Как и остальные типографии страны, которые выжили в бурном потоке преобразований, прошла она, а вернее прошагала, семимильными шагами путь от высокой печати до полноцветной. Сегодня на «капитанском мостике» ее надежный рулевой – почетный работник культуры и искусства Курской области Анатолий Федорович Крюков. Накануне юбилея, который он отмечает в первый весенний месяц, с ним встретился наш корреспондент.
С полиграфией у Анатолия Крюкова связана вся сознательная жизнь, так что он прекрасно помнит и шрифтовые кассы, и линотипы, и формы-изложницы, и процесс травления при изготовлении фотоснимков. Одним словом, все то, что составляло основу печати еще каких-то два десятка лет тому назад.
Сегодняшнему поколению молодых журналистов трудно себе представить весь тогдашний процесс создания газеты. Тексты набирались не на компьютере, а на печатной машинке, снимки для полосы делали не цифровым фотоаппаратом, а самым обычным, потом пленка проявлялась в лаборатории, «бумажный вариант» редакторы «кадрировали», точно рассчитывая, какого размера заказать клише. Заголовки набирали в кассе вручную, и если ответственный секретарь, не дай Бог, ошибался с размером, то приходилось ждать, пока наборщик все переделает. Строчки отливали на линотипе, и даже если в строку закрадывалась одна-единственная ошибка, приходилось заново переливать ее всю. А если текст полностью не помещался, то верстальщики рядом с формой выставляли лишние строчки и печально напоминали редакторам, что рама не резиновая, а стальная, так что придется все сокращать. А если, напротив, его было маловато, то приходилось либо «разбивать» дырочки, либо дописывать текст. Ювелирной точности требовали и снимки – их нужно было рассчитать так, чтобы они точно вошли в полосу. И еще масса всяких тонкостей и сложностей, которые назывались процессом создания газеты.
Но все эти сложности и тонкости с годами становились привычным делом, а если руководитель наладил процесс, то предприятие работало ровно и стабильно. И вдруг грянули перемены. Да не простые, а кардинальные.
Чтобы не выпасть из обоймы, пришлось очень срочно осваивать новинки, которые подбрасывала жизнь. На муниципальном предприятии, которое Крюков возглавил после ухода на пенсию прежнего директора Валентина Бурцева (болельщики, безусловно, помнят одного из зачинателей курского футбола) дела шли не слишком уж успешно. Начавшиеся в России преобразования потребовали капитального ремонта всей полиграфической отрасли, при этом средства выделяли лишь на косметический…
– Времена были непростые для всех, – вспоминает Анатолий Федорович. – Образно выражаясь, черный вол на ногу наступил. И каждый в такой ситуации принимал решение самостоятельно. Готовых рецептов не было, да и быть не могло – все были первопроходцами.
Думали-думали полиграфисты, как выйти из положения, и придумали. Собрали весь имевшийся в типографии свинец (именно из него отливали строчки, которые потом становились печатными текстами), переплавили его в «чушки», нашли предприятие, которое готово было заплатить за ставшие никому не нужными отходы производства, погрузили их в машину и отправили в путь-дорогу.
Но не обошлось без курьезов. Грузом, который переправляли в другой город, заинтересовались компетентные органы. К счастью, вовремя разобрались что к чему. Сделка состоялась, на вырученные деньги обновили техническую базу. Вот так высокая печать помогла прогрессу: отходы пошли в доходы.
К исполнению директорских обязанностей Анатолий Федорович приступил в октябре 1997-го, то есть в последнем квартале календарного и финансового года. Пришлось немало покрутиться, чтобы выправить ситуацию. Ведь с покупкой современного оборудования проблемы не закончились, скорее, только начались. Предстояло осваивать сложную технику, искать специалистов со стороны и обучать собственные кадры. И это еще половина дела. Требовались заказы и рынки сбыта. Нашли и то и другое.
Интересуюсь, не пожалел ли, что связал свою жизнь с полиграфией, и слышу однозначный ответ:
– Нет, не пожалел. Хотя и попал в полиграфисты, можно сказать, случайно.
Признается, что с детства мечтал стать моряком. На утренниках в красивом матросском костюме маленький Толя всегда танцевал зажигательный танец. И взрослые восхищенно ахали и произносили одну и ту же фразу: «Будешь настоящим моряком!»
Фраза так прочно вошла в сознание, что ни о какой другой профессии и не думал. Но мы предполагаем, а Господь располагает. Когда проходил врачебную комиссию, опытный врач-оториноларинголог вынес свой приговор:
– По некоторым параметрам не подходишь для службы во флоте.
И пришлось расстаться с мечтой о море, а воинскую службу нести на суше – в группе советских войск в Германии, в знаменитом Бранденбурге. После демобилизации особых мыслей о том, куда пойти работать, не было. И судьба сама подбросила решение.
– Пришел становиться на учет в райком комсомола, а тут как раз из Обоянского района выделили Медвенский, создали оргкомитет по образованию районной комсомольской организации. Поскольку в армии я был в числе комсомольских активистов, предложение встретил позитивно.
Ездили с молоденькой девчушкой по селам, да что там ездили, порой и пешим ходом передвигались, наматывая приличное количество километров: проводили комсомольские собрания, а затем протоколы отвозили в район. И там меня заприметил редактор – тоже приезжий, из Суджи, он-то и предложил работу.
Взяли Анатолия на должность бригадира в районную типографию в Медвенке. Место это примечательно тем, что в довоенные годы именно здесь осваивал азы журналистики наш знаменитый земляк Константин Воробьев.
Забот у молодого сотрудника было немало: и газетную бумагу разрезал, вручную закладывая ее в машины, и металл плавил. Приходилось даже в строчки литеры складывать. Работа не сахар, если учесть, что строчки эти отливали из свинца, сплавленного с сурьмой и оловом. Не зря же производство считалось вредным: и молоко сотрудникам давали, и на пенсию раньше отправляли. Помимо всего прочего на него возлагалась обязанность организовывать работу персонала, выписывать счета, четко следуя прейскуранту. Если что сделал неверно – тебя накажут так, что мало не покажется, с членов партии спрос был повышенный всегда.
– И что же дальше? Был же карьерный рост.
– Работал главным инженером в областном управлении издательств, полиграфии и книжной торговли, которое в ту пору ведало всеми 28 районными типографиями и финансировало издание районных газет.
Работа и ответственная, и в то же время суматошная: у каждого предприятия свой производственный план, который должен быть выполнен. И оборудование надо было содержать в полном порядке, а когда срок истекал – менять.
Это сегодня за словом «управление» сразу рисуются солидные штаты, а тогда в организации было всего семь человек, плюс четверо наладчиков на всю область. Много занимались строительством...
Потом был период, когда Крюкову пришлось заняться «бумажной» работой. Но скучная рутина не в его характере, и он решил сменить профессию и попробовать себя совершенно в ином качестве – перешел в появившуюся в городе организацию обязательного медицинского страхования. Курские заводы тогда еще были на плаву, три из них – «Электроагрегат», АПЗ-20 и «Счетмаш» – создали свою страховую организацию, чтобы сотрудники, которые заболевали на производстве, могли не беспокоиться, что останутся без оплаты лечения. Когда и у предприятий наступили не лучшие времена и начались массовые сокращения, страховая медицина поменяла свой статус.
И Крюков вернулся к истокам, возглавив городскую типографию.
Сегодня это совершенно иное, чем в прежние годы предприятие. Здесь выпускают не только газетную, бланочную, книжно-журнальную и этикеточно-изобразительную продукцию, брошюры, но и осуществляют полный цикл допечатной подготовки изданий. Помимо этого оказывают услуги по переплету книг. Студенты прекрасно знают, что здесь их диплом или курсовую работу переплетут быстро, качественно и сравнительно недорого. Типография, которая выполняет заказ в течение нескольких часов, – настоящая находка для тех, кто «грызет гранит науки».
Когда-то этот «гранит» попробовал на вкус и Анатолий Крюков. К работе в типографии, что называется, сердцем прикипел и решил пополнить профессиональные знания. Сдал документы в Московский полиграфический институт на очное отделение. Но что-то не заладилось, и на экзамене по физике, как говорят, произошло полное затмение. Впрочем, уезжать из столицы побежденным не собирался и подал документы на заочное. Поскольку времени было в обрез, дожидаться итогов последнего экзамена (это было сочинение) не стал, уехал домой, где его и догнала счастливая весть о зачислении. Быстро пролетели студенческие годы, в которых было много интересного и познавательного, и вот диплом выпускника инженерно-экономического факультета на руках. А значит, и спрос со специалиста с высшим образованием тоже возрос. Кому много дано – с того много спросится – гласит народная мудрость.
