Вечное возвращение на Итаку

В последнее время часто обращаю внимание на появляющиеся в местной периодике исследования и статьи, посвящённые различным артефактам курской культуры. Поэты и прозаики, художники и музыканты, историки и учёные – для многих новые, а по сути, хорошо забытые старые имена, составляющие культурно-историческую славу Курска.

Складывая все эти газетные публикации в отдельную папку, я обнаружил, что материала накопилось уже на хорошую книгу. А между тем их автор – журналист Олег Качмарский – живет в Курске совсем недолго, всего лишь четвертый год, в результате чего и возник наш первый к нему вопрос:

– Как получилось, что человек не местный, недавно приехавший в Курск, оказался столь глубоко погруженным в курское краеведение?

– Дело в том, что подобной деятельностью, а именно возвращением забытых и полузабытых имен, связанных с русской культурой, я занимался и раньше, по старому месту жительства – на Волыни. В частности, при поддержке Русского культурного центра переиздал произведения творившего в тех местах представителя Серебряного века, уроженца Северной Пальмиры Александра Кондратьева. Именно на Волыни, в Дорогобуже, куда он «приземлился» после бегства из большевистской России, были написаны уникальные произведения – сборник сонетов «Славянские боги» и «демонологический» роман «На берегах Ярыни».

Кроме того, занимаясь не только краеведением, но и восстановлением полной и правдивой картины русской литературы, я глубоко погрузился в изучение творчества Николая Полевого – главного русского романтика первой половины XIX века. А когда в силу объективных обстоятельств переехал на историческую родину, в Курск, выяснилось, что Полевые – это курский купеческий род, а Николай Алексеевич – дитя в первую очередь именно Курска...

– Почему же о нём так мало здесь знают?

– Как сейчас говорят, оказался не в тренде. А между тем – фигура колоссальная! Блестящий прозаик, зачинатель русской исторической прозы, теоретик русского романтизма, основоположник журналистики, историк-новатор и литературный критик. Родился он в Иркутске – вероятно, и это сказалось на степени забвения, ибо отец писателя, Алексей Евсеевич, в этот период своей купеческой деятельности переместился из Курска в Иркутск для участия в делах Российско-американской компании Шелихова. Какая уже здесь завязка, какое переплетение личностей! Григорий Шелихов – ещё один знаменитый курянин, уроженец Рыльска, а дальше ниточка тянется к фигуре командора Николая Резанова, прославленной благодаря божественной музыке Алексея Рыбникова. А в основе всех этих романтических событий оказываются совершенно прагматичные деяния представителей курского купечества – Шелиховых, Полевых, Голиковых... Интересно уже и то, что взаимосвязь «Курск – Иркутск» прослеживается даже на уровне созвучия!

Но вернемся к Полевому. После того как его дела пошли неважно, вместе с разросшимся семейством он возвращается в родные пенаты. И потому Николай Полевой является писателем прежде всего курским, поскольку именно здесь сформировался как личность, наполнил своё сознание множеством знаний и всё это привёл в движение.

– Думаю, ничего страшного, если жители Иркутска будут считать его также и своим...

– Равно как и москвичи, ведь в Белокаменной он выпускал лучший журнал своего времени «Московский телеграф», или петербуржцы – в Питере он похоронен на «Литераторских мостках». Но Курск в любом случае является его колыбелью, что подтверждается и его «Автобиографией», и таким маленьким шедевром русской реалистической прозы, как «Рассказы русского солдата».

Но, кроме того, приехав в Курск, я узнал, что у Николая Полевого была ещё и старшая сестра – Екатерина Алексеевна, в замужестве Авдеева, личность тоже в высшей степени интересная. А с точки зрения краеведа, она настоящий кладезь – автор записок о Курске того времени, один из корифеев отечественной литературы по кулинарии и домоводству, а также пионер в собирании русских народных сказок – именно с подачи Екатерины Авдеевой впервые был записан всем знакомый с раннего детства «Колобок».


И чем дальше я продвигался в своих изысканиях, тем сильнее поражался – удивляло, насколько всё это не изучено. Ведь одно только наследие Николая Полевого – тема совершенно неисчерпаемая, бездонная, но оказалось, что курское литературное краеведение вообще представляет собой целину невспаханных земель. Чего стоят, например, «Деяния Петра Великого» ещё одного представителя курского купечества Ивана Голикова, грандиозный памятник XVIII века, который в работе над своей «Историей Петра» тщательно штудировал Пушкин. Такой лакомый для изучения кусок – и никого не интересует.

Или же наследие литературной династии Марковых. Старший, Владислав – «курский Вальтер Скотт» – автор увлекательнейшего романа «Курские порубежники», по сути, литературного воплощения истории региона. Средний, Евгений – литератор широкого профиля. Младший, Ростислав – краевед, творческий подход которого может стать путеводным символом для изучения на курской почве славянских традиций, этнографии и мифологии. Эти золотые жилы просто нашпигованы разнообразными шедеврами и артефактами. Но всё это малоизвестно, на задворках, не переиздавалось более ста лет.

– Чем можно объяснить такую инертность?

– Вероятно, мёртвой привязкой к установкам советской эпохи. Древнекитайскому мудрецу Кун Фу Цзы, более известному у нас под именем Конфуций, приписывается изречение: «Знаки и символы правят миром». Характерно, что в буклете «Символы курского края» в разделе «Великие люди соловьиного края» из восьми представленных личностей семеро – советские граждане, причём двое из них – Хрущёв и Брежнев, и только последним – как бы невзначай – указан Серафим Саровский. Та же картина и в топонимике города – в названиях улиц, памятниках.

И вот древний Курск, готовящийся отметить 1000-летие своей истории, оказывается замкнут на 70-летнем советском периоде. А так как эпоха давно сменилась, идеология ушла, то и советские установки совершенно не действуют – в особенности на новое поколение. И в сфере культуры наблюдается застой.

– Не иначе как требующий хорошей встряски!

– Для того чтобы улучшить позиционирование курского края, включая как привлекательность для туристов, так и собственную самооценку курян, на новом витке исторической спирали необходимо создание новых брендов. Слово, конечно, режет русское ухо, не мешало бы найти ему соответствие, но в любом случае в основе бренда лежит символ. Нужны новые символы, но где же их взять? Ответ очевиден – из истории. По принципу: новое – хорошо забытое старое.

В качестве примеров раскрученных брендов недавних времён вспомним всемирный ажиотаж вокруг творчества Толкина, а также получивший огромную популярность кельтский дискурс. Представим, если бы Курск был родиной, например, Толкина или Вальтера Скотта... или какого-нибудь Гарри Поттера – а это обращение к волшебству, магии – к тому, что весьма будоражит сознание, в особенности детей и молодёжи... Могут возразить, что у нас ведь нет ни Булгакова, ни Гоголя. Но как мы уже успели уяснить, история курского края в своих глубинах содержит символы и фигуры, вполне сопоставимые с названными и содержащие в себе именно то востребованное, связанное с исторической героикой, романтикой и столь популярным сегодня обращением к славянской мифологии.

Тем более что Полевыми и Марковыми курский ресурс далеко не исчерпывается. Совершенно не разработан потенциал таких имён, как Пимен Карпов с его феноменальным романом «Пламень», поэт-символист Валериан Бородаевский, Владимир Аристов – создатель исторических романов уже в советскую эпоху. На задворках остаётся фигура художника Вячеслава Шварца, основоположника исторической школы в российской живописи, предтечи Сурикова и Репина. Вообще вне обозрения оказались такие музыкальные асы недавнего прошлого и настоящего, как Всеволод Задерацкий, титан академической музыки ХХ века, школьные годы проведший в Курске; и наш современник, ныне живущий в Германии, Геннадий Ильин, автор «Нового Фауста».

Что касается советской эпохи... Это тоже очень интересная тема, но требующая современного подхода – вне идеологии. Прежде всего, необходимо решить задачу примирения, интегрирования красных и белых – задачу архисложную, но решаемую. И помочь в этом могут и Свиридов, и Плевицкая, и даже Аркадий Гайдар. Вот не стоит подавать его под старым идеологическим соусом – это никому неинтересно. Нужен новый взгляд на его произведения – а в них и на сегодня есть актуальный заряд. Его собственная биография составит конкуренцию любому триллеру.


– То есть по-настоящему брендовых имён у нас хоть отбавляй!

– А то! Взять того же Шелихова, одного из основателей Русской Америки. С его собственноручными записками мало кто знаком, а это связано со столь интересной темой, как романтика путешествий и открытий.

Или уроженец Старого Оскола Курской губернии Иван Путилин – не кто иной как «курский Шерлок Холмс» собственной персоной.

А кулинарная тема! Ведь с Курском непосредственно связаны два шедевра в этом жанре – настоящие энциклопедии кулинарного искусства от Екатерины Авдеевой и Елены Молоховец.

– Итого, имея в основе курский корень, мы охватываем всё более широкое оперативное пространство, расширяя тем самым курский культурный космос.

– Но самое интересное, что всё это можно сфокусировать в одну точку и тем самым – в преддверии 1000-летия Курска – произвести его концентрат, эссенцию, тинктуру. Речь об известном, но совсем не широко используемом фольклорном образе Тимони. Разработка и использование этого образа может включать в себя различные формы: от фольклорных изысканий, собирания всех артефактов, с ним связанных, до выпуска сувенирной продукции с его изображением. Ведь это, по сути, талисман, курский джокер – козырная карта, тот самый трикстер, который в различных культурах всплывает в образе и Крабата, и Тиля Уленшпигеля, и Ходжи Насреддина... Впрочем, это тема отдельного разговора…

Беседовал
Михаил Изотов


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 03-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий