Обыкновенная биография в необыкновенное время

Люди, знающие Аркадия Гайдара, называли его биографию необычной, на что он отвечал: «Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время».  Благодаря краеведам, исследователям творчества лучшего детского писателя, мы узнали многие неоднозначные подробности его жизни. Но это не снижает нашего интереса к нему.  С новой силой он вспыхнул в дни празднования 110-летия со дня рождения Гайдара.

Малая родина –  город Льгов

О том, что Аркадий Гайдар родился именно здесь, стало известно в 1959 году. Директор Льговского Дома пионеров, увлеченный педагог, краевед Семен Лагутич, в одном из изданий увидел фотокопии первой страницы школьного календаря «Товарищ», где юный Аркадий написал, что родился 9 февраля 1904 года в городе Льгове Курской губернии. До этого считалось, что Аркадий Петрович родом из Арзамаса Новгородской области. Семен Лагутич занялся поисковой работой, подключил к ней пионеров. Любознательные помощники нашли среди старожилов тех, кто знал Голиковых. В архивах обнаружили документы, подтверждающие версию краеведа. Удалось разыскать дом, в котором родился будущий писатель. Раньше это была школа при сахзаводе и при ней – квартира учителей, родителей Аркадия Голикова – Петра Исидоровича и Натальи Аркадьевны.

 Накануне 60-летия со дня рождения писателя в Доме пионеров открыли народный музей его имени, в центре города установили памятник, отлитый в Москве. Энтузиазму льговских школьников не было предела. Вместе со сверстниками города Канева, где похоронен автор «Тимура и его команды», они обратились в Министерство морского флота сначала с просьбой назвать корабль именем любимого писателя, затем предложили дать имя «Льгов» теплоходу, для постройки которого собрали 22 тысячи тонн металлолома. Ходатайство удовлетворили. Также были построены два тепловоза, одному из которых присвоено имя А.П. Гайдара, другой назвали «Льговский пионер». В 1964 году во Льгов впервые приехал Тимур Аркадьевич Гайдар с женой и сыном Егором. Эта встреча положила начало большой дружбе с ребятами из общественного совета народного музея.

 

Факты эти к биографии Аркадия Петровича, на первый взгляд, отношения не имеют, но только на первый, потому что ребят воодушевляли отважные, бесстрашные, любящие Родину герои книг «всадника, скачущего впереди». И чиновники от районного до столичного уровня ценили проявление патрио­тизма у подрастающего поколения. Популярность музея при Доме пионеров достигла такого уровня, что в Курском областном управлении культуры решили открыть во Льгове литературно-мемориальный музей Аркадия Петровича Гайдара (народный). После капитального ремонта бывшей земской школы весной 1973‑го он распахнул свои двери.

Дорогая сердцу память

…Пианино, старинное зеркало, обшитый кожей сундук, швейная машинка, стол, накрытый вязаной скатертью, на нем самовар, чайник. Создается ощущение, что хозяйка гостиной вот-вот раздвинет портьеры на дверях и пригласит на чай. Не знаю, кто как, но я испытала замешательство: разве может быть музей одновременно по-домашнему уютным и полностью погружающим в атмосферу той среды, в которой рос будущий писатель? Мемориальной называется эта его часть. Есть и современная, с различными тематическими отделами. Ведь в музее находится более пяти тысяч экспонатов! Но именно мемориальная признана памятником культуры. Сотрудники воссоздали комнату Натальи Аркадьевны, кабинет Петра Исидоровича, класс, в котором он преподавал. Сделали это с большой любовью. Недавно назначенная заведующей Галина Ивановна Чуркина в школьные годы была членом музейного совета и проводила экскурсии. И многое из того, что вышила и связала в свое время ее мама-рукодельница, передала музею.

– Интересна история семьи Голиковых, – говорит Галина Ивановна. – Прадед Аркадия Гайдара по отцовской линии – крепостной князей Голицыных, был отдан в рекруты, в сорок пять лет стал вольным, получил надел, занялся крестьянским трудом. Его сын Исидор научился столярничать, перебрался из родного села в Щигры. Мастер был отменный. Первым из рода получил образование его сын Петр. Он окончил Курскую учительскую семинарию и вместе с женой Натальей Аркадьевной в 1899 году приехал во Льгов учительствовать. Наталья Аркадьевна принадлежала к дворянскому сословию. Ее предки служили офицерами не очень высоких чинов, состояли в родстве с Лермонтовыми.

 В доме, который впоследствии стал музеем, родились у супругов сын Аркадий и дочери Наталья и Ольга. Аркаша прожил здесь первые пять лет, поэтому мало что помнил: «Большие синие сливы, разноцветные маленькие домики в саду, и над ними рой золотистых пчёл да верстак со стружками, пахнущими сосновым лесом...». Но благодаря воспоминаниям старожилов удалось восстановить дорогие сердцу эпизоды жизни Голиковых.

…Мы заходим в класс. Ученики Петра Исидоровича сидели за черно-коричневыми партами с откидывающимися крышками. С удовольствием их обживают нынешние школьники, для которых сотрудники музея проводят «Уроки прошлого». Аз буки, веди, – пытаются запомнить ребята и на школьной доске записывают задачи, какие решали их сверстники в начале прошлого века.



На учительском столе лежит похвальный лист Ани Богомоловой. В школу она ходила из соседнего села. Зимой в непогоду оставалась ночевать в семье Голиковых. И видела, как вечерами Наталья Аркадьевна и Петр Исидорович читали своим детям сказки, сочиняли стихи. В доме было много книг.

– Все это оказало влияние на развитие внутреннего мира Аркаши, – подчеркивает заведующая экспозиционным отделом Ирина Хряпина. – Был такой случай. Начался дождь. Из дома пропал Аркадий. Тетя по линии мамы вышла на улицу и увидела, как мальчик подставляет булку под капли дождя. Тетя спрашивает: «Аркаша, что ты делаешь?» Он сдвинул брови и отвечает: «Я дождь ем с булкой».

Почти четыре года няней Аркаши была совсем юная Варя Ревенко. Она сердечно привязалась к Голиковым, и они к ней относились хорошо, запрещали называть их барином и барыней, а когда Аркаша задирался, просили давать ему сдачу. Она передала музею полученные в подарок от Натальи Аркадьевны блузку, сумочку, связанную крючком. Сохранила их, еще не зная, насколько дороги они будут льговчанам. Годы спустя, увидев фотографию грустного Аркаши с пустым кошельком в руках и веселой Талочки, державшей монету, она рассказала, что это было в день рождения Аркадия. Ему подарили кошелек и пятак. Но сестренка расплакалась, и, чтобы успокоить ее, он отдал ей монету.

Голиковы-старшие придерживались революционных взглядов. В фонде канцелярии губернатора курского архива сохранилось воспоминание члена РСДРП Е.И. Тихоновой: «Я встретилась с Петром Исидоровичем, когда выполняла задание Курского комитета РСДРП. Надо было съездить в Киев за нелегальной литературой. Часть ее было решено спрятать у Голиковых». В партии они тогда еще не состояли, но находились под надзором полиции как неблагонадежные. Опасаясь ареста, осенью 1908 года семья уехала в Поволжье и через три года обосновалась в Арзамасе.

Все это очень странно,  но все это было…

В 14-летнем возрасте Аркадий ушел на фронт. Сначала был адъютантом начальника обороны и охраны всех железных дорог республики. Через год в бою заменил убитого командира роты. В 16 командовал батальоном, в 17 – полком. В 1924 году Аркадия Петровича комиссовали по состоянию здоровья. Молодой человек задумался: чем заниматься? На основе дневниковых записей, какие он делал в Гражданскую войну, начал писать роман.

– Работал в Крыму, где на лечении находилась его мама Наталья Аркадьевна, – рассказывала Ирина Валерьевна Хряпина. – Это была первая после долгой разлуки и последняя встреча сына с мамой. Он вставал в шесть утра, бродил по местности, возвращался, выносил больную маму на балкон, вместе пили чай, а затем уединялся, правил рукопись и после обеда наизусть читал новые главы. Наталья Аркадьевна укрепила в сыне уверенность в выбранном пути. И свои «Дни поражений и побед» он повез в редакцию литературно-художественного альманаха «Ковш». Главный редактор Константин Федин сказал, что до романа рукопись недотягивает, и вынес вердикт: «Писать вы пока не умеете, но писать будете». А вот писатель Сергей Семенов говорил, что не мог оторваться, пока не дочитал повесть до конца, так как «здесь все живое: люди, сражения, бойцы, победы. Часто написано коряво, но с душой». Они отредактировали повесть и напечатали в альманахе в 1925 году. Вскоре она вышла отдельным изданием. Это единственное произведение, которое было опубликовано под настоящей фамилией – Голиков. Остальные выходили под псевдонимом Аркадий Гайдар.

В музее представлены прижизненные издания писателя из его личной библиотеки. Писать свои произведения он начал, работая корреспондентом областных и краевых газет в Перми, на Дальнем Востоке, в Архангельске. После того как семитысячным тиражом вышла автобиографическая повесть «Школа», получил моральные и материальные права оставить журналистику и заняться только художественной литературой.



Борис Камов, биограф Аркадия Гайдара, написавший о нем серию книг, в интервью центральным газетам рассказал о не менее драматической судьбе писателя:

– Будучи уже знаменитостью, он не имел своего угла, жил и работал в домах творчества, ютился у друзей, снимал дачу в Кунцево. Только в 1938 году Союз писателей выделил Аркадию Петровичу комнату в коммуналке. В 34-м он отказался написать повесть о Павлике Морозове. Когда арестовали жену, начал писать книгу о несправедливо арестованных. Повесть «Судьба барабанщика» – о 37-м годе. В ней много недоговорено, но ведь сколько сказано! И нигде – ни в черновике, ни в напечатанных текстах, ни в дневниковых записях, ни в письмах – не упоминает имя Сталина. Его книги постоянно подвергались критике. После опубликования «Военной тайны» обвинили в «идейных шатаниях». Нарком просвещения Надежда Крупская наложила запрет на печатание рассказа «Голубая чашка». После появления первых глав «Судьбы барабанщика» в «Пионерской правде» повесть была запрещена, ее набор рассыпан. Тут же был издан соответствующий циркуляр. Все книги писателя в школах и библиотеках были собраны, вывезены и сожжены. В 1938-м Аркадий Петрович ждал ареста. Спасло чудо. По давно составленному списку (а визировал его сам Сталин) наряду с другими писателями он был награжден орденом. Все обвинения мгновенно отпали.

Многое о судьбе Гайдара, участника Великой Отечественной войны, рассказала Ирина Хряпина:

– С первых дней войны Гайдар рвался на фронт. Друзья спрашивали: «Аркадий, куда ты спешишь, успеешь еще там побывать». На что он отвечал: «Вот идут дети из кинотеатра, они смотрели фильм «Тимур и его команда». Что я скажу, когда они подойдут и спросят: «Аркадий Петрович, а почему ты не на фронте?» Своего он добился. В качестве корреспондента «Комсомольской правды» 20 июля уехал в Киев, на подступах к которому уже шли бои. Мог бы улететь из осажденного города, но отказался и вместе с воинскими частями с боями выходил из окружения. Встретив партизан, остался в отряде. Погиб 26 октября в селе Лепляво. Там же его и похоронили. Осенью 47-го прах писателя был перевезен в город Канев и предан земле в городском парке на высоком холме.

 На книгах Гайдара выросло не одно поколение. Но после публикации повести Владимира Солоухина «Соленое озеро» о «противоправных действиях и злодеяниях» молодого Аркадия Голикова во время Гражданской войны раздел о его творчестве из школьной программы исключили. Публицист Борис Камов в книге «Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров» доказал, что приписываемые ему преступления не имеют документального подтверждения. На встрече с курской интеллигенцией вступил в полемику с писателями и историками, которые разделяют точку зрения Солоухина. Лишь кое в чем ему удалось убедить коллег по перу.

 Уже знакомая нам Галина Ивановна Чуркина в споре не участвовала, но собственное мнение на этот счет имеет:

– Убеждена, жестокий человек не написал бы книг, наполненных пат­риотизмом, которого сейчас многим недостает. Не сомневаюсь: Гайдара необходимо вернуть в школьную программу. А «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» хорошо бы знать каждому.

Член Союза писателей России льговский поэт и композитор Александр Селезнев сказал, что книги Гайдара содержат самые главные глаголы: жить, трудиться, любить и беречь.

… Биографию, как и историю, заново не перепишешь. Нам бы только научиться понимать и принимать их такими, какие они есть.

Галина ЧЕМОДУРОВА


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 01-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий