Храмы Веры Прониной

Представлять художника Веру Пронину курянам особой нужды нет. Ее изумительными пейзажами и цветами любовались тысячи людей из разных уголков нашей страны и далеко за ее пределами. Она участница нескольких международных пленэров. Побывала в творческих поездках по странам Европы (Болгария, Германия, Бельгия, Франция).

Почитатели ее таланта стараются не пропустить ни одну из выставок Веры Михайловны. Они нисколько не сомневаются, что и каждый вернисаж с ее участием, где работы художника неизменно занимают свое достойное место, – это всегда праздник для души. Ее произведения украшают картинные галереи и музеи Курска, Калининграда, Рязани, Украины, частных собраний России и за рубежом.

Наша встреча с Верой Михайловной произошла на Страстной неделе, в Чистый четверг, и словно бы предопределила тему разговора: у каждого из нас своя дорога к Храму. Мыслящие люди в поисках ответа на вопрос «Для чего мы живем?» всегда возвращаются к духовности. И пусть при этом они использовали разные по звучанию слова (Космос, Вселенский разум, Всевышний) для обозначения центра вселенной, но, по сути, говорили об общем содержании своего внутреннего мира и своих духовных поисках. О том, откуда мы пришли, о нашем месте в этом мире, о том, что основу всего, как ни крути, составляют Вера, Надежда, Любовь.

В не столь далекие от нас времена, когда советское государство смотрело на Церковь не слишком-то одобрительно, на пленэрах и сама Вера Михайловна, и ее ученики часто рисовали храмы. Высокие чиновники, оценивая готовые картины, откровенно морщились:

– Ну как вы, советский человек, можете изображать на своих холстах церкви?

Ей же хотелось ответить вопросом на вопрос:

 – А как, по вашему мнению, художник может пройти мимо такой красоты? В любом населенном пункте, большом ли, малом ли, храмы всегда строили на возвышении, в самом красивом месте. И даже не касаясь тем веры и мироздания, остаться к этому равнодушным невозможно.



Сегодня известный художник даже примерно не сможет сказать, сколько на ее полотнах русских храмов. Это и хорошо известные в столице соловьиного края церкви – Ахтырская, Никитская, Троицкая, Знаменский собор и главный собор Москвы белокаменной – храм Христа Спасителя, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, монастырь Коренная Пустынь. И еще множество церквей и церквушек в российской глубинке. То величаво и гордо предстают они перед взором зрителя, то чуть угадываются среди пышной зелени леса, то маячат путеводной звездой где-то там за рекой… Их действительно на картинах множество, и у каждого своя судьба, своя история, сопутствующая созданию вдохновенного живописного полотна.

К примеру: прежде чем приступить к написанию храма Христа Спасителя, Вера Михайловна очень долго выбирала нужную точку видения. Нашла, как ей показалось, идеальное место. Вдохновенно работала несколько часов. А когда пришла на следующий день, поразилась: именно на ее месте сидел другой художник. Вот так у них на сто процентов совпало видение будущего полотна!

Работать, как говорится, она предпочитает с натуры, чтобы передать на холсте не только цвет и колорит, но и сочинить композицию, что-то «отодвинуть» или, напротив, приблизить к зрителю.

Да, храмов не счесть. Но она прекрасно помнит то состояние, когда снизошло озарение. В очередной раз шла мимо уникальной церкви в городе ее детства – Льгове. В какой-то момент захотелось взять этюдник и писать то, что видишь перед собой. Так она и сделала.

Это озарение и есть та самая божественная искра, без которой не может состояться ни один художник (в мире искусства принято говорить о профессии в мужском роде: поэт, художник, журналист, музыкант). Открываю альбом с ее картинами. И взор буквально приковывает холст, написанный в 1987 году (только-только в стране повеял ветер перемен), – «Голгофа» (холм в окрестностях Иерусалима, на котором, согласно Священному Писанию, был распят Иисус Христос). Писала картину Вера Михайловна по наитию, вспоминает, что старалась представить, как это было: бесконечная дорога, крест на горе, яркие всполохи на небе. Много позже открыла Евангелие и прочитала эту сцену распятия Христа. Все так и было. И петляющая среди холмов дорога, по которой он шел в свой последний путь, и крест, виднеющийся издалека, и огненно-желтое солнце с багровыми всполохами...



Годом позже еще одна работа из той же серии – «Феофан Грек и Андрей Рублев». Одухотворенное лицо, над головой словно бы нимб и зажженная свеча в руке – как символ того, что внутренний свет – свет от Бога! – озаряет наш жизненный путь. К сожалению, не всегда мы понимаем это. И произносим всуе имя Господа. Да и грешим, и богохульствуем. Но когда, что называется, прижмет, искренне возносим к нему свои пусть и неумелые молитвы, главный смысл которых: «Спаси и сохрани».

Задуматься о суетном и вечном заставляют и другие полотна – «Рождественские свечи» и «Золотые купола». На первой картине мастера в старинных бронзовых подсвечниках весело потрескивают свечи в языках пламени. Они не плачут: огонь яркий и чистый, в его отблесках угадываются и очертания синих маковок – тех самых, что разбросаны по всей необъятной Руси, и абрисы верующих, пришедших в храм на Великий праздник – Рождество Христово. И чем больше вглядываешься, тем отчетливее звучит в душе неповторимая музыка одного из Рождественских гимнов:

Ночь тиха, ночь свята,
Счастья ждут все сердца...
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит,
И сияет красой...

На второй картине – купола, уходящие в огромное синее небо. Как символ возрождения духовной жизни страны, в которой еще свежи в памяти людей времена, когда по велению власть имущих храмы разрушали, превращали то в мастерские, то в помещения для скота, то в склады или же в кинотеатры, сельские клубы и т. п.

И еще поворот темы: из учебника истории мы знаем, как в годы Петровских реформ сбрасывали с церквей колокола, переплавляя их для нужд армии в пушки. Разве это не парадоксы истории?! Заповедь Христа – «Не убий», а по людской воле колокола, бывшие частью храма добра и любви, становились орудием убийства! Воистину: «Прости им Отче, не ведают, что творят».

Война, в каком бы веке она ни происходила, – всегда трагедия. Разрушенные города, исковерканные судьбы, бесценные человеческие жизни, брошенные на алтарь победы… Не обошла она стороной и семью Прониных.

Вера Михайловна родилась в дружной семье (кроме нее, у родителей было еще двое детей) в далеком 1941‑м, всего за несколько месяцев до начала Великой Отечественной. Отец – Михаил Евтропович Пронин – кадровый офицер. Он храбро сражался, за что был награжден орденом Ленина. Гвардии майор, командир авиаэскадрильи М.Е. Пронин погиб в 1943 году при выполнении боевого задания: самолет сгорел в небе…  И было ему всего 32 года.

Но об отце Вера Михайловна знает только по рассказам близких да фотографиям – одна из них стоит на почетном месте в ее творческой мастерской. Коснувшись темы войны, ощущаем всю ее бесчеловечную тяжесть. Молчим, каждая о своем. Печально и чуть тревожно звучит в мастерской тихая музыка, напоминая о том, какая хрупкая наша жизнь! Итог один – дорога в Вечность. Чтобы пройти ее достойно, достаточно всего лишь соблюдать десять заповедей. Так мало. И так много!

 Интересуюсь, как сегодня относятся власть предер­жащие, представители Церкви и рядовые зрители к картинам, когда государство более чем лояльно к РПЦ. И слышу в ответ, что в большинстве своем – позитивно. Стражи порядка, к примеру, когда Вера Михайловна работает над созданием нового полотна, могут подойти и вежливо поинтересоваться, что она за человек, для чего на протяжении нескольких часов находится вблизи главного храма страны? Удостоверившись, что Пронина – член Союза художников, вопросов больше не задают: у каждого своя работа. Священнослужители охотно дают благословение на написание полотен. Иностранцы молчаливо наблюдают за творческим процессом: им в нашей стране все интересно, и отношение к религии не исключение.


Самые строгие критики, по мнению Веры Михайловны, – старушки – богомолки. Они оценивают картину, дают советы, с какой точки лучше рисовать, видят недостатки, ускользающие от глаз невоцерквленных людей («А вот здесь ты, дочка, не досмотрела чуток, а деталь-то важная!»).

Говорить на религиозные темы непросто, слишком уж тонкая материя: религия, вера, Всевышний. Но этот позыв, безусловно, есть в душе каждого человека, только один понимает и принимает божественное начало, что называется, безусловно, а другому нужно время, чтобы понять и принять. Художник говорит и на эту тему своими картинами. И мастерство его в том и состоит, чтобы суметь передать то, что живет в его сердце, зрителям.

Глядя на картины Веры Прониной, чувствуешь, как она разговаривает с нами на сокровенные темы. Ненавязчиво, мягко, деликатно, если хотите. И готова поделиться радостью открытия мира, где есть милосердный и всепрощающий Бог. Поэтому хочется не только любоваться красотой русских храмов, но и отворить их двери. Войти.

Да, у каждого из нас своя дорога к Храму.

В гостях у художника побывала
Александра ЧЕРНЫХ


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 02-2015

Комментарии пользователей



Последний комментарий