Елена Гордеева: Автор для меня – на первом месте

Педагог, актриса и режиссер. Девочка-травести и женщина-вамп. Элиза Дулитл, Лаура, Смеральдина, Катрин, Нина Заречная, Луша Прозорова. Все это она – заслуженная артистка России Елена Гордеева. И еще, конечно, Джульетта, которую играла на сцене тринадцать лет и за которую награждена премией Союза театральных деятелей России за лучшую женскую роль.

Бальзаминов женился. Но как! 

Вначале несколько слов о ее новой режиссерской работе. А не замахнуться ли нам на Александра Островского, на русского сочинителя пьес, как говорится, на все времена? Таким вопросом озадачились в нашем драмтеатре. И замахнулись, и премьеру сыграли, и, что самое главное, зрителя сумели поразить. 

Они – удивили. В самом хорошем смысле этого слова. Поэтому эпитеты в адрес спектакля – все в превосходной степени.  Прежде всего, потрясающе красивые декорации (художник-постановщик – лауреат Государственной премии России Александр Кузнецов), изумительные костюмы (художник Вера Козак), невероятные ритмика и пластика актеров (балетмейстер Галина Халецкая), световое решение (Борис Михайлов) и музыкальное (композитор Вадим Шосман). 

Все продумано до мелочей. Детали Москвы купеческой словно игрушечные, герои возвышаются над строениями, легко превращающимися в места, на которые, как на стул, можно сесть. Удачно обыграно сценическое пространство. Появляются герои из самых неожиданных мест – то из сундука, то из собачей конуры, то из будки постового, то через забор… Сцена вращается, как карусель нашей жизни – с ее грустными и радостными моментами, и на этой карусели все видны как на ладони: кто чего стоит. 

Три истории о Бальзаминове созданы Островским полтора столетия назад. Но как современно и актуально звучат сегодня диалоги! Искателей богатства хватает и в наши дни. Так же, как и праздных мечтателей, ветреных девиц, проходимцев, стяжателей и недотеп. 

Теперь знаю: курский состав труппы тоже блистательный. Каждый на своем месте, как в слаженном оркестре, умело ведет собственную партию. И вместе получается отличное звучание. Наслаждалась игрой. Хороши все без исключения: Дмитрий Баркалов (Бальзаминов), Галина Халецкая (Сваха), Эдуард Баранов, Сергей Точкин, Максим Карпович, Людмила Мордовская, Вероника Богдель, Лариса Соколова, Ольга Легонькая, Людмила Манякина, Людмила Скородед и другие артисты. Подкупила искренность Матвея Гордеева, который сыграл главного героя в детстве. 

После спектакля, как всегда, обменивались впечатлениями с коллегами по творческому цеху и с рядовыми зрителями. Мнения по поводу единого ансамбля разделились. «Сваха все время тянула одеяло на себя и затмила бедного Бальзаминова».

 – У каждого была своя ниша, и каждый хорош на своем месте, – отметила режиссер. – Что касается Свахи, то Галина Халецкая прекрасно исполнила эту роль. Она – как гончая собака, которая берет след и уверенно идет к своей цели.

Как призналась Елена Викторовна, работая над постановкой, она провела не одну бессонную ночь. За три года, пока шла подготовка, было написано 16 вариантов! Каждый эпизод спектакля, который длится на сцене пять минут, репетировался по нескольку часов. И все время работали внутренние качели: получилось – не получилось.

– В первом случае хотелось воскликнуть, как Пушкин: «Ай да Гордеева! Ай да молодец!» Во втором била дрожь от мысли, что полотно рассыпается. Тогда «собирала» спектакль заново, – признается режиссер.

Помнится, у того же Островского в «Бесприданнице» герой говорит: «На вкус и цвет товарищей нет, один любит арбуз, другой свиной хрящик». Создатели спектакля идут еще дальше: один ест яблоки и морщится, другой этим же сортом наслаждается. Кому кисло, кому сладко. 

Так и в финале пьесы: вроде бы сладко должно быть Мише Бальзаминову – мечта о богатстве сбылась, а зрителя не покидает ощущение, что кисло ему в жизни придется с такой-то женой.


«Свободная пара»

Еще один спектакль, поставленный Гордеевой, на сей раз – на Малой сцене курского драмтеатра. Режиссер снова радует зрителя интересными находками. Персонажи вроде бы и реальные, и в то же время они демонстрируют нам, что играют роли, существуя в заданном пространстве и в предлагаемых обстоятельствах. Постоянно обращаются к зрителям и подшучивают друг над другом. Чего стоит только одна реплика: «Если ты убьешь себя, то завтра мне придется искать актера на твою роль». И подушки на супружеском ложе, и нижнее белье мужа-гуляки, выполненные в цветах итальянского флага, от души веселят зрителя. 

Мужчина, как всегда, уверен в своей неотразимости и в том, что жена останется верной ему и только ему одному. Он может закрыть глаза на ее легкие интрижки, но не в силах понять и пережить настоящую измену. Женщина вначале изменяет душой, а потом телом. Вот и Антония нашла своему неверному супругу достойную замену – молодого талантливого профессора. Она полюбила и решила начать новую жизнь. Чтобы вернуть любимую, мужчина должен сам переродиться, умереть и восстать из пепла, как Феникс. Что, собственно, с главным героем и происходит.

«Диалог на равных»

Третья моя встреча с Еленой Гордеевой прошла, что называется, вживую. Она стала гостем студентов Курского института менеджмента, экономики и бизнеса. Проект, который так и называется «Диалог на равных», организован Федеральным агентством по делам молодежи, в Курской области реализуется совместно с региональной администрацией, комитетом по делам молодежи и туризму, ОБУ «Областной Дворец молодежи». Тема встречи: «Театр через всю жизнь».

Елена Викторовна, без преувеличения, выросла за кулисами. На первую новогоднюю елку она попала годовалым ребенком. Театральная жизнь с гастролями, репетициями, светом рампы и запахом кулис стала для нее привычной.

– С одной стороны, безумный театр (отец – заслуженный артист Виктор Гришин), а с другой – тихая, уютная библиотека (там работала мама). Все, что копили мои родители, – это книги, – рассказывает гостья. – Но в театр я пришла не сразу. Виной всему вспыльчивый характер. Мама не отговаривала меня от мира Мельпомены, но настоятельно рекомендовала попробовать себя в другой области, потому что для женщины семейное счастье важнее. Я к ней прислушалась и после школы поступила в педучилище, окончив его, работала в детском саду. В ту пору мне очень хотелось совершить революцию в дошкольном образовании, чтобы не было муштры и беспрекословного подчинения. Не случилось. Правда, я успела выпустить группу малышей, сейчас они все взрослые люди. Но от судьбы не уйдешь. Посмотрев дипломный спектакль студентов театрального вуза, поняла: хватит себя обманывать.

– Галина Викторовна, с чего начинается творческий процесс? – спросили из зала.

 – Свою работу над спектаклем я всегда начинаю со знакомства с автором. Моя роль как актрисы, как режиссера вторична в данном случае, – ответила Гордеева.  – Я за современное прочтение классики, но во всем должна быть мера. Не нужно выворачивать автора наизнанку. Его нужно внимательно читать, вслушиваясь в музыку текста. Можно развивать тот или иной образ. Так, следуя логике поведения и укладу семьи Пеженовых, мы «дорисовали» образ служанки Химки, в нашем спектакле она в интересном положении. Но общей концепции автора это никак не противоречит.

– Насколько сложно актрисе Гордеевой работать с режиссером?

– Я всегда стараюсь понять режиссера, слушаю его, предлагаю что-то свое, если это необходимо. Я – за хороший спектакль, а любая война внутри – подрыв качества.

– Ваши любимые авторы?

– Три кита моего творчества: Чехов, Шоу и Шекспир. Особое место занимает моноспектакль «Оскар и розовая дама» по произведению Шмитта. Два года с Ниной Полищук мы работали над этой постановкой. Часть собранных средств направляется семьям, в которых есть больные дети.

Вопросы сыпались на спикера как из рога изобилия. Молодежь интересовало буквально все: как она относится к осовремениванию классики, как настраивается на работу. И еще как борется со своими страхами, в частности, не испытывает ли боязни сцены. Елена Гордеева тут же предложила выйти к ней девушку, задавшую вопрос. Вот такая сценотерапия.

Был и мастер-класс: как работать с текстом. Участники диалога тщательно конспектировали советы Гордеевой. А когда она читала рассказ о девочке, оказавшейся ненужной своим родителям, в зале была такая тишина, что было слышно, как ручка скользит по бумаге… Итоговая точка и взрыв аплодисментов.

Александра ЧЕРНЫХ


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 05-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий