Архив Духовной консистории

В тени деревьев на улице Сонина города Курска, на берегу древней Тускари сохранилось с дореволюционного времени здание периода романтического историзма русской архитектуры, выполненное в формах итальянского ренессанса. В нем располагался  архив Духовной консистории. Чтобы понять назначение этого необычного здания, необходимо немного рассказать о системе управления ведомством православного исповедания, созданным в 1721 г. Петром I  вместо отмененного патриаршества.

Для управления духовными делами всероссийской церкви по аналогии с гражданским правительствующим Сенатом был создан Святейший Синод из митрополитов, архиепископов и епископов. Помимо священнослужителей, одним из ключевых участников Синода был обер-прокурор, чиновник с правами министра по делам духовного управления, который единолично взаимодействовал с гражданскими ведомствами и императором от имени Синода.

Для церковного управления империя разделялась на епархии, границы которых в большинстве своем совпадали с границами губерний. Во главе каждой епархии находились епархиальный епископ и его ближайший помощник викарий.

Органом епархиального управления являлась Консистория. Она состояла из 3-7 человек (прото­иереев или иереев), утверждаемых и увольняемых по представлению епархиального архиерея Синодом. Для делопроизводства в составе Консистории находилась канцелярия под начальством секретаря, непосредственно подчиненного обер-прокурору Синода. Консистория занималась административными, хозяйственными и судебными делами.

Консистории были подведомственны:

– благочинные, назначаемые епархиальным начальством из среды достойнейших иереев, обязанные наблюдать, чтобы духовенство их благочиний «жило честно, сановито, порядочно и в должности своей было бы исправно»;

– священники, по благословению епископа облекаемые властью совершения священных действий и церковного учительства в своих приходах;

– монастыри, состоявшие под главным начальством епархиальных архиереев.

В 1721 г. для управления Белгородской и Обоянской епархией, состоявшей из территорий современных Курской, Белгородской, Харьковской, Сумской, части Орловской и Воронежской областей, в Белгороде была создана Духовная консистория.

С 1787 г. епархия стала называться Белгородской и Курской, а в 1799 г. была переименована в Курскую и Белгородскую. Однако епархиальные учреждения и управление остались в Белгороде.

В 1833 г. Курскую и Белгородскую епархию переводят в Курск, для чего на Верхней Набережной улице (сейчас Сонина), недалеко от Присутственных мест (органа светского управления губернией) были выстроены в 1834–1836 гг. новые специализированные здания для Духовной консистории.

Двухэтажное здание Консистории в стиле, характерном для периода классицизма, с большим ордером было построено по проекту архитектора Курской казенной палаты Павла Степановича Грознова. В путеводителе по городу Курску А.А. Танкова и Н.И. Златоверховникова 1901 г. указывалось, что дом Консистории был построен на суммы, полученные от сбора в доход города с Коренской ярмарки.

Севернее консистории было выстроено одноэтажное здание её архива, соединенное с ней высокой аркой. В 1899 г. эта арка была застроена для размещения дополнительных кабинетов. В Российском государственном историческом архиве сохранился чертеж данной перестройки.

Здание архива Духовной консистории сохранилось до настоящего времени. Его объемнопланировочная композиция представляет собой стремящуюся к симметрии трёхнефную базилику, в которой просторный высокий зал разделён двумя рядами колонн на три галереи равной пятиметровой высоты. Средний неф в два раза уже остальных и трактован как коридор. Столбы прямоугольного сечения поддерживают систему сомкнутых сводов со свободными распалубками, образуя близкие к квадрату ячейки, освещённые высокими окнами наружных стен.

 Выходы из объекта расположены по всем сторонам света по центральным осям фасадов. Фасады здания оштукатурены и имеют высокую декоративность. Основной композиционной темой всех фасадов здания является равный ритмический ряд высоких окон с арочными перемычками, выделенными полуналичниками, опирающимися на широкий карниз, проходящий по всем фасадам здания, что создаёт впечатление лёгкой аркады. Выходы из здания прямоугольной формы. Над дверными проёмами – полуциркульные окна. Центральный западный вход главного фасада со стороны ул. Сонина акцентирован фигурным барочным щипцом, в поле которого – круглое слуховое чердачное окно.

В архиве Духовной консистории хранились указы Синода, самой консистории, документы о строительстве и ремонте церквей, сборе пожертвований, наложении епитимий, об определении в монастыри, наличии раскольников в приходах, а также метрические книги, журналы съездов духовенства, благочинных собраний, собраний консистории, ведомости о церквях, монастырях, приходно-расходные ведомости духовных правлений и др.


 В настоящее время сохранившиеся документы архива Духовной консистории находятся на хранении в Государственном архиве Курской области, в фонде №20 «Курская духовная консистория».

В 1904 г. севернее архива был выстроен двухэтажный епархиальный дом с библиотекой (не сохранился). Южнее консистории и её архива стояли здания Духовного училища (также не сохранились).

В феврале 1919 г. Курскому епархиальному совету Губисполком предъявил требование передать все метрические книги в организуемый отдел ЗАГСа. Однако из-за объемности архива он остался на прежнем месте, юридически перейдя в распоряжение Губисполкома.

Здание Духовной консистории было снесено в 1920–1930 гг. при реконструкции въездных путей на станцию городского вокзала (располагались на месте нынешнего цирка и площади перед ним). Епархиальный дом с библиотекой разрушили во время Великой Отечественной войны.

Бывший архив консистории не пострадал во время войны, и в послевоенные годы в нем находился детский сад №33, а в 1980-е годы – филиал городской инфекционной больницы им. Семашко. В это же время севернее здания архива был построен трехэтажный кирпичный лечебный корпус филиала больницы.

В настоящее время здание бывшего архива не эксплуатируется, но по-прежнему принадлежит филиалу ОГУЗ «Областная клиническая инфекционная больница имени Н.А. Семашко».

Елена Холодова, Илья Шпаков
Фото Елены Холодовой, 2019 г.


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 04-2020

Комментарии пользователей



Последний комментарий