Взгляд из-за парты

Один из самых спорных вопросов сейчас – как преподавать историю в школе. Потому что от этого во многом зависит, с каким взглядом на свою страну будущий ее наследник шагнет от школьной парты в большую жизнь. От чего, в свою очередь, зависит, как будет складываться история России в дальнейшем. Так что тема – архиважная. Мы предложили обсудить ее практикам – преподавателям истории из города Дмитриева, окончившим некогда «тот самый истпед».



Валентина КРЮКОВА,
директор средней общеобразовательной школы №2 г. Дмитриева:

– Сейчас у преподавателей очень большие проблемы с трактовкой современной истории России, начиная с 1985 года. Нет объективного учебника, освещающего события этого времени. Как нынешний учитель должен объяснять школьнику, чем живет сейчас страна, в каком русле? Обязательно нужен методический учебник, который стал бы образцом преподавания. Кроме того, у нас сложности и с освещением Октябрьской революции: мы фактически умалчиваем о событиях 1917 года, поскольку в учебнике об этом всего несколько строк.

Да, в сущности, и некогда развивать тему, ведь теперь на Великую Отечественную войну, например, выделяется вместо 15 часов всего пять! А ведь есть еще такая форма, как эссе, где развивается творческий подход. Но у нынешнего школьного учителя нет возможности этим заниматься. К тому же нужно готовить учеников к сдаче ЕГЭ, где требуется не собственная оценка, заставляющая ребенка думать, аргументировать свои выводы, а просто механический ответ. Нет на уроках возможности развивать мышление, а ведь оно остро необходимо!

И при этом мы еще должны научить ребенка патриотизму, чувству гордости за свою страну. А в учебнике истории – сплошной негатив в отношении России, причем изложенный явно предвзято и избирательно. Историю нужно излагать более объективно, тем более когда речь идет о собственной стране. Конечно, ее нельзя идеализировать, но и критиковать за все подряд тоже, тем более что эта критика во многом незаслуженная. У нас по-настоящему великая история, которая внушает законную гордость за свершения наших предков. И надо понимать, что именно отсюда возникает патриотизм, любовь к Родине – благодаря осознанию этого величия. У нас же почему-то все происходит иначе: новые наследники власти обычно стараются оболгать предшественников.

Да, история у нас сложная и существует множество различных мнений и оценок тех или иных событий. Но подходить ко всему этому нужно взвешенно. Мы, школьные историки, пытаемся говорить своим ученикам о том, что есть и другие точки зрения, с помощью периодики и других источников информации объяснять, на чем они основаны. Но нельзя переписывать школьные учебники в угоду сиюминутным веяниям. Вот, к примеру, Америка свои учебники не меняет, что бы ни было, и все произошедшее трактует в свою пользу. Поэтому там дети растут с чувством гордости за свою нацию.

Мы у себя стараемся это делать на примере своей малой родины. Изучаем те памятники культуры и истории, которые находятся у нас в Дмитриеве, собираем по крупицам сведения о жизни наших предков. Создали два школьных музея – народных традиций, где с помощью старинных предметов воссоздан дореволюционный быт дмитриевских крестьян, и зал боевой славы. В общем, пытаемся восполнить пробелы школьного курса истории с помощью собственных программ и планов занятий. Тут, кстати, могло бы помочь создание гуманитарных классов. Это ведь еще и возможность провести профориентацию школьников. Мы же когда-то не просто так выбрали истпед, мы шли туда совершенно сознательно, потому что он давал классическое образование. Его выпускник мог и преподавателем работать, и директором школы. Подготовка была разносторонней: еще студентами нас бросали в разные стихии. В 18 лет мы могли и должны были организовывать и проводить различные мероприятия. Истпед дал нам умение учиться и адаптироваться к любой ситуации. Это была закалка на всю жизнь!

Вера ДУБИНИНА,
учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №2 г. Дмитриева:

– Так как мы выпускники курского истпеда, где нас учили профессора Петр Иванович Остриков и Павел Васильевич Иванов, то прекрасно помним их лекции. К сожалению, с нынешним школьным учебником истории здесь явные расхождения. А поскольку получается, что это мнение личное, и оно отличается от официальной трактовки событий и явлений, я своим ученикам так и говорю: «Это мое мнение, а остальное вы можете узнать из других источников – книг, телевидения, интернета». У меня просто другой подход к преподаванию истории в школе, не по учебнику.

Вообще, необходимо объяснять детям, что есть множество трактовок. Одни и те же исторические события с разных точек зрения выглядят по-разному. Есть мнение бедных и есть – богатых, образованных и неграмотных. В целом же история – это слагаемое множества подходов и оценок. Но для меня в ней главное – ответ на вопрос: как люди выживали в невероятно трудных условиях? Ведь по выживаемости ни одна нация нам в подметки не годится! Есть в нашем школьном музее старинные кружева: они – символ того, как русская женщина преодолевала трудности, спасала семью. Нас и в институте учили: не так важно знать точную дату события и место, где оно произошло, как то, чем оно повлияло на жизнь людей, благодаря чему они смогли выжить.

Вообще в школьном преподавании истории очень важно понять дух нашего народа, его культуру. И уроки должны строиться по этой канве. Ведь она определяет содержание жизни, ее ход. А в нынешнем учебнике наша история и ее трактовка представлены с точностью до наоборот. Помимо этого, перед педагогами стоит задача научить детей вырабатывать свою точку зрения. Сейчас для них самое проблемное – социализация. Наше общество находится, по большому счету, в состоянии анемии: институт семьи разрушается, культура превращается, в сущности, в антикультуру. И что при этом делается в школе? С одной стороны, декларируется необходимость знания своей истории и культуры, а с другой – сокращается ее школьный курс. Это неправильно. Сокращать преподавание истории равносильно уничтожению нации, потому что без нее нельзя ввести человека в национальную культуру. Это то, что формирует наш культурный слой.



В этом смысле важны и уроки православной культуры. Ведь нашу национальную и религиозную культуру нельзя отрывать друг от друга. Но тут важно понимание: преподавать в школе нужно не Закон Божий, а именно православную культуру – иконопись, традиции, праздники. И это ни в коем случае нельзя навязывать и поручать людям, не имеющим педагогической подготовки. Преподавать детям должны не церковные служители, а специалисты по истории и культуре.

А в целом сегодня мне больше нравится вести уроки, чем в советские времена: тогда требовали больше основываться на материалах партийных съездов, хотя чаще всего это было совершенно бесполезно. Но сейчас возникают сложности в работе из-за огромного количества материалов. Нам, провинциальным историкам, тяжело по шесть часов в день вести уроки. Не может школьный учитель быть универсалом. А, по сути, приходится.

Сегодня назрела необходимость знакомства детей с основами экономики, политологии, социологии. Но Министерством образования мы поставлены в такие условия, что приходится делать выбор: либо готовиться к экзаменам, либо формировать любовь к истории страны. Да, дети, которые выбирают ЕГЭ по истории, мотивированы, но все равно вынуждены готовиться к экзамену по математике. Еще проблема – практически нет языковой практики. Набор слов учеников настолько ограничен, что они не умеют выражать свои мысли. Более того, педагоги по вокалу жалуются: «У ребенка голос есть, но петь не может, потому что слова песни не запоминает. Просто не понимает их».

При этом добавляет сложностей чехарда с учебниками: тратятся деньги на их издание, а они потом отменяются. К тому же содержание слишком формализовано, не учит размышлять. И из него очень многое исчезло: о важнейших исторических событиях говорится до обидного мало. К тому же освещаются они так однобоко, что, похоже, будто писал товарищ из американского посольства. Очень сильно грешат односторонностью. Я в этой связи часто вспоминаю нашу институтскую преподавательницу Наталью Владимировну Иванову. Она всегда старалась дать различные точки зрения на предмет и тем самым выработать свою.

Вообще, традиции нашего истпеда – это такая сильная энергетика! Вот к юбилею комсомола я познакомила ребят с комсомольскими песнями, которые мы пели студентами. Им так понравилось! Видели бы вы, как они их слушали! Ведь в каждой песне еще и история страны, события, которые проступают сквозь слова и музыку. Да, мы тогда были очень молоды, но нам доверяли любое дело и спрашивали за него по полной программе. И это в нас заложено очень прочно: я же с истпеда, значит, могу справиться с любой ситуацией. Тогда на факультете давался такой мощный заряд молодежи на созидание!

Татьяна ДЕМИНА,
учитель истории и обществознания Первоавгустовской средней общеобразовательной школы Дмитриевского района:

– Для меня самая главная проблема в преподавании школьного курса истории – исчезновение из него личностей. Особенно это заметно по советскому периоду. Когда мы учились, то знали о героях Великой Отечественной войны – Зое Космодемьянской, Александре Матросове, Олеге Кошевом, Николае Гастелло. А сейчас этих фамилий нет в учебнике. Молодое поколение о них не знает. Но тогда о каком воспитании патриотизма может идти речь? Как можно научить любви к своей Родине, если нет конкретных примеров беззаветного служения ей, когда молодые люди жизнь отдавали ради того, чтобы защитить ее от врагов? И без таких примеров невозможно нравственное воспитание подрастающего поколения. У нас же все сейчас наоборот: телевидение, СМИ, интернет заполнены как раз примерами безнравственности, огульно критического отношения к своей стране, ее истории.

Да, религия говорит о нравственности, и в этом смысле православная культура – важный фактор в воспитании морали, духовности. Но история сама по себе требует говорить о личности, реальных людях. Ведь творят ее все-таки не безликие массы. И дети воспринимают конкретные примеры всегда лучше, чем абстрактные размышления. Вот в школе № 2 Вера Дмитриевна Дубинина создала очень хороший исторический музей, зал боевой славы. И в его стенах уроки истории уже по-другому проходят: дети замолкают и буквально впитывают знания. Ведь некоторые на занятиях просто не понимают значения тех или иных событий, изложенных в учебниках. А вот когда они участвуют в таких мероприятиях, где можно увидеть все наглядно, отношение меняется от безразличного к заинтересованному.

Видя, какие люди и судьбы стоят за понятиями «мужество», «массовый героизм советских людей» во время Великой Отечественной войны, они лучше понимают, чего стоила нам та победа. Когда им рассказывают о героях войны, у них слезы на глазах выступают. А ведь современных детей не так-то легко растрогать, они много всякого видят – и по ТВ, и в интернете. К сожалению, там очень много мусора, лжи, негатива. Поэтому, раз мы говорим о необходимости воспитания достойного гражданина своей страны, нужно больше рассказывать о примерах патриотизма, служения Отечеству.

Очень важную роль здесь играет и возрождение национальных традиций, погружение в русскую культуру. Сейчас широко празднуется западный День святого Валентина, а ведь у нас есть свой праздник, посвященный любви и верности, – День Петра и Февронии. Вот с этим нужно детей знакомить. Они должны больше знать о роли народа в истории самой России – об ополчении в Смутное время, партизанских отрядах крестьян во время Отечественной войны 1812 года, истоках нашей культуры со времен Древней Руси. Причем тоже на конкретных примерах – археологических находках, музейных экспонатах. Ведь любовь к Родине – это любовь и к культуре. Необходимо усилить ее значимость в школьном курсе.

Помню, когда мы были студентами истпеда, наш декан Лев Васильевич Шабанов говорил: «Мы самая лучшая страна!» Эту же любовь к Родине нам прививали другие преподаватели – Елена Илиодоровна Матва, профессор Петр Иванович Остриков. Именно истпед сделал нас фанатами своего дела, преданными любимой профессии.

Подготовила
Елена БАЙБАКОВА
Дмитриевский район


< Вернуться к содержанию

VIP # 01-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий