Анна ЛИТВИНЕНКО: Без национальной культуры нет нации

Когда-то Надежда Плевицкая привозила на свою родину друзей. Среди них были весьма именитые. Сегодня имя этой замечательной певицы собирает в Курске музыкантов из самых разных уголков России то на фестиваль, то на конкурс.

Среди почетных гостей нынешнего фестиваля была Анна ­Литвиненко, народная артистка России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, певица, бесконечно преданная народной песне. Ее концерт стал лучшим подарком многочисленным поклонникам русской песни.

Анна Павловна трижды была членом жюри вокального конкурса имени Надежды Плевицкой, дважды возглавляла его, непременно приедет судействовать и на будущий год. Примечательно, что эстафету на этом поприще она приняла от Александры Стрельченко, причем по ее личной рекомендации. Надо сказать, что Александра Ильинична высоко ценит талант Литвиненко. Вот какие слова она адресовала ей: «Обожаю тебя, Анна, за твои человеческие качества, верность жанру. Люблю за легкость и солнечность твоего таланта».

Корреспондент журнала «VIP» встретился с Анной Литвиненко, чтобы задать несколько вопросов о нашей землячке Надежде Плевицкой, конкурсе и вообще о народной песне.

– Анна Павловна, в вашей профессиональной судьбе Надежда Плевицкая сыграла какую-то роль?

– Ее роль несомненна в судьбе каждого исполнителя нашего жанра, ибо она совершила своего рода революцию в судьбе самой русской народной песни, вынесла ее из глубин крестьянского быта на сцену. Сохранив почвенность, корни, Надежда Васильевна достигла необычайных исполнительских высот. Кроме того, она умело обрабатывала песни, делала их более содержательными, пригодными для сценического исполнения. Ведь традиционная русская песня может иметь и сорок куплетов: люди сидят за столом и «сказывают». А она извлекала соль, сохраняя суть, сюжетность в компактной форме.

– А в ваш репертуар как давно пришли песни Плевицкой?

– Давно, можно сказать, с самого начала сольной певческой карьеры. Хотя пришли они ко мне не напрямик, а через Русланову, Зыкину, Стрельченко. Ведь имя Надежды Плевицкой по идеологическим соображениям долгое время было в забвении. Александра Ильинична Стрельченко первой сделала большую программу из ее песен, не упоминая, однако, имени, подарила им новую жизнь. Велика заслуга в популяризации Плевицкой вашей землячки Надежды Крыгиной, сделавшей программу с оркестром Осипова.

– Анна Павловна, знаю, что у вас напряженный гастрольный график. Вы не только всю Россию объехали с концертами, но и на всех пяти континентах побывали. Русскую песню любят в мире?

– Очень любят. Иногда даже больше, чем на родине. К сожалению, приходится констатировать недостаточное внимание в России к своей исконной, корневой музыке. Телевидение народников откровенно не жалует. Приведу один эпизод из собственной биографии. Я, вообще-то, не придаю большого значения рекламе, самопиаром не занимаюсь. Мне это просто не нужно: есть преданный слушатель, профессиональная востребованность (ученики в академии, частые приглашения в жюри различных конкурсов), гастроли. Но некоторое время назад, готовясь к юбилейному концерту (который, кстати, проходил в зале Чайковского, лучшем в Москве, пела я в сопровождении оркестра народных инструментов имени Осипова, дирижировал Николай Николаевич Калинин), решила все же позвонить на телевидение, канал «Культура», и предложила им готовый получасовой фильм. Знаете, что мне ответили? «Нам русская песня не интересна».


– Вот уж от «Культуры» никак такого не ожидала. Тем более что канал-то государственный!

– «Не формат» – вот что слышат народники на ТВ, а в последние годы – и на радио. Для того чтобы все же попасть в эфир, надо как минимум добавить чуточку эпатажа. Об этом как-то откровенно говорила уважаемая мною Надежда Бабкина. А молодежь, которая видит это по телевидению, воспринимает как норму, образец для подражания. Казалось бы, аксиома: без национальной культуры нет национального самосознания. С высоких трибун много говорится о поисках национальной идеи, а грамотной пропаганды национального искусства нет. Для того чтобы русскую народную песню любить, ее надо слышать с самого раннего детства! А она очень мало звучит.

– Но интерес к народной песне все же не иссякает? Вы много лет преподаете в Гнесинке. Не стало ли меньше желающих обучаться работать в вашем жанре?

– У меня стабильное количество учеников: шесть-семь. Но это обусловлено не отсутствием желающих учиться, а моими возможностями. Педагогическая деятельность у меня не основная, много сил и времени требуют концерты. А желающих заниматься много. Часто просят хотя бы прослушать, дать два-три урока. В России много вузов, колледжей, где учат народному пению, и абитуриентов в них предостаточно.

– Анна Павловна, а конкурсы, которых сейчас довольно много, способствуют популяризации настоящей русской народной песни?

– Да, конечно. Конкурсанты хотя бы друг друга слышат, сравнивают, приобретают новые знания, узнают новый репертуар. Члены жюри, как правило, выступают на открытии или закрытии. Я тоже непременно пою для участников конкурса. Кроме того, конкурсы, как правило, включают мастер-классы. И пусть это всего час-полтора занятий, они поднимают планку, пробуждают интерес. Очень важны «круглые столы», которые проводят члены жюри с педагогами конкурсантов по итогам творческого состязания. На них речь идет о выборе репертуара, о поведении на сцене, о концертных костюмах. Да-да, и о костюмах тоже. Сейчас тканей всяческих много, порой так оденутся, что за блеском мишуры исполнителя не видно.

Много проблем с выбором песен для конкурса. Советуем не брать заезженное, запетое. В концерте пойте, пожалуйста, то, что публика любит, популярное, растиражированное. А для конкурса найдите свое. Может быть, песни своего края, сделайте аранжировку – и пойте! Глядишь, подарите им новую жизнь, как делала когда-то Надежда Плевицкая.


– А у конкурса ее имени есть какие-то черты, отличающие его от прочих?

– Вот имя как раз и отличает. По условиям конкурса непременно должно исполняться произведение из ее репертуара, независимо от того, солист или ансамбль, мужчина или женщина. А чтобы выбрать что-то для себя, много прослушать надо. Хочешь – не хочешь, займешься самообразованием. А заодно и репертуар расширишь. Надо сказать, что конкурс имени Надежды Плевицкой, несмотря на относительную молодость, стал весьма популярным среди молодых исполнителей народной песни, многие хотят участвовать, а победа в нем – весомый плюс в исполнительскую биографию.

– Есть сторонники и поклонники аутентичного исполнения народной песни, есть приверженцы современных аранжировок, порой смелых до сомнительности. Что по этому поводу думаете вы?

– Вот буквально на днях я прилетела из Краснодара, и там Виктор Гаврилович Захарченко, руководитель прославленного Кубанского хора, проводил мастер-класс, где говорил и о своем видении проблем нашего жанра. Он высказал точку зрения, которую я разделяю полностью. Если записать в селе песню, которую исполняют бабулечки (как это делают участники фольклорных экспедиций), и в таком виде преподнести ее широкой аудитории, она не найдет отклика. Задача руководителя коллектива, исполнителя придать песне такое звучание, которое понятно и интересно современному слушателю. Не теряя, конечно, чувство меры.

– Анна Павловна, в свой недавний приезд в Курск вы пели с нашим оркестром народных инструментов. Что вы можете сказать о нем? Вам ведь, как говорится, есть, с чем сравнивать, выступали со многими замечательными коллективами.

– Очень хороший оркестр, высокопрофессиональный, по-настоящему филармонический. Мне понравилось с ним работать. С одной репетицией весь концерт отработали без единого сбоя. Я пела восемнадцать произведений, это не так просто. С руководителем Павлом Николаевичем Горбуновым очень легко: он отлично чувствует природу песни, у него доступный жест и для оркестрантов, и для солиста. Я очень довольна этим концертом. Был полный зал, была хорошая отдача публики.

– Что ж, надеюсь, это не последний опыт сотрудничества с нашим оркестром. А куряне будут с нетерпением ждать новых встреч с вами.

Беседовала
Людмила ТРЕТЬЯКОВА
г. Москва


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий