Ах, Эрмитаж, ах, Эрмитаж!..

В Курской картинной галерее им. А.А. Дейнеки произошло событие отрадное и долгожданное: в конце сентября открылась выставка натюрморта, на которой представлены произведения живописцев ведущих школ и центров Западной Европы XVI—XIX веков. Демонстрация шедевров старых европейских мастеров в нашем городе организована при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках фестиваля «Арт-Окно».

Название выставки – «Радость для всех чувств» – имеет очень простое объяснение. Понятие о пяти чувствах, данных человеку для контакта с миром, приписывается Аристотелю. Зрение, обоняние, вкус, осязание и слух оживают при взгляде на натюрморт. Фрукты и цветы, изобилие даров природы заставляют наши глаза разбегаться. Удивительная достоверность передачи фактуры предметов – апельсиновой кожуры, спелого винограда, прозрачного вина в бокале – немедленно вызывает в памяти тактильные и вкусовые ощущения. Видя изображенные цветы, музыкальные инструменты и птиц, мы вспоминаем о запахах и звуках. Радость для всех чувств – это радость узнавания того, что ты, сегодняшний зритель, и художник, живший триста лет тому назад, испытывали похожие ощущения по поводу красоты и разнообразия окружающего мира.


Натюрморт никогда не был «главным» жанром живописи. Но именно он в наибольшей степени пригоден для рассказа об устройстве мироздания, представление о котором имела та или иная эпоха. Четыре элемента, составляющие основу мироздания, – земля, воздух, вода и огонь – также издавна входят в тематический круг жанра. Изображённые в натюрмортах предметы – суть, плоды и результаты взаимодействия четырёх стихий.

Земля воплощена в разнообразии растений и животных, воздух – в крылатых существах: птицах и насекомых. Блестящая чешуя рыб, перламутровые раковины, напитки в бокалах и кружках говорят нам о водной стихии. Огонь пылает в очаге и нужен для приготовления пищи, но с его же помощью обрели свою форму металлические предметы, стеклянные и керамические сосуды.

Сорок одна картина – это образцы старого классического натюрморта, основные типы которого оформились в XVII столетии, когда этот жанр, чрезвычайно популярный у современников, переживал свой золотой век. Эта выставка – уникальная возможность рассмотреть работы прославленных мастеров и ощутить характер эпохи, в которой они жили и творили. Что было на столе простого горожанина, как выглядела драгоценная посуда и утварь в патрицианском доме, что за диковинные плоды привозили из-за морей и что росло в садах голландских цветоводов – всё это можно увидеть на выставленных картинах.


Вместе с тем экспонаты рассказывают нам и о том, как складывалось собрание Эрмитажа: большая часть полотен – приобретения второй половины XVIII века. «Собирательница» Эрмитажа Екатерина II сумела получить картины из коллекции венецианской семьи Барбариго и англичанина Роберта Уолпола, парижского собрания графа Бодуэна. Среди собирателей старинного натюрморта – имена путешественника П.П. Семёнова-Тян-Шанского, князей Долгоруковых, принцев Ольденбургских.

Натюрморт кажется жанром простым и понятным даже ребёнку: еда, предметы обихода, цветы, охотничьи трофеи. Этим можно и ограничиться, но стоит помнить, что склонный к иносказаниям XVII век, а именно этот период в экспозиции доминирует, помимо непосредственного значения, наделял почти каждый предмет более или менее явным символическим значением. Традиция видеть в простой вещи отражение высоких идей восходит ещё к средневековым текстам, но вполне разделяется в Новом времени. И зритель волен выбирать: искать ему зашифрованное в картине нравоучение или довольствоваться точной передачей натуры.

Галина СОВЕТСКАЯ


< Вернуться к содержанию

VIP # 06-2018

Комментарии пользователей



Последний комментарий