Игумен земли русской

Только преподобный Сергий Радонежский  носит такое имя, ибо  он духовный наставник  всей Руси. В этом номере журнал  «VIP/Взгляд. Информация. Партнерство» продолжает проект «Духовные святыни», посвященный преподобному Сергию Радонежскому, 700-летие которого отмечает в нынешнем году православный мир.

Впрочем, не только православный. Этого святого почитает католическая и протестантская церковь. И даже люди, считающие себя атеистами, знают его имя и деяния. Несколько лет назад СМИ предприняли попытку составить, выражаясь современным языком, рейтинг русских святых. Так вот, первую строчку в нем, безусловно, и с большим отрывом занял именно Сергий Радонежский. Вторую, кстати, наш земляк – Серафим Саровский.

Но вернемся к удивительному юбиляру. Почему именно он так любим, почитаем, известен?

Он не был богословом, знаменитым оратором или высокоученым писателем, поражающим умы читателей или слушателей глубиной своей мысли. Людская слава не прельщала великого подвижника, он стремился к уединенной жизни и был образцом иноческого смирения. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексием, и тот на склоне лет призвал его к себе и просил принять Русскую митрополию. Но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Богатые и бедные, образованные и безграмотные, князь и простой крестьянин шли к нему за советом и помощью.

В сознании соотечественников преподобный Сергий прочно связан с избавлением от татаро-монгольского ига, становлением российской государственности. Казалось бы, каким образом простой монах, не облаченный властью, не берущий в руки оружия, мог воздействовать на судьбу Отечества?

Как гласит предание, князь Дмит­рий, преданный своими недавними союзниками, оказался один на один с надвигавшимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями. Нуждаясь в моральной поддержке и благословении на борьбу с врагами, он отправился к Сергию. Великий старец ободрил князя и предрёк ему победу.

Но, может быть, еще большее значение имело то, что Радонежский чудотворец был удивительным миротворцем.

 Как известно, вся жизнь преподобного прошла под знаком служения Пресвятой Троице. А Троица являет собой абсолютное Божественное единство. В XIV веке на Руси царили взаимные разделения, не хватало единства, и потому не было сил преодолеть общественные потрясения. Епифаний Премудрый, ученик и автор Жития Сергия Радонежского, пишет, что тот посвятил свой храм Троице, дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. Для русского человека храм, посвященный Троице (ныне Троице-Сергиева лавра), становился символом единения, братства, внут­реннего укрепления.

Кроме Троицкого монастыря, Сергий Радонежский   основал Благовещенский   на  Киржаче,  Старо-Голтувин близ Коломны, Георгиевский на Клязьме, Высоцкий монастырь. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников, которые, в свою очередь, основали более 40 обителей.

Всю жизнь Радонежский-подвижник стремился к установлению евангельских, братских отношений между людьми. Не раз покидал он обитель, совершая миротворческие походы с тем, чтобы вразумить князей и заставить их прекратить гибельные для страны усобицы.

Заложенная им духовная традиция прошла сквозь века. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг спасутся» – это слова другого великого российского святого Серафима Саровского, детство и юность которого прошли на нашей Курской земле. Куряне, конечно, знают, что Сергиево-Казанский собор строили родители Прохора Мошнина, имя которого – в постриге Серафим – известно сегодня каждому верующему человеку. Но еще одна встреча с ним на страницах нашего журнала, вероятно, не будет лишней. 

На Курской земле всегда были сильны традиции православия. Неслучайно подарила она миру немало талантливых художников, скульпторов, композиторов, в чьем творчестве так отчетливо прослеживается стремление служить Богу и Отечеству. Среди них известный всему миру скульптор Вячеслав Клыков: в октябре текушего года великому мастеру исполнилось бы 75 лет. А Коренная пустынь – один из главных духовных центров России.

700-летие преподобного Сергия Радонежского заставляет еще раз перелистать страницы российской истории, задуматься о том, кто мы и чьи идеалы наследуем, испытать чувство законной гордости за свое Оте­чество, попытаться разобраться в том, что есть русская национальная идея.

А преподобный Сергий не только был, он есть, он остается с нами. Всякая страдающая душа, обращающая к нему свои просьбы, изливающая надежды и горести, услышана и утешена. До сих пор игумен земли русской остается для верующих тем же, чем был для них и во время земной жизни.


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 05-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий