Утопист, предвидевший будущее

Александр Дейнека (1899-1969 г.г.) – знаковая фигура в советском искусстве, активный участник драматических трансформаций отечественной художественной культуры XX века, один из ярчайших представителей социалистического реализма. Он балансировал между модными тогда кубизмом и конструктивизмом, смотрел на авангардных немцев, классических итальянцев, гравюры старых мастеров, импрессионистов и американский дизайн, оставаясь в русле реалистической традиции.

Несмотря на закрытость социалистического государства, Дейнека несколько раз бывал за границей: в Италии, Франции, США. После первого посещения Лувра в 1935 году он восхищался «идейным размахом» Микеланджело, «живописной скромностью» и «исключительной правдивостью» О. Домье, «нежностью» и «эротизмом» О. Ренуара, «декоративной простотой» А. Матисса.

Первоначальное образование художник получил в Курском начальном и Харьковском художественном училище (1916-1917 г.г.). Свои первые графические, а впоследствии и живописные работы, Дейнека выстраивал, опираясь на лекции по композиции В. Фаворского и ту теоретическую базу, которая сложилась у него во время учебы во ВХУТЕМАСе с 1921 по 1925 год.

Однако уже следующие несколько лет художник был вынужден, по сути, написать новую главу о композиционных построениях картины. Это было связано с поиском иного, современного художественного языка во всем мировом искусстве, развитием фотографии, кино и телевидения. Дейнека использовал случайность снимка, застывший миг. Для остроты и напряжения внутри картинной плоскости художник активно применял сознательную неуравновешенность, разрабатывал открытую композицию, срезы по краям, например, для уменьшения значимости элемента.

Он вообще многое упрощал и отбирал, одновременно апробируя и внедряя неожиданные приемы. Всю жизнь художник занимался большим композиционным опытом – доводил маленькую идею до картины с большой буквы, был первооткрывателем, «компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок».

Идея может родиться из пустяка, из блокнотного наброска, кадра кинохроники или случайно увиденной фотографии. В небольшой иллюстрации к детской книжке проявляется робкая пристрелка темы – дети и самолеты, например, «Высоко, под синим небом». Через некоторое время появляется уже живописный вариант, более философской и возвышенной интерпретации первичной идеи – разговор о мечтах и стремлениях – «Пионер». Наконец, мальчик теряет конкретность и индивидуальность, превращается в символ поколения, а тема добирается до «надежды на светлое завтра» и хрестоматийной картины «Будущие летчики» (1938 г., Государственная Третьяковская галерея, холст, масло).


Дейнеку ругали за графичность живописи, но он сознательно придерживался скупого цвета, строил картины на силуэтах и линиях, использовал чистые белый и черный, иногда подчеркивая их акцентом, «чистым звонким куском цвета какой-либо краски». Были у Дейнеки и тонкие колористические опыты, но это было скорее исключение, чем правило:  «…Иногда осторожно хочу коснуться глазом тончайших оттенков розового или серого, нюансов перехода одного в другое, поглядеть на предметы сквозь дымку бесконечного тончайшего цветового преломления».

Неяркий колорит на картинах выстраивался, в том числе с помощью авторского технологического подхода: тянущие грунты, отсутствие лака, как следствие – матовая поверхность, похожая на фреску.

Он говорил, что «наше время более графичное, чем живописное». Это самое время диктовало и новый размер работ в прямом и переносном смысле.

Это не картинка для дома, не бытовая сценка, не камерный пейзаж, но полотно «большой темы» и формата с подлинным размахом. «Я как никогда думаю не об интимном искусстве для себя, а о большом, монументальном для многих».

Так сложился уникальный творческий метод. Во-первых, компоновка, не имеющая прямых аналогов в мировом искусстве, но тяготеющая к масштабным росписям, фрескам, мозаикам. Размах в монументальном подходе, в самих образах – обобщенных, лаконичных, героически возвышенных.

Перед нами часто – архетипы, характерные представители профессии, символы определенного пласта общества, знаки огромной страны.

 Во-вторых, графичный подход с редкими акцентами – черный и много белого, теплый желтый, бледно-голубой, бледно-розовый, яркий красный… Высокое звонкое небо, пена огромных облаков или черные горы, утопающие в белоснежной ватной дымке, красное крыло самолета… Это цветовая ассоциация, стиль, сама суть того времени, предложенная А. Дейнекой.

Сегодня Дейнека – светлый певец стахановцев, спортсменов, самолетов и дирижаблей – выглядит оптимистично и бодро. Он актуален, поскольку ассоциируется с идеей счастливой страны, с СССР и Россией. Он востребован, является частью мировой художественной культуры – здесь прослеживается преемственность, продолжение традиций, а значит, универсальный язык искусства, не имеющий границ. Он был утопистом, но, хочется верить, предвидел будущее.

Михаил Денисов,
искусствовед


< Вернуться к содержанию

VIP # 03-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий