Вместо кисти игла и текстиль

Практика доказывает: мужчина, взявшийся за женское вроде бы дело, быстро выбивается в форварды. Владимир Тельных еще одно тому подтверждение.  На последнем Всероссийском фестивале декоративного искусства «Лоскутная мозаика России», что традиционно проводится в Иваново, он стал бесспорным лидером, ибо именно его работа «Курский соловей» украшала афишу, пригласительные билеты, обложку буклета. Визитная карточка, словом.

Свою стезю он нашел рано. Когда другие мальчишки гоняли мяч или с упоением копались в чреве какого-нибудь железного коня, Володя внимательно разглядывал швы понравившейся вещицы, пытаясь понять, как это сделано. И повторить, заметим, весьма успешно. Сейчас, получив заслуженное признание, он с удовольствием демонстрирует лоскутное одеяло, собранное из 540 треугольников. Даже на съемки передачи на канале «Культура» брал его. А тогда, в шестом классе, занимался любимым делом чуть ли не украдкой, стесняясь насмешек одноклассников. Мужской характер проявился в том, что, несмотря на «режим неблагоприятствования», любви своей не предал. Впрочем, первую премию он получил в 12 лет за работу вполне мальчишечью – резьбу по дереву. Он занимался в студии Дворца пионеров, где преподавал его отец. Владимир и сейчас с деревом дружит, добиваясь от него то кружевной легкости, то изящества полудрагоценного камня.

Кстати, одну из учебных работ – автопортрет – он тоже хотел выполнить в этом материале, используя технику маркетри. Но хотя педагоги худграфа и относились с симпатией к студенту-отличнику, такой вольности допустить не могли. Отделения дизайна тогда еще не было, и диплом чаще всего писали маслом. Но Владимир выбрал дерево. Защитился на отлично. Но к этюднику со студенческих лет не подходил. А все потому, что Владимир Тельных человек верный: текстиль – вот его любовь, его призвание.

Пэчворк – говорят в Европе, квилтинг – в Америке, лоскутное шитье – в России. Но от названия суть не меняется: яркие, хранящие тепло человеческих рук вещицы дарят радость, украшают быт. Родилось это направление, ясно, из соображений весьма утилитарных: жаль было выбрасывать лоскутки дефицитных (в определенный период развития во всех странах) тканей. Но вот дожили мы до времен изобилия и перепроизводства, а техника эта жива. Разве что совершеннее стала, а кусочки ткани (чаще всего очень дорогие) покупают специально, отыскивают на выставках и в каталогах. Конечно, далеко не всякая «лоскутная» вещь может претендовать на право называться произведением искусства, пусть даже и декоративно-прикладного. Часто это только рукоделие, возможно, мастерски выполненное. Но – по чужим чертежам, цветовым раскладкам. То, что делает Владимир, несомненно, искусство и тиражированию, даже авторскому, не подлежит. Причем дело не только в том, что не отыщется точно таких же лоскутков (в конце концов для серийного производства можно сразу материал закупать, хотя, оговоримся еще раз, стоит это недешево). Но невозможно повторить настроение, заставившее родиться яркий узор.

Собственно, поначалу Владимир Тельных реализовал свою страсть к текстилю изготовлением одежды. Возможно, дали себя знать гены бабушки и деда. Это, как легко догадаться, тоже не просто портновская работа, но – творчество. Однако каким-то эмоциям это занятие выхода все же не давало. И стали появляться лоскутные картины. Для себя, для души. Даже уже когда Тельных начал вести активную выставочную деятельность, коммерческая составляющая этого процесса его мало интересовала. Более того, как правило, он отказывался продавать работы, несмотря на просьбы. Но со временем стало ясно, что все у себя не повесишь, а главное – вещицы эти просто обязаны дарить людям радость! Правда, несколько так и остались на правах талисмана навсегда жить у автора, и расстаться с ними он ни за что не согласится. Таковы «Поющий ангел» и «Курский соловей». Впрочем, последний – тот редкий случай, когда Владимир пошел на самоповтор. Нет, он не продал «Соловья», просто заключил контракт на длительное участие в выставках. В ближайшее время этот символ нашего края, как и еще несколько работ Владимира, отправятся в длительное путешествие сперва по России, а потом по другим не только странам, но и континентам. А автор понял: жить в разлуке с этой веселой птахой больше полугода не хочет. И сотворил еще одну!

О выставках стоит поговорить подробнее. В 2011 году их было ровно 11! Такое вот совпадение. Причем самого разного ранга: от региональных до международных. И персональные, разумеется, тоже. А еще – семейная. В Москве, в галерее на Покровке, выставлялись отец и сын Тельных. (Стоит заметить, что состоялся этот показ при поддержке областного Дома народного творчества и комитета по культуре.) Старший демонстрировал блестящее владение техникой маркетри, младший – лоскутное шитье и резьбу по дереву. Впрочем, если честно, то вполне точно определить технику, в которой работает Владимир, лично я не берусь. Потому что текстиль у него принимает такие объемные формы, что впору патентовать приемы, а «лоскутки» случаются из кожи и меха. Но суть, конечно, не в определении, а в том, что если рядом с вами поселяется такая работа – будь то настенное панно или просто подушка, в комнате становится теплее… Как от камина, в котором пляшет живое пламя.

Людмила ПАВЛОВА

8-910-310-53-33;
8 (4712) 53-24-24;
www.telnykh.com


< Вернуться к содержанию

VIP # 06-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий