Свет музыки

Курский музыкальный колледж-интернат для людей с патологией зрения празднует в ноябре 2014 года юбилей. Таких уникальных учебных заведений в мире раз, два и обчелся, они есть только в Праге и у нас, в соловьином крае.

За 60 лет работы образовательного учреждения более двух тысяч выпускников реализовали себя в мире музыки. Благодаря им сегодня курский колледж известен именами лауреатов международных конкурсов, солистов профессиональных филармонических коллективов, преподавателей. В их числе председатель КРО ОООИ Российской ассоциации студентов и специалистов В.В. Твердохлеб, заслуженные работники культуры России И.И. Холявченко, П.В. Дудошников и другие. В Курск приезжают молодые люди от 16 до 30 лет, чтобы, не имея физической способности видеть, на ощупь войти в мир звуков, познать гармонию, найти свой путь в музыке и, может быть, провести по нему других.

Заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, почётный работник Минтруда России, директор Курского музыкального колледжа-интерната слепых Станислав ПОПКОВ убежден: музыка способна менять качество жизни человека.

– Каждый гражданин нашей страны обязан получить начальное музыкальное образование, представление о прекрасном, раздвинуть границы собственной личности, – считает Станислав Георгиевич. – Тогда и в подъездах будет чище, и страна станет успешнее. А для людей, лишенных зрения, музыка – фактически новая среда обитания. Поэтому у них должно быть как можно больше возможностей в этом большом мире.

Директор с гордостью показывает, в каких условиях обучаются и живут воспитанники колледжа. Учеба проходит в 11 аудиториях для групповых и 33-х классах для индивидуальных занятий. Здесь прекрасные фонотека и библиотека, оборудованная специальной компьютерной лупой, брайлевскими нотными сборниками, которые при необходимости колледж печатает на особом принтере. Для творчества слепых музыкантов созданы кабинеты звукозаписи и компьютерной аранжировки – гордость руководителя. В колледже два концертных зала. Малый – почти на 60 мест и большой – на 200. Такому помещению, оборудованному современной техникой с учетом особенностей учащихся, концертному роялю марки Bechstein позавидуют многие музыкальные учебные заведения не только нашего города. Даже мастерские по ремонту музыкальных инструментов – собственные. В них работают: преподаватель Алексей Терещенко, которого Попков в шутку называет «человек-фабрика», безукоризненный настройщик Александр Рыбчинский, тонкий мастер Александр Маров. Они не только возвращают к жизни расстроенные инструменты, но и создают новые. На гусли, которые изготовил Терещенко, очередь из столицы.


Станислав Попков, подтверждает: у него (именно так говорит руководитель о возглавляемом колледже) есть все. Откликается на просьбы профильное министерство, а год назад после концерта в Москве перед премьер-министром Дмитрием Медведевым, сотрудниками Минтруда и Мин­здравсоцразвития РФ колледж получил средства от спонсоров. На эти деньги были приобретены новые музыкальные инструменты. Переходя из класса в класс, убеждаешься, что инструментальная база уникальная. Здесь можно научиться играть на инструментах, представленных в симфоническом, духовом и народном оркестрах. Каждый ученик имеет возможность учиться, готовиться к выступлениям.

В колледже созданы необходимые для незрячих людей условия. Действует служба профессиональной, социально-бытовой и медицинской реабилитации. Кроме традиционного здравпункта, есть собственный ингаляторий, кабинет стоматолога, работает терапевт, создан кабинет психологической разгрузки, с которым сотрудничают аспиранты и ученые КГУ, КГМУ. Станислав Георгиевич шутя называет себя «ФСС для студентов» – у него все есть!

К сожалению, люди с ограниченными возможностями по зрению не так легко учатся музыке, как принято считать, особенно если являются инвалидами с рождения. Овладение нотной грамотой, игра в оркестре, даже навык правильной посадки за инструментом, формирование образного мышления и профессионального чувства ритма даются им труднее, чем зрячим. Тем не менее Станислав Попков подтверждает, что абсолютный внутренний слух часто встречается именно у слепых музыкантов. Стала байкой история одного абитуриента, который при поступлении в колледж поправил профессора. Тот, нажав клавишу, попросил поступающего спеть «ля»:

– Это не «ля», – ответил абитуриент. – Это «соль диез».

И, действительно, старый инструмент намеренно так настроили, что привычная «ля» опустилась на полтона ниже, то есть уменьшилось количество колебаний звука. И люди с абсолютным слухом в состоянии различить число вибраций ноты, определить ее. Еще совсем недавно, когда не было микрофонов для усиления отдельных инструментов в оркестре, выделить солиста можно было именно так – увеличив количество колебаний звука на инструменте.


Уникальных учеников в колледже всегда хватало. Но, как известно, без умного, тонкого и понимающего мастера неограненный алмаз не станет бриллиантом. Оправа, то есть обучение, дорогого стоят. Сегодня в колледже около 40 преподавателей. Большинство из них – заслуженные работники культуры, среднего профессионального образования и соцзащиты населения РФ, кандидаты педагогических наук, есть член Союза писателей России. К 60-летию учебного заведения звания «Почетный работник среднего профессионального образования РФ» удостоен баянист Юрий Баяндин, который передает свое мастерство новому поколению исполнителей, как и Владимир Старосельцев, Анна Грибачева, Людмила Дорошевская, Вячеслав Нарыков, Ренат Джунусов, ставшие заслуженными работниками Всероссийского общества слепых, и другие. Более 62 процентов преподавательского состава имеет высшую квалификационную категорию. В колледже работают уважаемые преподаватели со стажем более 40 лет и довольно молодые педагоги, вчерашние выпускники. Некоторых пришлось собирать по всей стране. По приглашению Станислава Попкова переехал из Воронежа Юрий Алексеевич Вродливец, имя которого для курской публики связано с филармоническим ансамб­лем «Мозаика», как и Олега Овчаренко, коллеги Попкова. Один открывал класс балалайки, другой – гитары. В оркестровом классе царствует Махмут Габдуллович Яруллин, который уже 36 лет обучает воспитанников инструментовке, изу­чает с ними оркестровые партии. Более 10 лет преподает хоровые дисциплины Олег Иванович Рыльцов. На каждый его вздох, не только на звук голоса, отзываются ученики.

С 1954 года, когда в Курске на базе музыкальной школы для военноослепших Великой Отечественной войны было создано музыкальное училище-интернат слепых, почти до 90-х годов здесь можно было учиться только на одном отделении – народных инструментов. Новый этап развития начался, когда на должность руководителя был назначен Станистав Георгиевич Попков. Благодаря работе с кадрами, таланту менеджера воспитанники получили возможность обучаться по трем специальносям: исполнительское искусство, хоровое дирижирование и вокальное пение. Студенты могут освоить практически любой инструмент, представленный в симфоническом, духовом или оркестре народных инструментов. Менее чем за четыре года обучения незрячие, которые иногда не имеют даже начальной музыкальной подготовки, получают настоящую профессию и могут преподавать в школах искусств, работать в клубах или домах культуры, руководить коллективами народного творчества. Поэтому в Курск съезжаются музыкально одаренные инвалиды по зрению со всей России, из Украины, Беларуси, Казахстана. Ежегодно трое из четырех выпускников получают работу по специальности или продолжают обучение в музыкальных вузах России – Нижегородской и Новосибирской консерваториях, Воронежской и Дальневосточной академиях искусств, Арктическом и Орловском институтах искусств и культуры. Но чаще они выбирают для дальнейшего образования Государственный специализированный институт искусств. Это очень высокий показатель эффективности работы колледжа.

Такую планку – учебу в музыкальном вузе – курские преподаватели задают своим воспитанникам-первокурсникам. Чтобы достичь ее, ребятам надо научиться конкурировать не только между собой, но и со зрячими исполнителями.

– Конкурентоспособность – это конечная цель обучения в нашем колледже, – говорит Станислав Георгиевич. – Этому надо научиться. Мы учим учиться. Такие победы над собой даются огромным усилиями воли и трудолюбием. Слепым музыкантам было бы легче, если бы они имели возможность начинать обучение со школы искусств.

Станислав Попков убежден, что музыкальное образование, как и любое другое профессиональное, должно быть трехступенчатым: музыкальная школа – колледж – вуз. Поэтому до сих пор не может согласиться со статусом учебного заведения дополнительного образования для школ искусств.



– На долгое время современная культура потеряла начальный образовательный уровень подготовки будущих музыкантов, когда назвали его дополнительным образованием, – считает он. – А ведь школам искусств отведена колоссальная роль в формировании будущей исполнительской элиты. Из огромного числа увлекающихся, способных, одаренных детей надо выявить талантливых, заинтересовать их, приобщить к миру музыки. И не потерять этих ребят.

Я очень рад, что в последнее время приходит осознание необходимости этого самого дополнительного образования, меняется роль и статус преподавателей, отношение родителей и государства к школам искусств.

При школе искусств №1 им. Г.В. Свиридова в Курске создана группа детей с патологиями зрения, которые получают начальные музыкальные навыки. Благодаря директору школы Ларисе Широбоковой была реализована давнишняя мечта Станислава Попкова о преемственности подготовки слепых музыкантов. Малыши с восторгом смотрят на старших «коллег», выступая с ними на сцене колледжа. Звездой этого учебного заведения стал выпускник прошлого учебного года аккордеонист Владимир Власюк, покоривший высоты многих конкурсов. Женившись в Курске, став молодым отцом, он теперь готовится к поступлению на следующий год в музыкальный вуз.

Анна Князева, также выпускница 2014 года, лауреат областного конкурса «Новые имена», обладательница Гран-при фестиваля «Студенческая весна соловьиного края», блистала в концертной программе XI Паралимпийских зимних игр в Сочи, в недавнем концерте, который состоялся в Москве с участием легендарного Дмитрия Хворостовского. В нынешнем году Анна стала студенткой Ростовской консерватории.

Воспитанники колледжа приняли участие в 50-ти конкурсах и фестивалях в России, Белоруссии, Чехии, Германии. В кабинете Станислава Георгиевича несметное число грамот, дипломов, благодарственных писем. Такой «иконостас» создан не из тщеславия – колледж и без того вне конкуренции. Попков считает, что каждая награда – след на большом пути учебного заведения. Одна из последних – благодарность президента олимпийского оргкомитета «Сочи-2014» Д.Н. Чернышенко всем коллективам Курского музыкального колледжа-интерната слепых.

Прошедшие осенние дни были самыми напряженными для студентов и бывших воспитанников колледжа – они готовились к юбилейному концерту, посвященному 60-летию учебного заведения. Сцена большого концертного зала alma mater – безбарьерная среда, объединяющая мир обычных людей и необыкновенных музыкантов, которые становятся для большинства зрячих профессиональными поводырями в мире музыки.

Екатерина ГОРНОСТАЕВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий