Мастер акварели

Прошло более 55 лет с того времени, когда совсем молодой художник Владимир Шкалин, окончив художественно-графический факультет Курского педагогического института, начал самостоятельную творческую жизнь.

Сейчас он признанный мастер акварельной живописи и станковой графики, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат премии им. Александра Дейнеки. Его лучшие произведения находятся в музеях, частных собраниях России и за рубежом.

Жизненные принципы Владимира Гавриловича сформировались в 70–90-е годы, когда изобразительное искусство всех видов и жанров переживало бурный расцвет, а от художников требовалась активная жизненная и художественная позиции. В его произведениях прочно утвердились дух открытия, свежесть взгляда и активность восприятия мира. Произведения В. Шкалина позволяют нам почувствовать особую неповторимость прошлых лет, дух того времени. Его искусство интересно своей открытостью, обнажающей внутренний мир художника. Работая в области акварельной живописи и станковой графики, он создал интересные серии и циклы, вошедшие в золотой фонд курской художественной школы и российского искусства последней четверти ХХ и начала ХХI веков.

Владимир Шкалин родился 5 мая 1943 года в Туле, в обычной рабочей семье, где почитали и уважали труд. Он рано начал рисовать, и его увлечение поддержали старший брат Николай и сосед – художник Н. Дудинов, которые советовали серьёзно заняться рисованием. Первые успехи школьника были отмечены Н.П. Крыловым (Кукрыниксы), курировавшем художественную студию Дворца культуры в Туле. Похвала известного художника придала Володе уверенность и желание учиться дальше. В 1962 году он поступает на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута. Закончить учебу довелось только в 1971 году, так как с первого курса Владимир был призван в ряды Советской Армии, на Северный флот. Отслужив четыре года, вернулся в родные пенаты, на худграф.


Приобретённые за годы учёбы навыки работы с натуры, умение точно рисовать, строго и уверенно строить композицию, сохраняя живописность акварельных листов, проходит через всё творчество художника. Активная творческая работа и участие в зональных, республиканских, всесоюзных выставках, работа в передвижных творческих группах акварелистов по России (Кольский полуостров, Валдай, Кавказ, Крым, Подмосковье, Север, Курская область) и за рубежом – в Болгарии, Польше, Германии – сыграли большую роль в формировании профессионального мастерства Владимира Шкалина. В 1975 году он был принят в члены Союза художников СССР, в том же году удостоен Почётного диплома Академии художеств СССР за создание цикла графических листов о жизни и труде колхозной деревни. В 1976-м Владимир Гаврилович получает звание лауреата премии ЦК ВЛКСМ за творческие успехи на III Республиканской выставке «Молодость России».

В 70–80-х определились особенности художественного языка В. Шкалина. Если его графические листы были выполнены в обобщённой манере, то акварельные – в более мягкой и спокойной. В них ощущается уверенная и крепкая рука мастера и врождённое чувство композиционной логики.

«…Всё увереннее заявляет о себе мастер лирико-поэтических интонаций, подлинный виртуоз акварельной техники, пейзажист В.Г. Шкалин. Он умеет передать тишину летнего вечера за околицей села и сутолоку колхозного двора, разгул осенней распутицы и вечную тревогу одинокого сигнального створа на Ладоге…» – так писали о его акварелях искусствоведы Л. Брынцев и М. Заут­ренников в юбилейном издании «Художники курского края» (2006 год).

 В акварельных сериях, которые Владимир Шкалин начал создавать почти с начала творческой деятельности, развивается тема пейзажа. В известных акварельных сериях «По Северу» (1976–1986 гг.), «Курский край» (1979–1996 гг.), «По Кольской земле» (1984 г.), «Горячий Ключ» (1986 г.), «Крым прибрежный» (1987–1994 гг.), «Псков» (1990 г.) художник не только фиксирует свои наблюдения, он размышляет и стремится выстроить из отдельных изобразительных фактов сложный, очень точный и конкретный образ природы. Почти все акварели этих серий написаны на натуре, но художник не следует ей тщательно и скрупулёзно, а трансформирует увиденное, стремясь к выразительности своих композиций, что сохраняет жизненность и убедительность листов. Отказываясь от подробностей, которые в какой-то мере могут нарушить стройность задуманного образа, В. Шкалин приходит к условности и обобщённости композиционного решения. Пейзажи серий привлекают живостью, оптимистическим восприятием жизненных наблюдений. За внешней скромностью и простотой его листов ощущается поэтическое видение и одухотворённость.

 

В последние годы художник ежегодно принимает участие в пленэрах живописи по приглашению творческих союзов Брянска, Липецка и Воронежа, которые проводятся в различных районах этих областей. Так, липецкие пленэры организовываются в исторических местах – древнем Ельце, святом Задонске, городе-крепости Усмани, Тербунах, Становом, Лебедяни и петровской крепости Раненбурге. Воронежские «Академические пленэры» связаны с именем русского художника-передвижника И.Н.Крамского, уроженца г. Острогожска. Они проходят на родине художника в живописных окрестностях, где ежегодно работают известные российские мастера, народные художники РФ, академики Олег Савостюк, Любовь Савельева, Владимир Пименов, Раиса Лебедева, заслуженные художники РФ Павел Золотов, Андрей Дубов, Анатолий Костянников и другие.

 Написанные на пленэрах акварели Владимира Шкалина – «Острогожское Белогорье» (2012 г.), «Осенний дворик» (2013 г.), «По земле Острогожской» (2014 г.), «Меловой карьер в Копанище» (2015 г.), «Осень в Н. Осиновке» (2016 г.), «Рамонские мотивы» (2017 г.) – украшают залы многих музеев страны, а также Липецкой и Воронежской областей.

В одном из своих интервью  Владимир Гаврилович говорил:  «…Без пленэров не представляю себя как художник. Смысл работы на пленэре – в ожидании чего-то нового, в развитии мастерства, тренировки художественного видения. Здесь можно экспериментировать, собирать материал для последующих произведений или создавать на листе композиционно решённую картину, уже не требующую дальнейшей доработки в мастерской…»


Цикл акварелей, созданных на этих пленэрах, разнообразен. В них В. Шкалин ставит задачу передать многогранные состояния природы и умело этого добивается, выбирая то ясный, то ветреный, то дождливый день. Он не только любуется природой, но и создаёт реальный мир, преображённый по законам искусства. Используя беглую манеру живописи, работая на натуре, художник организует композицию листа, выявляет структуру изобразительного мотива. Свободной тонкой акварельной живописью он добивается впечатления подвижности и внутренней динамики листа. Широкие мазки, размытость пятен делают эти листы живыми и эмоциональными. Содержательность, поэтичность, умение необычно и свежо увидеть сюжет делают его акварели подлинными произведениями искусства, вызывают восхищение высокими художественными достоинствами.

Преданность своему делу, чёткое понимание профессиональных задач, упорное стремление к совершенствованию мастерства, присущие Владимиру Шкалину, позволяют ожидать от него новых акварельных и графических серий. Щедро наделённый незаурядными природными способностями, он неустанно продолжает их развивать и углублять. Весь смысл жизни художника сосредоточен в искусстве, где проявляются неуёмность его творческой натуры и большой талант.

Луиза Каркавцева,
искусствовед,член Союза художников России,
член Ассоциации искусствоведов России


< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2018

Комментарии пользователей



Последний комментарий