Игрушка – зеркало жизни

Так говорил уроженец курского края, чьи труды теперь известны далеко за пределами не только региона, но и всей России. Необыкновенная, как и вся жизнь нашего земляка, выставка «На родине Бартрама» открылась 17 октября в зале концертно-творческого центра «Звездный» – в день векового юбилея основанного курянином уникального Музея игрушки.

Несмотря на экзотическую для губернии фамилию, выдающую шотландские корни, знаменитый искусствовед и коллекционер Николай Дмитриевич Бартрам был родом из Льговского уезда. Именно здесь он впервые восхитился глиняными свистульками из деревни Кожля и другими живыми, душевными и неповторимыми игрушками — ярким отражением народного духа.

В весьма неспокойную эпоху рождалось драгоценное собрание всевозможных кукол, мишек и погремушек: Первая мировая и Гражданская войны, революция, голод, разруха... Тем ценнее труды подвижника, создававшего в 1918 году в столице Музей игрушки. Сейчас он расположен в Сергиевом Посаде. Кстати, с нынешнего года календарь праздников и памятных дат Подмосковья благодаря Николаю Бартраму пополнился Днем народной игрушки.

Знаменитый график Александр Бенуа о курянине отзывался с восторгом: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

Творческие силы сразу трех областей – Курской, Белгородской и Орловской – отметили 145-летие со дня рождения мастера и сто лет со дня основания Музея игрушки творческой выставкой.

Большинство авторов представили работы, так или иначе связанные с темой игрушек и народного искусства во всех его проявлениях. Так, Елена Треть­якова запечатлела встреченную где-то в странствиях по свету фигурку из Японии. Именно такая попала на обложку фундаментального труда Бартрама «Игрушка, ее история и значение», увидевшего свет в далеком 1912-м.

Витрина с творениями игрушечников наших дней надолго запомнится курянам. Здесь и легендарные кожлянские «коники», и предметы поморского быта, расписанные совсем молодой, но уже достойно заявившей о себе Екатериной Малаховой. Народный мастер России Наталья Фролова из Орла возрождает два направления в народном искусстве своей области: плешковское и чернышинское.

Приятно было встретить на празднике еще одного обладателя почетного звания – курянина Александра Широких. С теплом он рассказывал о родной слободе Гончаровке, уроках Юрия Спесивцева – наставника, почитаемого не одним поколением, и достижениях творческой группы «Суджанский гончарный цех».

В представленных работах многовековой опыт порой сочетается с обращением к мировой классике – как на рисунке Елены Широких, где «Красотками» справедливо названы и античная статуя, и наши местные «барыни»-свистульки. Узнаваемы по «почерку» творения опытных курских мастеров Натальи Коровиной, Валентина Круподерова, Надежды Голиковой, Луизы Каркавцевой, Ольги Жихор.

Словом, на выставку памяти Николая Бартрама стоит поспешить столь же решительно, как и на нашумевшее собрание картин из фондов Эрмитажа.

Павел РЫЖКОВ


< Вернуться к содержанию

VIP # 06-2018

Комментарии пользователей



Последний комментарий