Олег Радин: Портрет на фоне портретов

Основатель первой в Курске частной картинной галереи «АЯ», первого в мире Дня художника и заодно  Ночи художника Олег РАДИН –  о своем тернистом творческом пути, коллекции собственных портретов, о хороших людях и предстоящем юбилее.

Моих изображений – во всех видах и жанрах – у меня уже больше пятидесяти. Даже считать их перестал. Дело в том, что когда придумал и отмечал в галерее первый День художника – это было 9 августа 1993 года, – то объявил конкурс на лучший свой портрет с премией в 500 тысяч рублей (сегодня это совсем другие деньги). И весь зал галереи оказался увешан и уставлен работами с моим изображением – начиная от декоративных шкатулок, каких-то инсталляций и заканчивая ковром. А потом, как только появлялся новый художник, я заказывал ему свой портрет. Ну такая проверка, что ли. Ведь в портрете четко проявляется и сам автор, и его отношение к модели… Сейчас все эти работы в фонде галереи – иногда интересно достать какой-нибудь портрет и посмотреть на свою физиономию. Насколько она была правдиво изображена, и как я изменился. Они хоть и похожи на меня, но все же разные. Я выбрал портреты, которые стали какой-то точкой отсчета для меня.


...1977-й. Я буквально год как начал заниматься живописью. Мне 21. До того не рисовал вообще; учиться пошел в политех, на «металлорежущие станки и инструменты», а на третьем курсе меня прорвало. Вместо того чтобы готовиться к экзаменам, стал писать. И начал именно с портрета. На выставке худграфа меня поразил портрет молодого человека в очках: у него на очках был такой выразительный блик. Я позвал своего друга Сашу Рябкова – он носил очки, отрезал кусок простыни, закнопил его на чертежную доску и всеми красками, которые нашел в доме, написал его портрет, поставив такой же козырный блик. С этого все началось. Потом я уже книжки нашел, начал самостоятельно осваивать рисунок и живопись. Учителей у меня не было. Все сам, сам, сам...

Моя первая экспозиция в 87 году была на одной из выставок, называлась «Встречные лица»: больше двадцати портретов. Я приходил с работы и первым делом брался за бумагу и краску, писал лица, которые видел днем. Мне интересны люди. Когда плохое настроение, просто иду по улицам, вглядываюсь в лица прохожих. Меня это заряжает.

А вот этот портрет – работы Ларисы Саевой – один из тех, которые мне очень нравятся. И не потому, что я там так хорошо выгляжу, а потому, что он замечательно написан: такой живописный, ну чуть ли не Серов…

Это портрет, написанный моим товарищем – художником Игорем Лобачевым (он сейчас в Москве) после нашего возвращения из Псково-Печерского монастыря. Был 1982 год. Мы хотели порисовать, но монастыре не было работы по росписи. Настоятель архиманд­рит Гавриил, с которым мы там познакомились, предлагал мне остаться – петь. Очень ему мой голос понравился…

Из того периода у меня нет ни фотографий, ни автопортретов, и получилось, что этот портрет – единственная иллюстрация кусочка жизни, который много для меня значил.

Одной из первых художниц, которая откликнулась на мой конкурс в честь Дня художника, была Вера Пронина. Она пришла с уже набросанным на холсте фоном, встала перед прилавком, за которым я работал; играла хорошая музыка, мы общались, как-то даже пританцовывали, и вот получился такой живой портрет.

Самый серьезный портрет в моей коллекции – работы Игоря Пичикова под названием «Каждый несет свой крест» .

Мы с Игорем очень дружили, много лет делили одну мастерскую в Свято-Троицком храме, писали вместе некоторые картины. Из всех художников он знал меня ближе всех. И это самый, может, жесткий и критический портрет из имеющихся, но в то же время ярко отражающий то, что я делаю в жизни.

А это один из хохмовых портретов: Элеонора Соболева написала меня в одеждах Ивана Грозного. Что в этом хохмового? А вы обратите внимание на шапочку. Шапочка-то великовата, она так набекрень у меня… Это портрет ироничный, а не от мании величия, как кто-то может подумать…

Последнее в этом ряду пополнение моей коллекции: графический портрет, сделанный гелевой ручкой. Его автор – Александр Веселов, мы устраивали его выставку пару месяцев назад.




… Что-то давно я не писал автопортретов, уже несколько лет. Пожалуй, я знаю, чем отметить юбилей…

Дело в том, что уже много лет отмечаю свой день рождения у мольберта. С 8 на 9 декабря я объявил Ночь художника – раз уж придумал День художника, то должна быть и Ночь, правильно? Это как раз и есть ночь моего рождения. Полагаю, что лучший способ отметить очередной год жизни – написать картину. День рождения – это же для каждого его Новый год! Который, как известно, как встретишь, так и проведешь… А что может быть лучше, чем провести еще один год, занимаясь любимым делом?

Вместе с Олегом Радиным
портреты рассматривала  Алла Ермолина

Редакция журнала  «VIP/Взгляд. Информация. Партнерство» поздравляет Олега Радина с юбилеем!
Олег, мы благодарны тебе за то, что в стенах редакции ты помог создать небольшую картинную галерею из работ курских художников. Она доступна всем, кто приходит к нам.


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 06-2015

Комментарии пользователей



Последний комментарий