолько разный подход к материалу, актерам. «Феномены» полностью в духе нашего театра, в нем сочетаются смех и грустинка. Все – как в жизни. После спектакля зрители подходят, благодарят: «Спасибо вам, мы душой отдохнули, посмеялись и взгрустнули». 

– Игорь Владимирович часто его хвалил? 

– Селиванов был скуп на похвалы, дабы не подорвать стремление к большему. Но я-то знала, как он гордится сыном. Как приятно ему слышать отзывы других людей о работах Игоря. Наверное, здесь действовал принцип: кому многое дано, с того много и спросится. Он был требователен к актерам. И для сына не делал исключения.  А мне не раз говорил: «У меня одно видение, у него другое, но это и хорошо, что сын на все смотрит своими глазами». Игорь успел при жизни отца поставить четыре спектакля. И худрук ни разу не позволил себе вторгаться в замысел спектакля. 


От редакции:

Уходящий год для Курского ТЮЗа юбилейный – 55 лет исполнилось театру, 80 лет – его основателю и столько же другу Игоря Владимировича – Григорию Горину, по пьесе которого в этом сезоне идет спектакль «Феномены». Мы сердечно поздравляем коллектив театра со знаменательными датами! Желаем больших творческих успехов и чтобы фамилия Селивановых не сходила с афиш еще многие-многие годы!

Александра Черных


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 05-2020

Комментарии пользователей



Последний комментарий