Но вернемся в день нынешний. Полностью обновленное оборудование в городской типографии позволяет применять самые современные технологии. С появлением в 2005 году машины цифровой офсетной печати появились новые заказчики, в общем объеме выпускаемой продукции значительно увеличилась доля книжно-журнальных и других многоцветных изданий.
Собственно, термин «полиграфия» обозначает процесс создания печатной продукции при помощи большого набора средств – технических и технологических, материалов и, конечно, профессиональных знаний. Не один год знаю Виктора Федоровича и всегда поражаюсь, насколько глубоко владеет он всеми тонкостями полиграфии – дела, которому отдал не один десяток лет жизни. А с газетчиками у него сложились самые добрые отношения.
– Журналисты и полиграфисты, по большому счету, самые близкие люди: вы пишете – мы воплощаем ваши мысли в печатных изданиях. И праздник у нас общий – День печати, – улыбается мой собеседник. – Так что друг без друга – никуда. В слове «печать» – корни общие.
Что касается личных корней, то Анатолий Федорович знает о них все. Проследил свою родословную (помог председатель Курского областного историко-родословного общества Евгений Семенович Карпук) аж с 1680 года. Есть кому историю рассказать и по наследству передать.
– Нас, Крюковых, – целая футбольная команда набирается, – с гордостью говорит он. В семье трое сыновей: я –старший, Виктор – средний и Николай – младший. Отец держал нас в строгости, если провинишься – пускал в ход ремень. Но выросли крепкими и морально, и физически.
Заметим, что братья – люди в Курске известные. Виктор Федорович – заслуженный юрист РФ, почетный работник сферы правопорядка Курской области, кандидат юридических наук. Николай Федорович – полковник милиции в запасе, бывший заместитель начальника областного УВД, начальник штаба, сейчас трудится в областной администрации. Начинал путь участковым инспектором, окончил Академию МВД РФ, побывал в «горячих» точках.
В свою команду Анатолий Федорович записал, конечно, и супругу Надежду Ивановну, с которой прожили в браке более четырех десятков лет. До сих пор помнит, как впервые увидел ее на танцах в Доме культуры – юную, красивую вчерашнюю выпускницу пединститута. Но девушка не сразу ответила взаимностью, присматривалась поначалу. Сердце ее растаяло окончательно и бесповоротно, когда Анатолий приехал навестить ее в соседнее село. Как сама признается, подкупили его доброта и способность к состраданию. Когда сделал предложение, сказала заветное «да». И было все честь по чести: вначале, как и положено, сватовство, затем веселая свадьба.
Имена сыновьям выбирал сам: первенца назвал Андреем, младшего – Алешкой. Они давно уже выросли, семьями обзавелись. Гордится Анатолий Федорович и сыновьями (Андрей служит в управлении Госнаркоконтроля, в 40 лет стал полковником, а Алексей на кафедре патологической физиологии КГМУ, защитил кандидатскую диссертацию), и невестками Светланой и Еленой, которых считает полноправными членами своей большой и дружной «команды». Но особо нежные чувства питает к внукам Александру, Никите, Тимофею и Дмитрию. Примечательно, что имена детям в семье выбирают всегда только мужчины.
Общаться с Анатолией Федоровичем всегда приятно, человек он знающий и, как говорят, коммуникабельный, но злоупотреблять гостеприимством нельзя: у директора городской типографии дел невпроворот (пока беседовали, телефоны звонили постоянно). Напоследок задаю традиционный вопрос:
– Что вы еще ждете от жизни?
И слышу потрясающий ответ – не о карьере и не о глобализации отрасли, о глубоко личном:
– Все мы с нетерпением ждем появления на свет еще одного Крюкова. Еще одного члена «футбольной команды», в которой и заключается вся моя жизнь...
Беседовала
Александра ЧЕРНЫХ
Когда верстался номер, в семье Крюковых произошло радостное событие: команда пополнилась еще одним полноправным членом – на этот раз долгожданной внучкой. От души поздравляем!