Дейнека. Дата

В картинной галерее имени Александра Дейнеки открылась уникальная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения выдающегося художника. Наш земляк Александр Дейнека – безусловно, знаковая фигура в советском искусстве, активный участник драматических трансформаций оте­чественной художественной культуры XX века.

Он был близок к кубизму и конструктивизму и одновременно стал одним из ярких представителей социалистического реализма, не утеряв собственного уникального стиля в течение всего творческого пути.

После черного депрессивного искусства 2000-х годов социалистический оптимист Александр Дейнека выглядит актуально и востребованно. Он по праву ассоциируется с идеей счастливой страны, с СССР. Современная Россия – большая, крепкая держава, набирающая силу, как в свое время СССР, радующая успехами в политике, экономике, спорте. Как ни странно, кажется, снова наступает время надежд, свершений, веры в светлое завтра.

Выставка, приуроченная к 120-летию со дня рождения художника, работает с 21 мая 2019 года и располагается на двух этажах выставочного зала Курской государственной картинной галереи. В экспозиции представлено более ста экспонатов: бòльшая часть живописного собрания А. Дейнеки из фондов курской галереи, десять скульптурных произведений, графические листы разных периодов.


Помимо хорошо известных и неоднократно экспонируемых в России и за рубежом произведений, таких как «Автопортрет», «Футболист», «После боя. Душ», «Натурщица», публике представлены и картины, невыставлявшиеся несколько десятилетий. Из подобных – «Эх, тройка, птица тройка...» – последний раз была показана в 1989 году. В собрании курской галереи хранятся несколько набросков и карандашных подготовительных эскизов этой композиции, датированных 1951-1952 годами. Сама картина была написана А. Дейнекой на выставку к 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. Главный персонаж картины – сам Николай Васильевич – сидит в тройке, покидающей провинциальный городок. Как и другие немногочисленные работы Дейнеки подобного исторического характера, картина кажется относительно традиционной. Здесь художник сильно смягчает свои коронные новаторские приемы: не использует фотографические срезы, не усиливает графичную строгость или активный отбор, однако характерный дейнековский стиль угадывается. Монументальный формат работы – почти четыре квадратных метра. Специфическая матовая поверхность живописи, успокаивающая слишком темные места. Дейнековское небо, меняющееся от предгрозового до солнечного. Стремительное движение слева направо, повторяющее «направление чтения» любого европейца. Узнаваемые цветовые сочетания с красным акцентом в центре...

Отдельный зал на выставке посвящен мультимедийным материалам и исследованию композиционных решений Александра Дейнеки в рамках многолетнего проекта галереи «ЭТОНЕМАЛЕВИЧ». На язык супрематизма, на язык простых геометрических форм переложены несколько картин А.А. Дейнеки. Это дает возможность по-новому взглянуть на те самые грани соприкосновения реалистической традиции и новых течений в искусстве начала XX века.

Александр Дейнека «был заложником системы, будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства… основанного на культе здоровья, спорта, труда, и на их основе — новой жизни, новой семьи, нового образа жизни Александр Александрович Дейнека был лидером. Ни на какую другую роль он не был согласен. Дейнеку или боготворили, или терпеть не могли», – писал о нем его ученик, художник Николай Ерышев.

Выставка обращена к широкому кругу зрительской аудитории, продлится она до 14 июля.

Михаил Денисов


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 04-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий