Волшебные гены отца

Почти 20 лет эта актриса радует своими ролями курскую публику. Истинные ценители ее таланта буквально расхватывают билеты на спектакли с участием Марии Нестеровой. Она очень похожа на своего отца. Эти взгляд, мимика, движение руки. Кистью по воздуху, как будто по полотну. Мария Нестерова родилась в творческой семье. «Настоящий волшебник, мастер своего дела» – так многие называли ее отца. Все, к чему прикасались руки Виллена Васильевича, наполнялось особым смыслом. Художника всегда отличали порядочность, безукоризненная честность и природная интеллигентность.

Мама Инна Петровна Кузьменко об актерской профессии никогда не мечтала. Но жизнь распорядилась, к счастью любителей театра, так, что на сцене курского драматического театра эта актриса блистает более 35 лет. А в целом за 60 творческих сезонов ею сыграно около 120 ярких запоминающихся ролей.

Когда родилась Мария, ее отец уже был главным художником театра, а мать – актрисой. О том, что такое настоящее творчество, маленькая Маша знала не понаслышке. Она с детства посещала театр, играла в массовках, ездила на гастроли. Таскала вместе со взрослыми костюмы, гладила, стирала, зарабатывая порой больше, чем родители. Но об актерской профессии не мечтала. Может быть, потому, что видела всю закулисную жизнь. Или от того, что не открыла в тот момент в себе природу этого удивительного, загадочного ремесла. Она читала книги, вязала, шила. Красота внутренняя всегда была первостепенной для будущей актрисы. А еще Марию едва ли не больше восхищало то, как из обычной ткани дизайнеры и швеи изготавливают сложнейшие костюмы к спектаклям. Ей самой очень нравилось шить. Первым готовым изделием, кстати сказать, стала ночная рубашка для мамы. А вообще Мария профессионально шила все: от нижнего белья до верхней одежды. В 90-е этим ремеслом она зарабатывала на жизнь и уже тогда вполне смогла бы стать хорошим портным или дизайнером.

В старших классах девушка мечтала о профессии переводчика. Французский шел отлично. Поступив в 16 лет в институт, она благополучно окончила три курса иняза. Училась хорошо и любила атмосферу, царившую на факультете. Но вдруг, неожиданно даже для себя, Маша уходит из вуза и принимает решение о поступлении в театральный. Тайком от родителей вместе с другом подает документы в Воронежский институт искусств на актерское отделение. Поступила легко, можно сказать, случайно. Отец и мама в это время были далеко – в Сибири на гастролях.


Несколько раз потом, будучи уже актрисой, Мария Нестерова пожалела о смене профессии. Ведь из нее, отличницы, мог получиться неплохой переводчик или преподаватель. Она до сих пор не знает, правильный ли выбор сделала тогда. А между тем Герман Викторович Меньшенин, великий мастер из провинциальной театральной братии, руководитель курса, постоянно открывал в Марии Нестеровой все новые и новые таланты. Оказалось, его студентка прекрасно поет. Позже в театре во Владимире она играла все роли, где нужно было исполнять арии. О хореографическом даре и говорить нечего: у будущей актрисы «выворотность», которой могут позавидовать иные балерины. Жена Германа Викторовича, заслуженная артистка РСФСР Валентина Долматова учила девчонок курса, как правильно ходить, сидеть, носить одежду: перчатки, шляпки, платья. Это технические мелочи, которыми владеют актеры старой гвардии и которым, к сожалению нашей героини, не учат теперь.

После Воронежа, в 1992 году, Мария едет служить во Владимирский театр драмы вместе с мужем-однокурсником. Личная жизнь не очень складывалась, в какой-то момент произошел разрыв. Так уж случается. А затем были успех, уход из театра, о чем она тоже долго жалела.

Решение в 1997 году перебраться в столицу далось непросто. Скорее всего, нашей героине удалось бы добиться успеха в Москве. Но это были жестокие 90-е. Кто пережил их, тому понятно, что происходило тогда. В том числе и с актерами. Самые именитые остались без работы. Были закрыты почти все киностудии, фильмы не производились. Мария «показывалась» везде, где было можно. Некоторым ее знакомым актерам удача улыбнулась. Маша вспоминает своего коллегу Александра Дедюшко. На волне трудных 90-х он стал очень популярным киноактером. Но это было, скорее, исключением. Вообще Мария всегда умела радоваться успеху окружающих ее людей. Режиссер Владимир Харченко-Куликовский, юморист Святослав Ещенко, режиссер Нина Чусова, актеры Андрей Егоров, Сергей Астахов. Эти люди окружали Марию в студенческие годы. Она и сегодня следит за их творчеством и всякий раз восторженно воспринимает заслуги.

Мария – красивая, роскошная дама. А в молодости, как вспоминают ее коллеги, она – эталон женской красоты. Талия 58 сантиметров при росте 176. Актриса всегда привлекала к себе внимание мужчин. Но, так бывает у самостоятельных, сильных духом красавиц, личная жизнь не складывалась. Разрыв во втором браке, когда Маша была беременна, стал еще одним испытанием. Но сломить Нестерову было трудно. Этот «ад» только закалял ее характер, доставшийся от отца.

Попав на большую сцену, Мария уже не смогла думать ни о чем другом. Первым спектаклем в Курске стала постановка «Дверь в смежную комнату». У актрисы была в этой работе главная роль – она играла девушку легкого поведения. Физическая нагрузка в спектакле была неимоверной. Нестерова на пятом месяце беременности садилась на шпагат, выполняла невероятные трюки. Профессионализм не давал возможности расслабиться. Сейчас, когда Маша просматривает видеозапись того спектакля, с ужасом думает, что все могло обернуться не так радужно.


Рождение дочери стало великим счастьем. Благодаря этому событию она не сломалась. Сейчас Анне уже 17. И ей есть на кого равняться. Собирается ли она пойти по стопам бабушки и мамы – этот вопрос для нее пока не решен. Но уже понятно, что девочка не будет искать легких путей, кровь не та. Адельма, Мадмуазель Куку, Биче, Таня из «Семейного портрета», мисс Жаксон и, конечно, знаменитая Сурмилова. Сейчас в творческой копилке Марии Нестеровой в курском драматическом более 40 ролей. Ниса из «Дурочки» и Беатриче из «Слуги двух господ» – ее любимые. Еще в институте Маша сыграла одного из главных персонажей в спектакле по пьесе Карло Гольдони и получила высший балл по актерскому мастерству. А чтобы создать образ настоящей англичанки, актриса пробует читать в подлиннике Шекспира. Мария признается, дается ей это нелегко. Но трудности никогда не пугали эту тонкую и, казалось бы, ранимую женщину.

Из серьезных театральных ролей – королева Маргарита из спектакля «Король умирает» и Ольга в постановке «Три сестры». Чехова Мария может перечитывать десятки раз. Она постоянно находит что-то новое в своих героинях. «Антон Павлович, – говорит актриса, – для меня все. Он как будто угадал мое мироощущение, мои внутренние переживания, мои чувства и философию жизни».

Часто ее можно застать с гитарой в руках. Мария дает и сольные концерты. Для этого ей пришлось овладеть инструментом. Песни в ее репертуаре разные: бардовские, романсы. А наиболее любимые поэты-песенники – Булат Окуджава и Вероника Долина. В репертуаре есть и французский шансон.

Два года назад у Марии созрел проект с рабочим названием «Читка пьесы». Чехов, Островский, Крылов, Тэффи и молодой курский автор Александр Демченко – актеры читают произведения драматургов на Малой сцене. Это совместный проект Союза театральных деятелей РФ и курского драматического театра.

Самым строгим зрителем всегда был для нее отец. Он сидел в зале и с любовью наблюдал за игрой дочери. А потом на-гора выдавал все, что думал. А ему, признается Мария, мало что нравилось. Но пришло время, и Виллен Васильевич признал дочь хорошей актрисой. Это стало высочайшей похвалой и высшей оценкой ее творчества.

Говорят, в армии служат Отечеству, в храме – Богу. А актеры служат Сцене. Это их счастье, их проклятие и в конечном счете их жизнь.

Ирина ГУБАРЕВА


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 03-2018

Комментарии пользователей



Последний комментарий