Как приручить птицу счастья

...Сколько радостей у детворы! По телеку крутят любимый фильм, во дворе оживленно играют подружки. Но не до развлечений курской школьнице Оксане Носовой: принесли свежий номер красочного журнала «Юный художник», и девочка, забыв обо всем на свете, вчитывается в строки о любимом персонаже ваятелей-лепщиков из народа – о мифическом Сирине: «Прилетала птица райская, пела она песни царские»...

Пройдет время, и многие волшебные существа, только вчера бывшие кусками глины, «оживут» в ладонях Оксаны, и буквально через несколько лет ее имя узнают и запомнят ценители керамики в разных уголках мира. А ученики – уже не Оксаны, а Оксаны Владимировны! – внимая ее учительским наставлениям, будут забывать обо всем на свете, растворяясь в ярком мире творчества…

Девушка с... лопатой

Частицу души художницы несет каждая работа Оксаны Носовой – пряничная избушка, ваза в тончайших прожилках пышного разнотравья или иная поделка, ставшая произведением искусства в руках талантливой керамистки.

Посетители вернисажей всегда по-особенному вдумчиво любуются творениями курянки. Так в чем же секрет, отчего к героине этих строк настолько применимо название одного из немногих фильмов о нашем городе – «В твоих руках жизнь»?

 За ответом спешу в классы Курской детской художественной школы №1, что носит имя самого выдающегося скульптора нашего края – Вячеслава Клыкова. Керамист Оксана Владимировна работает здесь преподавателем скульптуры. Время оказалось в прямом смысле неурочным, и о ее маленьких воспитанниках напоминали только работы на полках стеллажа – от гипсовых драпировок в античном стиле и фрагментов легендарного «Давида» Микеланджело до зверюшек, наделенных неповторимым «характером». Некоторые из изделий и ученическими-то не назовешь, недаром они часто удостаиваются наград на конкурсах, причем не только местных. Двое подопечных курянки – Александра Ивахина и Герман Ляндрес – заслужили губернаторскую стипендию для юных талантов области.

 Рассказывая о себе, Оксана Владимировна улыбается:

– Когда группа в детсадике лепила дымковскую игрушку — барыню, у всех получилось, а моя фигурка... переломилась пополам. Такая досада засела в моей душе, и потому, наверное, хотелось сделать новую – еще лучше! Я всегда была твердо уверена, что стану художником. Помню, дома письменный стол был завален глиной, инструментами, здесь же – ступка чугунная, чтобы стекло на глазурь толочь... Грязь и беспорядок огорчали маму, но она героически терпела – и вот, дотерпелась!

 Шутки шутками, но именно в детстве закладываются основы будущей профессии, что и доказывает пример Оксаны. Каждому, кто занимался лепкой, известно, что это творческое занятие требует гораздо больше физических усилий, чем, скажем, графика или живопись. Глину ведь нужно размять, а сначала порой самому и накопать – и это Оксана проделывала собственноручно. Но теперь, вспоминая пору ученичества, керамист не жалеет о перенесенных тяготах. Она с признательностью повествует обо всех, кто помогал ей профессионально расти. В их числе и ее мама, и ветеран городского Дворца пионеров и школьников Валентина Толмач, и Галина Власова — известная продолжательница многовековых традиций глиняной (в том числе из нашего края — кожлянской) игрушки, и корифей Союза художников, фронтовик Михаил Шорохов (к сожалению, уже ушедший в мир иной). Кстати, это М. Шорохов одним из первых среди профессионалов высокого класса оценил дарование девушки и посоветовал ей, вчерашней школьнице, подать документы в престижный Абрамцевский художественно-промышленный колледж, который расположился в усадьбе легендарного мецената Саввы Мамонтова. Здесь когда-то под его покровительством двигала вперед изобразительное и декоративно-прикладное искусство целая плеяда гениев от Ильи Репина и Валентина Серова до Михаила Врубеля и Виктора Васнецова (имя последнего теперь и носит учебное заведение). Кстати, конкурс тогда составлял четыре человека на место, но Оксана его выдержала! Годы учебы она вспоминает с удовольствием, потому что столько нового она открыла для себя, посещая театр, музеи, вернисажи…

– А правда, – интересуюсь, – что железнодорожную станцию Абрамцево украшает особенная платформа, в виде терема?

