Анатолий Стрелков: Это не должно повториться!

Первого августа в России будет отмечаться 100-летие со дня Первой мировой войны. Продолжавшаяся более четырех лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 года), она захватила в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, привела к крушению могущественных европейских государств и, как следствие, к волне революций. Но, несмотря на это, долгие годы оставалась «белым пятном» в общественном сознании.

О малоизвестных страницах той далекой войны и о том, к каким последствиям может привести забвение исторической памяти, беседа с политологом, кандидатом исторических наук Анатолием Стрелковым.

– Анатолий Тимофеевич, как случилось, что Первая мировая война, которая по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории, оказалась в забвении?

– Сегодня мало кто знает, что Первая мировая война, в которой принимала участие и Россия, официально была провозглашена Второй Отечественной. Для определения смысла той войны некоторые современники предлагали употреблять слово не «Оте­чественная», а национальная или исторически-национальная на том основании, что Россия в своем развитии вышла «за пределы племенного своего бытия и стремится к мировой роли». Впрочем, существовала и другая точка зрения на сей счет. Большевики, например, считали, что эта война – империалистическая, грабительская, и потому желали поражения царскому правительству, превращения войны империалистической в гражданскую. Так и случилось. Потому Первая мировая осталась «затертой в памяти потомков».

– А почему Россия втянулась в вой­ну, начавшуюся далеко за ее пределами? Какая цель преследовалась?

– Второго августа 1914 года, на второй день войны, был опубликован высочайший манифест, в котором отмечалось, что Россия, следуя своим историческим заветам, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. После того как Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования и поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда, Россия приняла вынужденные меры предосторожности, начав переводить армию на военное положение. «Но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров», говорится в тексте манифеста. Германия же стала требовать немедленной отмены этих мероприятий и, встретив отказ, объявила России войну.



Далее император Николай II четко и недвусмысленно сформулировал цели войны: «Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди Великих держав».      

В сообщениях из Святейшего синода говорилось, что началась всеевропейская, а для нас Великая Отечественная война.

– Есть ли сведения об участии в вой­не жителей Курской губернии?

– Согласно архивным данным мобилизация в Курской губернии прошла на высоком уровне, на военную службу было принято более 18 тысяч человек. В 2015 году состоялись три досрочных призыва, и в армию ушло около 127 тысяч курян, т.е. каждый 40-й призывник, отправлявшийся в империи на фронт, был нашим земляком.

Показательно, что куряне на протяжении всей войны старались поддерживать участвовавшие в боях соединения, которые отправились на фронт из губернии. Так, курский губернатор уже в середине декабря 1914 года послал на передовые позиции рождественские подарки для вручения героям-солдатам 44-ой и 79-ой пехотных дивизий и 21-го мортирного артиллерийского дивизиона. Это были сухие колбасы, копченая ветчина и соленое сало, сухари, чай, сахар, кофе, табак, папиросы и теп­лая одежда. Аналогичные посылки были отправлены воюющим войскам курского гарнизона и в 1915 году.

Следует отметить, что отправление подарков для действующей армии стало мероприятием общегосударственным. Министерством путей сообщения по этому поводу был издан специальный циркуляр, который предписывал организовать особые подарочные поезда и направлять их на театр военных действий. Причем город Курск наряду с Петроградом, Москвой, Орлом, Харьковом и Екатеринославом был определен в качестве распределительного пункта, где учреждалось Бюро рождественских подарков.

– Первая мировая принесла странам-участницам неисчислимые человеческие жертвы. Количество погибших, включая мирных жителей, превышает 20 миллионов человек. Еще больше было раненых…

– И куряне оказывали им неоценимую помощь. В Курске было развернуто большое количество госпиталей. Не случайно в ноябре 1914 года сюда пожаловал император Николай Александрович.           После необходимых официальных ритуалов, пообщавшись с руководителями губернии и общественностью на Ямском вокзале, государь отбыл в Знаменский собор, где ему была вручена копия чудотворной иконы «Знамение» Божией Матери и отслужен краткий молебен.

Затем император начал объезд госпиталей. Первым по пути следования был дворянский госпиталь, оборудованный на средства курского дворянства для 75 офицеров и нижних чинов, который находился под опекой супруги губернского предводителя дворянства княгини Н.В.Дондуковой-Изъединовой. Потом он проследовал в лазарет на 26 кроватей, устроенный крестьянскими кредитными товариществами в лечебнице общества курских врачей, располагавшейся на ул. Золотой. Далее маршрут высокого гостя пролегал в сводно-военный госпиталь, размещенный в здании Мариинской женской гимназии, и в земский госпиталь, устроенный в здании губернской земской управы. Как отмечали местные СМИ, его величество «изволил осчастливить раненых высокоучастливой беседой и награждением медалями».

А в декабре Курск вновь принимал высокопоставленных особ. На этот раз в древний город прибыли ее императорское величество государыня императрица Александра Федоровна и великие княгини Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна, которые предстали перед курянами в простых одеждах сестер милосердия. Высокие гости посетили размещенный в здании губернского правления военный госпиталь №74 и его отделение в хирургическом бараке земской больницы, а также госпиталь Курско-знаменского общества Красного Креста. Они «обходили раненых и больных героев, милостиво расспрашивали их, где и при каких обстоятельствах они были ранены и как чувствуют себя в настоящее время». При прощании, желая всем быстрого выздоровления, императрица собственноручно дарила им на память образки.

Свой вклад в организацию лечения раненых внесло и православное духовенство. Уже через два месяца после начала войны в Курске по инициативе и благословению местного архиерея организуется и оборудуется госпиталь для больных и раненых воинов на 35 кроватей. Примечательно, что разместился он в загородном архиерейском доме в Знаменской роще. Госпитали были учреждены и в уездных городах и местечках. В этом плане показателен пример фатежан и соборного протоиерея, сумевшего преодолеть, казалось бы, серьезные препятствия. Губернатор Муратов, принимая во внимание удаленность Фатежа от губернского центра и железной дороги, не разрешил направлять туда раненых и больных воинов. Но горожане добыли лошадей, удобные экипажи и, добившись разрешения, стали привозить раненых в свой госпиталь на личные сбережения.

– В годы Первой мировой войны духовенство было органично вписано в структуру государственного механизма управления. Как оно проявляло себя?

– На долю духовенства выпала тяжелая ответственная задача морального воздействия на паству, т.е. практически на всех жителей губернии, материальной поддержки и обеспечения семей воинов, призванных на войну. По инициативе священников на курской земле зарождались новые формы оказания социальной помощи, которые затем получили развитие в других исторических условиях. В селах, к примеру, обычной была картина, когда священник, собрав учащихся церковной школы, шел с ними на огороды семей, призванных на войну, где дети с охотой копали картофель, рубили дрова во дворе. В зимнее время под влиянием отцов законоучителей они приносили солому для топлива в дома фронтовиков, делились завтраками с их детьми, весной стерегли скот и свозили со двора навоз.



В женских церковно-приходских школах под руководством матушек и учительниц девочки и взрослые женщины шили белье для солдат, изготовляли теплые фуфайки, вязали чулки и перчатки. Так, в Фатежском уезде до 1 апреля 1916 года насчитывалось 300 пар белья, до 200 пар перчаток, более 300 пар чулок и множество других мелких вещей – платков, полотенец, кисетов.             

С подачи владыки в Курске на пожертвование городского духовенства устраивались ясли для детей, отцы которых воевали, а матери с утра были на работе. Более двух десятков таких детишек, начиная с двухлетнего возраста, оставались здесь на целый день под присмотром и накормленными. Эту идею подхватили и в других местах губернии: всего было организовано 40 яслей.

Не остались в стороне от социального служения в трудную годину и монастыри. Госпитали были открыты в курских Знаменском и Троицком женском монастырях, в Коренной пустыни. На средства девяти других монастырей в здании церковно-приходской школы при Воскресенском соборе г.Курска работал госпиталь на 30-40 человек.

Но священники трудились не только в тылу. Курское духовенство было достойно представлено и на фронте, где выполняло свой профессиональный долг в качестве псаломщиков, священников.

Многие семинаристы рвались на фронт. Так, за полтора года с начала войны из семинарии с разрешения родителей уволилось 40 человек для поступления добровольцами-санитарами в действующую армию и на краткосрочные офицерские курсы.

– Анатолий Тимофеевич, десять лет назад по случаю 90-летия Первой мировой войны вы опубликовали в «Курской правде» статью, основанную на архивных материалах. Говоря о бесчеловечном обращении с русскими пленными, вы проводите параллель с издевательствами фашистов над гражданским населением в годы Великой Отечественной войны и задаетесь вопросом: «Чего тут больше: случайности или закономерности?» Как бы сегодня вы ответили на него?

– Ответ на этот вопрос дает сам ход истории. Уже в начале Первой мировой войны, по наблюдениям современников, Германия ясно показала, что нормы международного права для нее не существуют, что при превосходстве силы нет надобности соблюдать какое бы то ни было право.

После войны, как известно, разразился мировой экономический кризис. Острее всего его почувствовала Германия. Создавшиеся условия породили возникновение Национал-социалистической рабочей партии, в основе идеологии которой лежал принцип расового превосходства одних наций над другими, уничтожения инакомыслящих. В результате возник страшный феномен XX века – нацизм с концентрационными лагерями, газовыми камерами и т.д. Так что ответ на вопрос о случайности или закономерности, полагаю, очевиден.

– Исторические параллели ситуаций начала XX-го и XXI-го века действительно напрашиваются. В ряде стран Восточной Европы как будто забыли, чем обернулось попустительство нацистам в конце 30-х годов. И процессы, которые мы наблюдаем сегодня в Украине, тоже имеют аналогии в прошлом. История повторяется?

– Увы, быстро стирается историческая память, забывается о том, что «умиротворительная» политика западных демократий, попустительство нацистам в конце 30-х годов прошлого века позволили Гитлеру поочередно покорить европейские страны и развязать Вторую мировую войну. Прошло всего 70 лет с тех времен, когда во всех странах антигитлеровской коалиции набатом звучало: «Это не должно повториться». И вот сегодня палачи и убийцы возводятся в ранг национальных героев. Карателей из полицейских батальонов, легионеров «Ваффен-СС», квалифицированных Международным Нюрнбергским трибуналом как преступников, в Латвии стали преподносить как борцов за свободу и независимость.

 

При попустительстве украинских властей национальными героями стали превозносить пособников фашистов. Факельное шествие имени С. Бандеры, состоявшееся 1 января в Киеве и нескольких городах Украины, – это тревожные тенденции. И самое страшное то, что к фашистской идеологии примкнули представители оппозиции и участники Евромайдана, призывая к межнациональной вражде, противостоянию, что фашиствующие группировки типа «Правого сектора» получают моральную, политическую и финансовую помощь Запада. Это не просто выстрел из прошлого, это выстрел в будущее украинского государства.

И все-таки хочется верить, что в мире, в самой Украине есть силы, которые способны  противостоять неонацизму и остановить его шествие по планете. 

Беседовала
Валентина ЗАЙЦЕВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий