Борис Дёжкин: Почерк анимационного волшебника

До недавних пор на фестивальной карте отечественной мультипликации значилось не много городов: кроме Москвы, можно вспомнить лишь Суздаль да кочующий речными маршрутами фестиваль «КРОК». Но с 2016 года вся страна узнала, что, помимо Останкино, куда переехал легендарный «Союзмультфильм», есть и другой кипучий источник рисованной, но притом настоящей жизни. И это город Курск, где 105 лет назад родился великий мультипликатор Борис Дёжкин.

Кто не знает автора «Необыкновенного матча», «Матча-реванша», «Шайбу, шайбу!»? Мультики с деревянными задирами-футболистами и носатыми хоккеистами, парнями не кроткого нрава, знали и любили все. Как и «Чиполлино», «Веселых человечков» (точнее, эта картина называется «Ровно в 3:15») и даже нетвердого в слове Обещалкина («Где я его видел?»).

И если чье-либо имя и стоило присвоить всему «Союзмультфильму», то это в первую очередь относится к сыну курского железнодорожника, появившемуся на свет на самой заре мультипликационной эры – в 1914 году, но самому и сотворившему эту эру всего два десятка лет спустя!

Да-да, пусть с учебой у Бори в школе Ямской слободы складывалось не слишком ровно, зато на удивление ровным был его почерк самодеятельного художника. Когда семья перебралась в столицу, молодой человек пошел трудиться на один из столичных заводов слесарем. Но наблюдательный директор распознал в работнике дарование и посоветовал Борису записаться на курсы карикатуристов при популярном журнале сатиры и юмора «Крокодил».


Первым наставником юноши стал график всесоюзного масштаба Алексей Радаков. Дальше все, кто приходил вслед за Борисом Петровичем на только что созданный «Союздетмультфильм», неизменно причисляли себя к ученикам курянина. Даже такой корифей, как Федор Хитрук, благодарно вспоминает, что мог часами наблюдать за летящим почерком анимационного волшебника. Как впоследствии установит крупнейший историк анимации Георгий Бородин, трудно вспомнить такую рисованную картину 30-50-х, где не чувствовалась бы неповторимая манера истинного аниматора.

«Дядя Степа» и «Лимпопо», «Зимняя сказка» и «Весенние мелодии», «Конек-горбунок» и «Синдбад-мореход», «Ночь перед Рождеством» и «Аленький цветочек», «Желтый аист» и «Кошкин дом» – не менее шести десятков самых динамичных, заводных и вместе с тем добрых сказок, взрастивших не одно поколение, вписаны золотыми буквами в творческую биографию курского таланта! Охочие до броских ярлыков журналисты придумали ему титул – «Русский Дисней», заодно сочинив легенду, что «отец» Микки-Мауса приглашал курянина работать на свою кинокомпанию. Однако Борис Петрович в подобных баснях не нуждается, он велик и сам по себе! Но в чем уж справедливо сравнение с голливудским магнатом, так это в том, что они оба не знали пределов в выразительности и динамике. Отдав не один десяток лет работе с различными режиссерами, Борис Дёжкин создал едва ли не с нуля, без чьих-либо наметок и разработок новый жанр: спортивную мультипликацию!

Отчасти успехом первый оте­чественный мультсериал «Метеор» (он снимался с 1963 по 1981 годы) обязан спортивной натуре создателя. До сих пор от ветеранов «Союзмульт­фильма» можно услышать восторженные воспоминания, как мастер вдруг прямо в служебном коридоре делал заднее сальто или жонглировал карандашом, прежде чем перенести на кальку очередной проигранный в голове эпизод. Трудно поверить, но в виде искусства, где требуется поистине орлиное зрение, Борис Дёжкин покорял вершины, будучи лишенным глаза! Страшную травму он получил при бомбежке немцами Москвы, мультстудия не прекращала работать даже во время войны.


Но, кроме этой раны, была у мастера и иная боль. Бюрократы из начальственных кабинетов «зарубали» самые острые идеи бывшего рабкора-карикатуриста. А горькую сатиру «Это не про меня» и сегодня не увидишь в телевизионной сетке… «Несчастный клоун с внутренним плачем» – так называла своего супруга Ольга Гайдук, отождествляя с трагикомичным и трогательным персонажем из «метеоровской» серии.

На родине едва ли не самого яркого работника «Союзмультфильма» всегда помнили и его имя, и его заслуги. Когда заслуженный работник культуры РФ Сергей Малютин в 2012 году созвал в Курск на фестиваль к 100-летию анимационного кино ярких представителей жанра, выяснилось: все они, от Владимира Тарасова до Гарри Бардина, гордятся тем, что учились профессии, вглядываясь в труд Бориса Петровича!

Так сам собой выкристаллизовался замысел Дёжкинского фестиваля. Областной комитет по культуре поддерживает эту идею много лет. И ныне Курск может гордиться не только тем, что в городе впервые в России был открыт памятник отечест­венному мультипликатору (скульптор Владимир Бартенев). Нигде в стране не встретишь столь всеохватывающего цикла торжеств, бесед, показов, рассказов, мастер-классов, посвященных не только объемистому и многогранному наследию курского самородка, но и российской мультипликации в ее бесконечном развитии!



Доброе дело Сергея Малютина продолжает его преемник – директор «Курскоблкиновидеофонда» Андрей Немиров с командой инициативных и изобретательных единомышленников. Но особенно важно, что и жители тихих райцентров Курской области благодаря просветительскому запалу кинофикаторов могут ознакомиться с новинками «Союзмультфильма» и других студий, да еще и пообщаться «живьем» с режиссерами или художниками! А как радостно горят глаза у маленьких пациентов больниц, куда наведывается мультяшный «десант», – несомненно, такое лекарство стоит прописывать почаще!

P.S. IV фестиваль российской анимации имени Б.П. Дёжкина прошел в Курске и области с 4 по 7 июня. В его программу вошли: показ новинок от обновленной киностудии «Союзмультфильм», а также мульт­фильмов независимых аниматоров, просмотр легендарных работ Бориса Дёжкина, мастер-классы по созданию мультфильмов, творческие встречи с мультипликаторами, художниками и аниматорами, конкурс детских анимационных работ, показ коллекций одежды… Словом, с каждым годом творческая мысль курян расцветает все ярче. И да будет так!

Павел РЫЖКОВ


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 04-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий