Владыка Паисий: Подниматься на духовную высоту

«Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас,  заставляет нас выбирать дорогу», – сказал О. Генри. И правда, что-то же влияет на наше решение, если, даже двигаясь в одном направлении, мы  нередко оказываемся в разных пунктах и сферах?

Одна дорога –  разные цели

Высказывание мастера короткого рассказа всплыло в памяти, когда шла по улице Прогулочной Курска. Убедилась: оно универсально и для ищущего смысл жизни, и для путника. Хочешь – попадешь в храм Святых Царственных Страстотерпцев или в Курскую сельхозакадемию, на одну из лучших в городе детских площадок или на тенистые тропинки Знаменской рощи. Все зависит от цели. А в самом конце Прогулочной длинный забор и ворота. Для большинства это тупик, предупреждение, что нужно разворачиваться назад. Для немногих – вход в новую, отличную от мирской жизнь. Здесь, под сенью вековых деревьев, разместилась Курская православная духовная семинария, история которой началась более двухсот лет назад, в 1787 году. Тогда она называлась Белгородской. Курской стала буквально за три месяца до финиша XVIII века – в связи с переименованием епархии, но при этом будущие священники продолжали постигать науки в Белгороде. Окончательно перевести обучение в столицу соловьиного края удалось лишь в 1883-м.

Выпускники ценились на вес золота. Это были не просто высокообразованные служители церкви, но и известные богословы, публицисты, врачи и даже первый в России переводчик Шекспира.

После революции семинарию закрыли на долгие десятилетия. Возрождение началось в 1990 году стараниями архиепископа Курского Ювеналия. Вначале открылось духовное училище с двумя отделениями – пастырским и регентским. А 25 декабря 1991-го постановлением Священного синода и патриарха Московского и всея Руси Алексия II оно было преобразовано в духовную семинарию. Так что следующий год – юбилейный.

Для светских людей церковное образование – нечто таинственное и непонятное. Но и они догадываются, что учиться в таком «институте» непросто. Еще сложнее стать истинным пастырем, умеющим донести до прихожан не только слово Божие, но и поднимать этим словом людей, просто даже в общении, на свободную духовную высоту. Приходится постоянно вникать в их нужды, помогать, утешать – сколько разных проблем и горестей несут священнику!

Как некоторые приходят к вере? Когда плохо, тяжело болен сам или близкие захворали, когда узел проблем сжимает настолько, что уже нечем дышать. И часто именно под сводами церкви человек обретает уверенность и силы для решения, казалось бы, неразрешимого.

В поисках смысла жизни

Свой путь к сегодняшнему служению и вообще к Храму сложился и у владыки Паисия (в миру Виктора Дмитриевича Юркова). А ведь, казалось, ничто такую стезю не предвещало… Типичная биография человека, родившегося в 1970-м, невоцерковленная семья. Правда, все крещеные, в том числе и Виктор. Когда ему исполнилось три года, семья перебралась из Брянска в Москву. Здесь он окончил среднюю школу, СПТУ, отсюда ушел служить в армию. В общем, всё как у всех. Только вот с некоторых пор, а точнее, в подростковом возрасте начал мальчик задумываться о смысле жизни: для чего человек появляется на свет, существует? Пытался вовлечь в поиски истины сверстников, но слышал однотипное: надо радоваться, брать от жизни все для своего удовольствия. Такие ответы не устраивали. Спросил маму, чем не на шутку ее испугал: «Что с тобой случилось?!» Успокоил, что никаких проблем нет, просто интересно. Ее рассуждения о семье, работе не убедили. Ведь можно дважды, трижды перевыполнить «план» по посадке деревьев, постройке домов, воспитанию детей. Что это дает, кроме тягостных трудов, мучений, проблем? Почему в природе все устроено более гармонично и рационально, а самое умное существо, человек, совершает деяния, от которых можно ужаснуться? Получается, люди могут быть не просто бесполезными, но и жестокими – страшнее зверей? Явно, здесь что-то не так. Но чем больше размышлял, тем больше возникало все новых и новых вопросов…

Во время армейской службы во Владимире на глаза попалась публикация об исследованиях случаев клинической смерти. Поразило, что все, кто ее перенес, вспоминали примерно одно и то же, просто описывали по-разному. Поскольку свидетельства были собраны по всему миру и люди никак не могли договориться между собой, может, и правда есть ЧТО-ТО после смерти, а человек состоит не только из плоти и крови?

Начал ходить в храм. На богослужениях стоял в стороне, наблюдал и слушал, ничего еще не понимая, но благость уже коснулась сердца. И для себя тогда твердо решил: «Если по-настоящему поверю в Бога, то посвящу ему всю свою жизнь».


«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
 (Серафим Саровский)

Отслужив, попытался поступить в медицинский институт – не получилось. Пошел работать, но не помощником машиниста на железную дорогу – по полученной в училище профессии, а рабочим-реставратором в Тушинский храм Преображения Господня.

После Рождества в 1992 году по благословлению своего духовника отца Федора (Соколова) съездил в Оптину пустынь. Еще в армии, посмот­рев новостной сюжет об обители, загорелся желанием там побывать. Теперь, читая житие преподобного Амвросия Оптинского, вспомнил о своем обете, о котором на время забыл. Нечто похожее произошло и с Амвросием. Он обещал уйти в монастырь, если излечится от болезни. Выздоровел – не ушел, занемог еще сильнее, дал второй обет и только тогда, получив исцеление, сдержал свое слово.

В Оптиной понравилось, захотелось остаться. Вернувшись в Москву, рассказал о своем желании батюшке. А он направил к знаменитому духовнику архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву Лавру. Попасть к нему сложно. Он был уже стар и немощен, а желающих получить совет тысячи. На удивление, принял в тот же день, как Виктор приехал.

– Уходи немедля, – сказал старец, – вспоминает владыка Паисий. – Я начал было препираться: «Как так? Еще мама не знает, не подготовлена». Все родственники против того, что я просто бываю в храме, а уж про монастырь и вовсе заикаться страшно. Но отец Кирилл был непреклонен: «Уходи сейчас!»

Вечером того же дня вернулся в Москву и перед всенощной рассказал отцу Федору – тот тоже благословил. А в воскресенье после литургии выбрали монастырь. Единственное пожелание будущего монаха – подальше от Москвы, чтобы родные не мучили, не досаждали. Жребий – да, самый настоящий, когда из семи (по числу добродетелей) написанных на бумажках названий вытягивается одно, выпал на Верхотурский.

 Где это? Оказалось, на Урале. «Далековато», – подумал Виктор, а слышавший разговор алтарник заметил, что у него там знакомый батюшка, он сейчас как раз в Москве. «С ним и поедешь!» – подвел черту отец Федор. Так за четыре дня решилась судьба Виктора Юркова. Во вторник, после причитаний матери и родных поезд увозил его в новую, пока еще призрачную и непонятную жизнь.

– Ушел в монастырь и ни разу об этом не пожалел, – неоднократно повторил в беседе владыка. – Да, искушений и трудностей было немало, но с каждым годом я только все сильнее укреплялся в правильности своего выбора.

Все тогда произошло стремительно, да и потом жизненная скорость была высокой. Через каких-то четыре месяца, в мае 1992-го, рукоположен в иеромонаха, хотя перед этим сопротивлялся, высказывал свое мнение: а как же годы искуса, ведь уход в монашество – длительный и напряженный для души процесс? Нужно хорошо обдумать, взвесить силы, получить опытное познание.

– Ослушаешься – Господь накажет! – игумен монастыря как отрезал. И Виктор смирился. Да и время наступило такое – открывались монастыри, а братии не хватало. Так всего лишь через год после армейской службы был сделан важнейший в жизни шаг.

В Верхотурье прослужил недолго, в 1993 году пришлось возвратиться в Москву. Маме поставили страшный диагноз, и он перешел в Новоспасский мужской монастырь. Окормлял пациентов и сотрудников научно-исследовательского онкологического института им. Герцена. А в 2000-м, когда иеромонах Паисий построил здесь домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица», по благословению Святейшего Патриарха Алексия II стал его настоятелем. В марте 1998 года был пострижен в мантию с именем Паисий – в честь преподобного Паисия Печерского, а в 2007-м возведен в сан игумена.

– В любом монастыре в центре всего – духовное совершенствование, – рассуждает владыка Паисий. – И Господь помогал мне в этом. Невозможно описать словами радость от богослужений, от того, что кому-то помог. Но самое сильное ощущение от осознания, что я на верном пути.

А что же с мамой, из-за которой вернулся в Москву? Врачи не нашли объяснений, как сама собой рассосалась огромная опухоль, назвали исцеление чудом. Но он-то видел, как духовное и физическое оздоровление происходило одновременно. Будучи тяжело больной, она в первый раз исповедовалась, причастилась, соборовалась. Потом это стало потребностью, как, впрочем, и для других родственников. Господь своим чудом привел их к вере. И все оттого, что он в свое время проявил невиданную для молодого человека твердость, пошел наперекор родным, а потом усердно молился о каждом из них. Не зря же считается, что настоящий монах может отмолить грехи всех бывших и будущих поколений своего рода.


Невидимые нити

Есть образное выражение – невидимые нити, которые всё связывают. У владыки Паисия они тянутся от праздника Преображения Господня. Работал реставратором в храме Преображения, там же служил первый духовник отец Федор, который сыграл решающую роль в его судьбе.Там впервые исповедовался и причастился. Потом Свято-Преображенский храм в Верхотурском мужском монастыре. 19 августа 2014 года, в Преображение, рукоположили в епископы.

– На себе чувствую, как Господь преображает, изменяет человека в течение всей жизни и ведет. Твердо врезалось в память наставление отца Федора, когда уходил в монастырь: «На послушание никогда не напрашивайся и никогда не отказывайся». Если дается оно монаху, даются и силы, и мудрость не совершать ошибок. Вот просит у меня человек совета. Потом думаю, почему именно так ответил? Во многом зависит от вопрошающего. Если он настроен – как батюшка скажет, так и поступлю, то устами священника говорит Бог. Если с сомнением, мол, потом еще подумаю, то и ответ получает совсем иной – по вере своей.

Почти тридцать лет служения вместили в себя 22 года в монастыре, заочную учебу в двух высших духовных учебных заведениях. В 2014 году избран епископом Щигровским и Мантуровским, а теперь, в канун своего пятидесятилетия, смиренно вступил на новую стезю, точнее, сразу две – исполнение обязанностей ректора Курской духовной семинарии и епископа Железногорской епархии. При этом владыка Паисий продолжит временное управление и Щигровской епархией – так решил Священный синод. А задача монаха – ответить: простите и благословите.

Признается, радостно нести возложенные труды, когда сам стремишься, и Господь помогает – тогда все складывается, как надо. Есть благословление, опыт духовный, научный, практический. Есть что сказать семинаристам и прихожанам. А еще, если говорить о семинарии, есть традиции, заложенные предшественниками.

В Щигровской епархии все создавалось с нуля, а теперь работа отделов налажена, немало церквей построено. Всего за два года возведен прекрасный храмовый комплекс в киево-новгородском стиле в честь князя Владимира в Щиграх.

– Все с Божьей помощью, – не устает повторять владыка. – Господь столь мудро управляет, что просто диву даешься. Ведь ни копейки не было в самом начале, а потом и благотворитель, и деньги нашлись. Нужно просто не мешать, а помогать Господу. В церковном послушании это наиболее отчетливо видно, но и в мирских делах аналогично происходит.

Все получится

Шесть лет епископства пролетели – он их не заметил. Наверное, помогла и особая духовная связь с курской землей. Неслучайно его именины (а пострижен в мантию с именем Паисий в честь преподобного Паисия Печерского) празднуются 1 августа – в день памяти Серафима Саровского и Собора всех курских святых.

Легко ли быть священнослужителем? Конечно же, нет, но в ином качестве владыка себя не представляет. И категорически не согласен, когда говорят, что в монастырь уходят только от жизненных проблем.

– Большинство – именно из-за любви к Богу, потому что хотят быть с ним, ни на что не отвлекаясь. Может, с мирской точки зрения многого лишаются, но приобретают гораздо больше – утешение и благости от Господа. А еще – удовлетворение и радость от плодов своего труда.

Так что в 50 лет, подчеркивает владыка Паисий, жизнь продолжается, наполняется новыми смыслами, играет новыми красками. К заботам о Щигровской и Мантуровской епархии добавились два новых служения. За год нужно успеть доработать и защитить кандидатскую диссертацию. И кто знает, какие еще труды ждут его впереди. В одном можно не сомневаться: у него получится. С ­Божьей помощью можно все осилить и преодолеть.

София Кондратьева
Щигровский район


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 04-2020

Комментарии пользователей



Последний комментарий