Сражавшиеся за Родину

«1941–1945. Чтобы помнили» и «Графический документ» – это названия выставок, открывшихся в залах Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки и посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Их идейно-художественная концепция определена в названиях: напомнить о трагическом периоде в истории нашей Родины – борьбе за свободу и независимость советского народа, многочисленного по национальностям и верованиям.

На выставках представлены произведения живописи, графики и скульптуры, выполненные в военное и послевоенное время. В одном из залов экспонируются рисунки известных советских художников, сделанные в годы войны, видение которой авторы соотносят с конкретным человеком. Впервые представлены портреты военных и партизан, поступившие в галерею в 1945 году по приказу Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР.

В натурных рисунках, сделанных А.К. Боровской, работавшей в партизанских отрядах по заданию Московской организации художников, изображены командиры и простые бойцы партизанских бригад.


Сразу после освобождения Курска от оккупантов, в 1943 году, по инициативе областной картинной галереи курским художникам было поручено выполнить портреты героев-курян, а также зафиксировать разрушения в городе. Среди рисунков того времени – портрет разведчицы Дмитриевского партизанского отряда Веры Терещенко, замученной и повешенной фашистами в 1942 году. Впервые включён в экспозицию портрет Марии Габелковой, взорвавшей себя, чтобы уничтожить снаряды в немецком эшелоне в Прохоровке в 1942 году. Поэтому образ шагнувшей в бессмертие Зои Космодемьянской в работе Б.И. Пророкова «Правда бессмертна», представленной на выставке, можно считать обобщенным. Героинь, отдавших свою жизнь в борьбе с фашизмом, было немало в годы вой­ны.

 Неизвестно, почему в Курскую галерею были переданы в 1945 году портреты первого сбившего немецкий самолет в 1941 году над Ленинградом летчика-истребителя Г.Г. Антонова и командира 23-го гвардейского миномётного полка в 1942 году К.Д. Карсанова, но эти работы, впервые включенные в экспозицию, знакомят нас с людьми, достойными того, чтобы о них помнили. Уникальным и беспристрастным свидетельством жизни в блокадном Ленинграде являются работы фронтовиков, народных художников СССР Б.И. Пророкова, Н.Н. Жукова, Ю.М. Непринцева.


А сделанные В.Н. Сигорским и И.В. Горалеком в 1943 году рисунки показывают улицы и развалины домов освобожденных от фашистов Курска и Орла. С художественной документальностью на них отображены чудовищные последствия войны.

 В зале А.А. Дейнеки представлены наброски к известным картинам, фронтовые рисунки и работы, сделанные мастером в Берлине 1945 года. Впервые ­экспонируется «Станция метро «Маяковская» 6 ноября 1941 года», где изображена документальная сцена – перед отправкой на фронт солдаты слушают И.В. Сталина. Также впервые в этом зале показаны ассоциативные произведения А.Ф. Панкина и А.Б. Гросицкого, исполненные в современном ключе. Выставку дополняют артефакты – предметы, найденные курскими поисковиками из отряда «Курган» под руководством Алексея Васильевича Сотникова.

В большом зале с живописью и скульптурой представлены работы художников-фронтовиков и тех, кто не воевал, но чье детство и юность были пронизаны ненавистью к фашизму. Тяготы и лишения, пережитые в Великую Отечественную войну, привели художников к осознанию непреходящей ценности жизни.


Несколько произведений посетители галереи увидят впервые. Среди них отреставрированный «Портрет И.В. Сталина», выполненный А.П. Бубновым в 1946 году, и работа В.А. Орловой «Возвращение» – о встрече с родными и односельчанами солдата, вернувшегося с войны.

 Победа в мае 1945 года позволила уже четырем поколениям россиян жить мирно на родной земле. Поэтому важно каждому помнить историю своей Родины, помнить предков, защитивших нас от фашизма. Об этом напоминают выставки «1941–1945. Чтобы помнили» и «Графический документ».

Маргарита Корендясова,
куратор выставки


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 03-2020

Комментарии пользователей



Последний комментарий