– Да, правда. И там даже воздух особенный, – восторгается выпускница знаменитого заведения.

Но воздух воздухом, а без напряженного труда, подобного борьбе сразу с тремя стихиями (глиной, водой и огнем) мастером-художником не станешь. А свидетельствуют о вложенном труде суровые мозоли от черенка лопаты и рабочих инструментов. Поэтому так дорог ей неказистый комок глины, в поте лица добытый в подмосковном карьере, вдруг превратившийся в талантливых руках в изумительный парный порт­рет, напоминающий шедевр собрания Эрмитажа – знаменитую камею Гонзага из драгоценного оникса.

Будет тебе и ванна...

Но вернемся немного назад. Чтобы поступить на отделение скульп­туры в старейшее и авторитетнейшее учебное заведение России, нужно выполнить копию с барельефного орнамента простой формы: розетку, лотос и так далее. Уже первыми самостоятельными работами студентки из Курска мэтры Абрамцевского колледжа Геннадий Дегтярев, Валентина Булыгина, Галина Одинокая и другие видные деятели искусств остались довольны. Забавные и милые сувениры, модели величавых статуй, напольные вазы, кашпо для цветов – во всем чувствовалась рука сложившегося профессионала. Хотя как-то не лепится к хрупкой девичьей фигурке это монументальное «профессионал». Но как же еще выразиться, когда ее изделия украшают выставку в Центральном доме художника – том самом, где хранится половина фонда Третьяковки?!

У заказчиков имели немалый успех статуи по моделям Оксаны, ее изразцы и камины в авторском стиле. Крохотные глиняные игрушки обосновались в петербургском собрании свистулек Исаака Кушнира. Строгие и искушенные искусствоведы рекомендовали работы курянки на известный всей Европе фестиваль в итальянском городе Фаэнца (давшем, между прочим, название фаянсу). А Оксана, окончив «курс премудростей» (даже гончарный круг ей послушен!), вдруг вернулась на малую родину. Столичным заказчикам и организаторам выставок это обстоятельство усложнило жизнь. Зато скульптор Носова обрела еще десятки почитателей своего таланта, причем самых восторженных, – курских мальчиков и девочек. Она трудилась на станции юных техников у незабываемого Евгения Лифшица и в городском центре «Русь» с его неповторимым фольклорным колоритом. А теперь — в ДХШ №1, возглавляемой опытным педагогом Михаилом Малиховым. И всюду ее труд дает удивительные результаты. На ее уроках юные озорники и непоседы вдруг «заражаются» терпением, усердием, вниманием, а из специальной ванны, где хранятся запасы сырья, выходят на свет настоящие чудеса скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Бесформенная глина становится изящными поделками, о которых говорят с восхищением.

Дни мастерицы Носовой насыщены делами: сменяют друг друга заказы, ее приглашают на новые выставки... Выходят в свет книги с ее иллюстрациями. Причем книги необычные. Например, сборник курских сказок (а знаете ли вы, что о Колобке, Козе с семерыми козлятами и о доверчивом Петушке впервые рассказала русским детишкам уроженка нашего города Екатерина Полевая?).

Но любимейшим занятием остаются уроки, на которых Оксана Владимировна передает воспитанникам свой богатый творческий опыт, учит, что нужно делать, чтобы глина «вела себя хорошо». И являются на свет чудесные подсвечники и вазочки, звери и даже птица счастья. А счастье – оно хоть сказочное, хоть взаправдашнее, дается людям, если себя в труде не жалеешь и другим добро несешь. Вот так!

Павел РЫЖКОВ


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 04-2015

Комментарии пользователей



Последний комментарий